ИКТ "Игры для Тигры" Компьютерная логопедическая программа по развитию речи детей от 3 до 7 лет
компьютерная программа по логопедии по теме

Зарецкая Анна Романовна

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

города Москвы

Детский сад комбинированного вида №1892

Аннотация программы:

 «Игры для Тигры».

Учитель-логопед:

Мясик Анна Романовна

Москва 2013

Компьютерная логопедическая программа

“Игры для Тигры”

Описание программы.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985).

www.defectolog.ru

2003 год

CD диск

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Программа содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Данная программа представляет собой учебную игру.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока –

Звукопроизношение,

Просодика (интонация — тон, интенсивность, длительность),

Фонематика (раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку),

Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

•  звукопроизношение,

•  просодические компоненты устной речи,

•  фонематический слух и восприятие,

•  лексические и грамматические средства языка,

•  коммуникативные навыки,

•  артикуляционная моторика,

•  обратные речевые кинестезии,

•  мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),

•  слуховое и зрительное восприятие,

•  внимание,

•  вербальная и зрительная память,

•  воля и мотивация,

•  словесно-логическое мышление.

В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

Программа предназначена для дошкольников с общим недоразвитием речи.

В состав игры входят:

- исполняемые программы,

- аудио,

- видео,

- текст,

- меняющийся уровень сложности.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

-    компьютерную программу,

- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

 Задачи программы.

Программа "Игры для Тигры" позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии (нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга), дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации* артикуляционного аппарата), ринолалии (дефект звукопроизношения), заикании (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.), а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы "Игры для Тигры" способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

В программе приведено более 50 игр и упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

* Иннервация - снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).

Основные принципы, положенные в основу построения программы "Игры для Тигры":

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития,

- игровая форма обучения,

- интерактивность,

- полисенсорное (это учебная деятельность, во время которой в процессе восприятия информации задействованы все органы чувств (слух, зрения, обоняние и др.) воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы (термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой–либо одной модальности.) и способствует активизации компенсаторных механизмов,

- дифференцированный подход к обучению.

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки, - объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные, создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Технические характеристики программы.

Платформа: Windows 95/98/NT/ME/2000/XP

Системные требования: Процессор: Pentium 233 МГц

Память: 32 МБ

Видеокарта: 1 МБ, 800х600, DirectX 5.0

Аудиокарта: Совместимая с DirectX 5.0

Свободное место на ЖД: 200 МБ

Гарнитура: Стандартный микрофон

Доп. информация:

Запуск программы: Для запуска программы необходимо взломать защиту Star Force

В программе StarFuck под кнопкой preferences скрывается русский язык

1. Образ надо подключить через программу Alcohol с включенной эмуляцией физической подписи диска (Настройки - эмуляция RMPS)

2. Отключить все IDE CD-DVD ROM физически (например выдернуть питание) или программно (для этого и нужна программа StarFuck)

В программе StarFuck надо создать лоадер для игры для этого установить вид защиты на StarForce 3.4.63.2 и нажать кнопку Createur de Lanceur (Создать запускатель).

Затем выбираем справа вместо DaemonTools - Alcohol и начинаем нажимать на кнопки ниже.

При этом указываем расположение файла запуска игры tigra.exe, расположение образа диска tigra.mdf.

Нажимаем кнопку Creer un Lanceur и выбираем где создать ярлык для запуска игры и его название (например прямо на рабочем столе).

Запускаем игру с помощью созданного ярлыка и вводим указанный ключ при запросе.

Наличие высшего педагогического образования (логопедического).

Комментарии, замечания и предложения.

В целом программа разработана отлично, в ней собраны все материалы необходимые для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста. Но, по-моему, данная программа не оказывает сильного влияния на ребенка, т.к. в детском возрасте дети обращают внимание не на задания, предложенные в данной программе а на сам процесс игры в компьютер. Используя эту программу, ребенок перестает использовать речь, т.к. программа того не требует. Логопеду постоянно приходится напоминать ребенку о том, чтобы тот описывал свои действия и свой выбор ответа. В связи с этим коррекционная работа может быть затянута на длительное время. На практике я наблюдала данную программу и ее воздействие на детей, могу сказать только, что я не удовлетворена работой данной программы и не стала бы ее использовать в своей работе. Я считаю, что традиционные методы обучения, включающие в себя непосредственный контакт ребенка  и логопеда, лучше и оказывает намного более сильное влияние на коррекцию общего недоразвития речи.

Используемые ссылки:

  1. www.defectolog.ru
  2. http://www.logoped.org/out.php?id=64
  3. http://www.logopunkt.ru/tigra.htm
  4. http://www.razvivalki.ru/?agn=177&f=3116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом по развитию речи детей

Логопедический альбом по развитию речи детей дошкольного возраста              Развитие речи детей одна из важных задач, которые ставит...

«ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ·        ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ·        ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА·...

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

Логопедический материал на развитие речи детей(старшего возраста) «Коррекционные упражнения на воде.»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Основные виды упражнений, используются на занятии в бассейне для детей с общим недоразвитием речи. Они направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Логопедические аспекты в развитии речи детей. Вопросы преемственности дошкольного и школьного обучения.

Статья для логопедов, работников дошкольного образования, учителей начальной школы и родителей.Яковлева Екатерина АлексеевнаУчитель-логопед I квалификационной категорииГБДОУ д/с калининского района Са...

Презентация "Логопедические игры по развитию речи детей"

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....