"Взаимодействие в работе специалистов и педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ"
консультация (логопедия) по теме

Плюснина Ольга Михайловна

Взаимодействие в работе  учителя - логопеда и  педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие в работе  специалистов и  педагогов ДОУ

 в рамках  реализации ФГТ

Ипатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед,

Плюснина Ольга Михайловна, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 28», г. Пермь,

 Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста.

 Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.  Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта.

В журнале «Логопед» проблема дошкольных логопунктов освещалась неоднократно. При их создании все пользуются инструктивным письмом Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений. Дошкольные логопункты, в сравнении с логопедическими группами, не имеют правовой поддержки.

    Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

  - Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах.

  - В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек

  - В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).

   - Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

   - Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

    - Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.

    В связи с большим количеством детей с речевыми нарушениями (ежегодно более 70 детей только в средних, старших и подготовительных группах), в нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

Деятельность логопункта направлена на решение трех основных задач:

- выявление детей, имеющих речевые нарушения;

- коррекция речевых нарушений;

- профилактика возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

     В нашем ДОУ в течение последних четырёх лет  выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:

- создание команды единомышленников, куда вошли учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре,  медицинский персонал;

- повышение профессионального уровня всех специалистов;

-организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

ЦЕЛЬ: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ общеразвивающего вида

ЗАДАЧИ:

  • Выстраивать  механизм взаимодействия между специалистами:

-логопед-психолог;

-логопед-воспитатель;

-логопед-инструктор по физ. культуре;

-логопед-музыкальный руководитель.

  • Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;
  • Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;
  • Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;
  • Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

   Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ, при участии воспитателей групп и медицинских работников. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.

Результаты данного обследования показывают, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства детей нарушены в той или иной степени психические процессы памяти, внимания, мышления,  навыки конструктивной деятельности и т.п.

 Успешной коррекционная работа в ДОУ может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы – является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Наиболее важной в условиях логопункта является связь между логопедом и воспитателем, который, в первую очередь, проводит работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями.

  Логопед, совместно с воспитателем, имеет возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким стал для нас проект «Речевой уголок».

      В создании уголка активное участие принимали участие и родители  группы. Большая часть пособий сделана из нестандартного материала.

      В речевом уголке мы собрали пособия для развития дыхания, мелкой моторики пальцев рук и артикуляционного аппарата, материал по закреплению полученных навыков.

     Пособия для развития речевого дыхания:

«Флюгера»

«Мыльные пузыри»

«Задуй в ворота»

 Пособия для развития артикуляционного аппарата:

  1. Картотека артикуляционных упражнений.
  2. Карты – схемы артикуляционных упражнений.
  3. Зеркала для индивидуальных занятий.

 Большую часть нашего уголка составляют игры для развития мелкой моторики пальцев рук.

Шнуровки;

Тактильные таблички;

Счетные палочки (к ним прилагаются карточки-схемы);

Трафареты;

Штриховки;

«Волшебная коробочка» (бусины, пуговицы, проволока, и т. д.);

Пазлы, мозаики.

 Связную речь помогают развивать карточки мнемотехники.

 Дети с удовольствием используют для своих игр пособия речевого уголка.

Параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения данный проект помогает такие задачи как:

    Учебное расписание ДОУ не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;

данный проект компенсирует этот недостаток.

Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Проводимая воспитателями детского сада грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у работников дошкольного воспитания достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.

На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда. Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата .

 Важное внимание уделяется профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью  и создан коррекционный, сенсорно-речевой уголок. Логопедом отслеживается соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, даются рекомендации воспитателям по ее обогащению. В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку в занятиях.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопедов показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте в массовом учреждении, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повысилась эффективность работы логопедического кабинета (логопункта), увеличился процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением. Представленная система взаимодействия логопедов и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в развитии речи.      

    Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи. В этом смысле очень интересен опыт рабоы музыкального работника нашего детского сада Штец В.В. – автора программы по коррекционно – оздоровительной ритмической гимнастике «Двигаемся с радостью и удовольствием»  

     Логоритмические упражнения также используют в различных частях своих занятиях музыкальные руководители с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма  при обучении в школе.

      Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).

     Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Мы рассказываем родителям, как важно правильно формировать речь детей, стараемся разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

 В своей работе используем разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, написание домашних заданий для совместной работы ребёнка с родителями по закреплению достигнутых результатов. Кроме заданий на закрепление звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков.

     Взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и делать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС.

Использование интерактивной доски SMART Board и программы SMART Notebook в практике работы педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС....