Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФН в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Комарова Светлана Владимировна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФН в подготовительной группе. Тема занятия: Звуки [А], [У], [И], [О]

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ПОДГРУППОВОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЛОГОПУНКТ)

ТЕМА: Звуки [А], [У], [И], [О]        

ЦЕЛЬ: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [У], [И], [О].

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

     - продолжать учить различать неречевые звуки;

     - подготавливать  к усвоению звукослогового ряда путем формирования пространственно-  временных представлений;  

    - произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У];

    - формировать фонематические представления  на материале звуков [А], [О], [У], [И];

    - закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина,  конец слова);

   - учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

    - работать над  навыками  речевого дыхания; развития  мелкой моторики (самомассаж);

    - учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже,  употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на основе активизации словаря по теме «Игрушки»;

ОБОРУДОВАНИЕ: «Звучащие баночки», пособие домик «Гласных», игрушки, фишки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные квадратики, дидактическое пособие «Улиткины  дорожки».

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент.

  • Приветствие
  • Разучивание рифмовки для концентрации внимания.

Читает логопед

Выполняют дети

Раз, два, три!

Слушай и смотри.

Разгибание из кулачка пальчиков (большой, указательный, средний)

Показывают на уши и глаза.

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

Сгибание пальчиков в кулачок (средний, указательный, большой).

Поднять главную руку перпендикулярно противоположной (как при ответе)

2. Развитие слухового внимания.

   ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ».

Логопед  насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречиху, чечевицу и фасоль. Дети  (покупатели) просят продать им какую-нибудь крупу.  Логопед  (продавец) предлагает детям  выбрать нужную крупу по звуку (дети трясут банку и угадывают по характерному звуку, что это за крупа).

3. Уточнение пространственно-временных представлений.

   Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

   Логопед  называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

4. Объявление темы и цели занятия.

Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в страну  звуков. В этой стране живут разные звуки. Приглашаю в гости к гласным звукам!  Гласные звуки – волшебные, их можно петь, тянуть, они произносятся всегда с голосом. Без них слова не получаются.

  Демонстрация домика гласных.

А где же звуки? Нет никого! Поможем гласным звукам добраться домой?

   А) Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

  • Логопед  произносит имена девочек, а дети называют первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.

Дети выделяют на слух первый звук в слове, находят нужную букву и заселяют ее в домик.

Повторить вместе с детьми  артикуляцию гласных звуков, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

  • Дидактическое упражнение «Разговор через стекло».

- Логопед  показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а дети угадывают, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

- Логопед  показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» логопед  (например, «трубочка-улыбка» — УИ), АИУ, УИА.

  • Логопед  просит детей  послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АУОИ, ИОАУ...
  • Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин;  Оля, овощи, уши, окна;  Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

  • Дидактическое упражнение «Найди звук».

Логопед произносит слово (картинку) и предлагает детям  указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя индивидуальные карточки  «Улиткины дорожки»

[А]: Ася, юла, шарик; [О]: ослик, домик, лото; [У]: Уля, пишу, кукла; [И]: Ира, мишка, мячи.

4. Динамическая пауза.

  • Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли,  - Ребенок марширует.

Топор нашли,    - Остановился.

Дрова рубили    - Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

— Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.

  • Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Большая стирка».

Буду маме помогать, буду сам белье стирать: (трем кулачками друг о друга)

Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки, (трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку. (поднять руки вверх, кисти согнуть)

  • Массаж рук мячиками.

 Упражнение «Солнышко».

Читает логопед

Выполняют дети

Нарисую солнышко

На своей ладошке.

Рисовать мячиком «солнышко» (прокатывание мячиком по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить мячиком по каждому пальчику.

5. Закрепление полученных знаний.

  • Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ .

Выкладывание схем из красных квадратов;  чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание.

  • Гимнастика для глаз.

   Упражнение «Волшебная бабочка». Логопед в воздухе с помощью бабочки, прикрепленной к указке пишет в воздухе буквы А, О, У, И, дети глазами повторяют движения бабочки и определяют, какую букву написала бабочка. Поморгали глазками 3 сек. и закрыли глазки.

6. Дыхательное упражнение.

  • Упражнение 1 « Собачки».

Выполнение пары «быстрых вдохов».

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

7. Лексико-грамматические  упражнения  по теме «Игрушки».

Логопед: Мы с вами совершили дальнее путешествие, давайте немного поиграем.

   Игра «Опиши свою игрушку»

  • Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и пр.)

Мишка – какой? - …(коричневый, маленький, плюшевый, мягкий, …)

Собачка – какая? …(серая, большая, лохматая, пушистая, …)

Кукла – какая? - …(красивая, большая, нарядная, …)

Ведро – какое? - …(зеленое, маленькое, железное, …)

  • «Закончить предложение».

   У Ани большая красивая кукла, а у Оли – маленькая …(куколка).

   У Алеши  есть большая машина, а у Игоря  маленькая …(машинка).

   Уля собрала большую пирамиду, а Ира маленькую …(пирамидку).

   В магазине Андрей купил большой мяч, а Илья – маленький …(мячик).

   8. Физкультминутка-логоритмика

       •  Импровизация движений. Дети выполняют движения  в такт стихотворения

   Гласные звуки,

   Подними вверх руки.

   А потом их опусти,

   Красным цветом обведи:

   А-О-У-И (по немой артикуляции логопеда дети озвучивают звуки).

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.        

Логопед спрашивает: Домик, каких звуков мы посетили?  Дается объяснение: ЗВУКИ А-У-О-И – ГЛАСНЫЕ, ИХ МОЖНО ПЕТЬ, ТЯНУТЬ. Подсчет фишек и поощрение .

Комарова С.В.

Учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61, дер.Таширово., Наро-Фоминского района., Московской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» в подготовительной группе

Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»

Данное занятие - это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш....

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением элементов биоэнергопластики в подготовительной группе: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах».

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением элементов биоэнергопластики в подготовительной группе: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»....