Конспект занятия по рабочей модифицированной программе "Путешествуя по клеточкам, изучаем буквы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Лексическая тема «Посуда». Звуки [в], [в'], [ф], [ф'].
(старшая группа) – фронтальная НОД
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница, готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах, согласование числительных с существительными и прилагательными). Совершенствование навыков образования новых слов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развитие умения детей сопровождать действия речью, составлять предложения по выполненным действиям, уметь закончить предложения; закрепление предлогов из, под, из - под, в. Уточнение артикуляции и произношения звука Ф.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, психических процессов, фонематического слуха и восприятия, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам посуды, культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Посуда». Звуки [в], [в'], [ф], [ф'].
(старшая группа) – фронтальная НОД
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница, готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах, согласование числительных с существительными и прилагательными). Совершенствование навыков образования новых слов, существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развитие умения детей сопровождать действия речью, составлять предложения по выполненным действиям, уметь закончить предложения; закрепление предлогов из, под, из - под, в. Уточнение артикуляции и произношения звука Ф.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, психических процессов, фонематического слуха и восприятия, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам посуды, культуру поведения.
Оборудование. Кукла бабушки Федоры, разрезные картинки с изображением предметов посуды, панно «На кухне», чайный сервиз, продукты: сахар, молоко, масло, конфеты, сухари; конфетница, маслёнка,
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник».
Ход занятия:
Организационный момент
Дети рассказывают стихотворение:
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя спокойно,
Парта - это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Если хочешь отвечать -
Руку надо поднимать.
Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики
Чтобы все звуки правильно выговаривать сделаем артикуляционную
гимнастику: «Вкусное варенье», «Болтушка», «Почистим верхние и нижние
зубки», «Лошадка», «Качели», «Сердитый кот».
Несколько упражнений для наших пальчиков:
«Пароход», «Гусь», «Шарик», «Жук».
И подышим:
Вдох - носом, выдох - ртом, вдох - ртом, выдох - одной ноздрёй, надуть
щёчки - лопнуть.
Сюрпризный момент,
С песней появляется бабушка Федора:
- Здравствуйте! Вот я снова к вам пришла! Соскучились!? У меня сегодня самый радостный весёлый день в году! Сегодня мой любимый праздник, в этот день я получаю много подарков и поздравлений. Вы догадались, что это за праздник?
Дети:
- День рождения!
Бабушка Федора:
- Готовилась я ко дню рождения, убиралась на кухне, руки совсем неловкие стали - всё перебила, помогите мне собрать разбитые части, (подаёт коробку из - за ширмы)
Лексико - грамматические игры и упражнения.
• Игра «Сложи разрезную картинку» - развитие зрительного восприятия, навыков обобщения.
Дети складывают разрезные картинки, называют их, обобщают. Для чего человеку нужна посуда?
Бабушка Федора:
- Всё правильно! Молодцы! А знаете, для чего мне нужна посуда? Да,
да! Гостей встречать.
- А какая мне нужна посуда?
• Игра «Какая посуда?» - (панно) - закрепление понятий кухонная, чайная и столовая посуда, её назначение.
Повторить понятия кухонная посуда, столовая посуда и чайная посуда. Для чего она нужна?
• Игра «Назови ласково» - закрепление навыка образования слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Бабушка Федора:
- Теперь я знаю, как надо относиться к посуде - вы же меня научили,
беречь её надо, мыть, протирать, холить и лелеять и даже ласково называть! Логопед:
Давайте, ребята, назовём предметы посуды ласково:
- Чашка - чашечка;
- Блюдце - блюдечко;
- Тарелка - тарелочка и т.д.
Логопед:
- А вы знаете, как нужно обращаться с посудой? ( после приёма пищи -аккуратно отнести за собой посуду в моечную, чашку берём за ручку, тарелочки носим по одной, не бросать, не ставить друг на друга чашки). А если вдруг разбили тарелку или чашку - нужно позвать взрослого. Почему? (можно порезать руку осколками, они острые).
Логопед:
-Бабушка Федора, мы тебе поможем стол накрыть, хочешь?
Бабушка Федора:
- А как вы это сделаете? Конечно хочу!
Логопед:
-А мы посуду отберём, которую нужно поставить на стол для чаепития.
• Игра «Хлопки» - развитие слухового внимания.
Логопед:
- Бабушка Федора поиграй с нами. Хлопнуть нужно в ладоши тогда, когда услышите название предмета посуды для угощения гостей чаем.
- Чашка, бусы, ковёр, блюдце, карандаш, чайник, ложка, лопата, сахарница,
зеркало, помада, молочник.
Бабушка Федора хлопает невпопад. Дети исправляют ошибки.
(сокрушается, что совсем старая стала, невнимательная).
Логопед:
- Давайте с вами, посчитаем сколько мы поставили предметов на стол, Четыре чашки, четыре блюдца, один чайник, одна сахарница, один молочник.
Физминутка
Я большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки –
Очень хрупкие бедняжки.
Вот серебряные ложки –
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс.
Бабушка Федора:
- Ну, вот и стол накрыт, пора заваривать чай, только я совсем старая
стала, забыла, как это делается, помогите мне!
• Игра «Поварёнок» - развитие умения детей сопровождать действия речью, составлять предложения по выполненным действиям, уметь закончить предложения; закрепление предлогов из, под, из - под, в.
1. Ставим чайник кипятить- (откуда набираем воду в чайник?). Закипел (как догадались?)- зашипел, запыхтел, пар пошёл.
2. Облить заварочный чайник кипятком - сделаю это сама, потому, что можно обжечься. (кипяток наливаем в заварочный чайник откуда?)
3. Насыпаем заварку в чайник и заливаем кипятком. (Заварку берём откуда? Чем насыпаем?)
4. Накрываем чайник салфеткой, для чего? - чтобы чай лучше заварился.(где теперь находится чайник)
5. Готовим чашки, насыпаем сахар, наливаем молоко.( сахар берём откуда? Молоко наливаем из чего?)
Бабушка Федора:
Чай заваривается, пора ставить угощения на стол. Вот посмотрите ,
что я для вас приготовила. Достаёт из - за ширмы: масло, молоко, конфеты, сухари, сахар.
• Игра «Разложи продукты» - закрепление навыка словообразования; развитие лексического кода.
Логопед:
- Куда положим сахар, масло, сухари ...и т.д.
Дети:
Сахар - в сахарницу, молоко - в молочник и т. д. Разливаем чай, пьём. Угощаем бабушку Федору.
Логопед:
- Продукты разложили, посуду перемыли, а теперь давайте разложим её на полочки (работа в тетради).
Точки на рабочей строке.
Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.
Дети ставят точки на рабочей строке: на пересечении линий верхней и нижней границ, чередуя: то на верхней границе, то на нижней.
Разложить посуду на полки – то на верхнюю, то на нижнюю.
Логопед:
- Все дела мы с вами переделали, давайте отдыхать и чай пить!
- Чай горячий, давайте подуем на него! ф - ф - ф - ф....
- Какой звук услышали?
Уточнение артикуляции и произношения звука Ф.
Характеристика звука - согласный (синий) - не поётся, может быть
твёрдым и мягким, глухой - произносится без голоса (моторчик не работает), с помощью верхних зубов и нижней губы.
Логопед:
- Назовите слова, которые начинаются с этого звука - флаг, фартук, флаконы, фрукты, фонарь, фара.
Бабушка Федора:
- А я, а я...? Моё имя тоже начинается с этого звука? Да?
Дети:
- В имени Федора звук Ф - мягкий;
Логопед:
Ребята, какой день рождения без подарков? А что мы с вами подарим бабушке Федоре! (Ребёнок рассказывает стихотворение) Давайте хором крикнем - Поздравляем! И похлопаем! Пусть каждый из вас пожелает бабушке Федоре то, что хочет!
Бабушка Федора:
- Ой, спасибо! У меня никогда не было такого прекрасного дня рождения! Я вас никогда не забуду! Вы меня многому научили, помогли мне! Я всем в деревне расскажу, какие вы умненькие и благоразумненькие! До свидания!
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Лексическая тема «Посуда». Звуки [в], [в'], [ф], [ф']. Буква Вв
(старшая группа) – подгрупповая НОД
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (1 подгруппа - посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница, готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный; 2 подгруппа - посуда, чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница, готовить, варить, жарить, столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, ). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов. Автоматизация правильно произношения звука [ж]. Развитие графических навыков, учить ориентироваться на рабочей строке.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды и витрины, конверты с частями плоскостного изображения чашек, предметные картинки с изображениями чашек, пластмассовые кукольные кастрюльки с водой, соломинки для коктейля по числу детей, мяч.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Волшебный мешочек». [Развитие связной речи, тактильных ощущений. Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает занять места рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.
Логопед.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
Ребенок.
- Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. п.)
Логопед.
-Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали, как это сделали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.
Дети.
- Посуда.
Логопед.
- Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети.
- В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Логопед.
- О посуде, ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.
Упражнение «В магазине». [Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».]
Логопед помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины с помощью магнитов закреплены плоскостные изображения чайной посуды, на средней - столовой, на нижней — кухонной.
Логопед. Игра называется «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
Ребенок.
- Чайник, чашки, блюдца, сахарница.
Логопед.
- Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.
Дети.
- Чайная посуда.
Логопед.
- Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Ребенок.
- Тарелки, супница, хлебница, солонка.
Логопед.
- Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?
Дети.
- Столовая посуда.
Логопед.
- И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Ребенок.
- Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.
Логопед.
- Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.
Дети.
- Кухонная посуда.
Логопед.
- А теперь повтори еще раз, как называется посуда на каждой полке,(спросить ребёнка).
Ребенок.
- На верхней полке чайная посуда, на второй полке столовая посуда, а на нижней полке — кухонная.
Логопед.
- Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют?
Дети.
- Фарфоровая.
Логопед.
- А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
Дети.
- Металлическая.
Логопед.
- Верно. А теперь давайте поиграем.
Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах).]
Логопед готовит второй комплект плоскостных изображений посуды.
Логопед.
- Посмотрите еще раз на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.
Логопед.
- Чего не стало?
Дети.
- Не стало чайника.
Логопед.
- Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.
Логопед.
- Что теперь изменилось?
Дети.
- Вместо красных чашек вы поставили синие.
Упражнение повторяется еще 3—4раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы
Упражнение «Помощники». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением рук.]
Логопед предлагает детям выполнить упражнение для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, хлопки в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку загибать пальчики по одному
И большую поварёшку.
5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед.
- Что вы видите на странице справа?
Дети.
- Чайник, чашку и ложку.
Логопед.
- Какая это посуда?
Дети.
- Чайная.
Логопед. Возьмите любой цветной карандаш, обведите чайник по контуру и начинайте раскрашивать его. Если хотите, можете украсить чайник цветами или узорами.
Дети выполняют задание. Логопед по ходу работы организует с ними диалог, а затем предлагает детям решить, у кого получился самый красивый чайник. Можно наградить победителя наклейкой.
6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного артикуляционного уклада звука [ж] и автоматизация звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Каждое упражнение выполняется по 4—5 раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну. Далее логопед предлагает детям сделать «чашечку», убрать ее за верхние зубы, прижать края к зубам и подуть в нее, произнося звук [з]. Можно получить звук [ж] и от звука [ш], объяснив детям, что следует подключить голос, «сделать в горлышке шумно». Если у детей получился звук [ж], то можно заняться автоматизацией произношения звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов. Можно использовать цепочки слогов со сменой ударения: жа-жа-жа, жа-жа-жа, жа-жа-жа и т. п.
7. Игра «Разбитые чашки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед достает конверты с частями плоскостных изображений чашек и ставит на маленькое наборное полотно предметные картинки с изображениями чашек.
Логопед.
На завтрак Наташе
Сварили две каши.
На выбор две каши
Для нашей Наташи.
Не стала есть кашу
Каприза Наташа.
Разбила все чашки
Вертушка Наташка.
- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Она выглядит вот так, как эта чашка на картинке.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части плоскостных изображений чашек в конверты.
Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.]
Логопед предлагает детям поиграть с мячом.
Логопед.
- Я бросаю мяч и называю посуду. Вы ловите мяч, произносите название по слогам, определяя количество слогов и возвращаете мяч мне. Чашка.
Ребёнок.
- Чаш – ка . Два слога. (И т.п.)
Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребёнка.
Конспекты индивидуальных НОД
Звук [с]
Подготовительный этап
ЦЕЛИ
• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.
• Формировать длительную направленную воздушную струю.
• Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
• Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.
• Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.
- Закрепит названия предметов посуды.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
• Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) — горох; салатник (салат) - морковь; тарелка (пюре) - картофель; чашка (компот) — груша; пироги — яблоко; предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картинка с изображением овощей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Логопед.
- Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Показывает книгу со сказкой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?
Ребенок отвечает.
Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение «Забор» ). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.
Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.
Вошла в теремок и стала там жить. Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку» ) и села отдохнуть (упражнение «Лопата» ).
2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопата» ), спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.
Давай посмотрим, что у них сегодня на обед.
Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) В чём сварили?...(в кастрюле)
Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Во что положили?... ( в тарелочку)
Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) Во что положили? (в салатник)
Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Во что налили? (в чашку)
Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)
3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страница). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок, я вам компот сварю». А у него с собой полная корзинка фруктов.
Пальчиковая игра «Компот»
Будем мы варить компот, круговые движения руками
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, «крошить» пальчиками
Груши будем мы рубить, «рубим» ребром ладони
Отожмём лимонный сок, сжимаем и разжимаем кулачки
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Круговые движения руками
Угостим честной народ.
(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.)
Компот вкусный получился, но очень горячий, давай подуем, чтобы он быстрее остыл (ребенок дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и
стали жить все вместе.
4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая страница). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение «Почистим нижние зубки» ). Мечтает она о вкусном обеде.
Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.
Кофть — тость — кошть — кость.
Чупчик — тупчик — суптик — супчик.
Шошишка — соситка — фосифка — сосиска.
Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе.
5. Бежит мимо волчок — серый бочок, несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.
Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи», «Посуда» ).
Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет. )
Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.
6. Идет мимо большой... (открывается следующая страница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Лопата» ) и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.
Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни громко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с...
Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого языка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал!
Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!
7. Итог занятия.
Постановка звука [с]
ЦЕЛИ
• Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
• Учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию.
• Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Закрепит названия предметов посуды.
• Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.
• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушка-дразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука [с]; предметные картинки с изображением предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, тарелка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения); набор рыбок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Логопед.
- Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.
2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражнение «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор» ). Давай научим Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный язычок» ). А теперь положи на нижнюю губку плоский язычок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», сопровождается работой с игрушкой-дразнилкой.)
Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок» ). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»), Молодец!
3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свистит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механической помощью).
4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу «Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.
Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка звука [с] с механической помощью, затем по подражанию).
5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он?
Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.)
Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.)
Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.)
Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фруктовый.)
6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью, затем по подражанию).
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, хлопки в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку загибать пальчики по одному
И большую поварёшку.
А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показывает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Аналогичная работа с остальными картинками.)
Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с механической помощью).
7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут влево. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки:
с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с механической помощью).
8. Итог занятия.
Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомился с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!
ГРАМОТЫ, БЛАГОДАРНОСТИ, БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА УСПЕХИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по обучению детей правилам дорожного движения "Изучаем улицу" ( средняя группа)
Если вы хотите познакомить детей с понятием улица, тогда воспользуйтесь этим конспектом....
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Конспект занятия к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А.Федосовой
Составление рассказа по теме «Зимние забавы»...
Конспект занятия по ПДД «Играем, правила дорожного движения изучаем»
Занятие по закреплению знаний правил дорожного движения в игровой форме...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Незнайка изучает математику»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Незнайка изучает математику»...
Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ ТЕМА: «ИЗУЧАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ»
ТЕМА: «ИЗУЧАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ»Программное содержание:• Уточнить представления о внешнем облике человека, частях тела, лица.• Формировать представление о строении человека (ко...