ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА
статья по логопедии по теме

Смирнова Татьяна Игоревна

Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения(Корпуса, головы, ног, рук) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (Фраз, слов, слогов,звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания

- развитие слухового и зрительного восприятия

- увеличение объема памяти

- развитие двигательного и артикуляционного праксиса

- развитие двигательных кинестезий

- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций

- формирование двигательных навыков

- развитие познавательных процессов

- развитие творческих способностей

- воспитание нравственно-эстетических и этических чувств

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

- логопедическую(Артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики,поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук

- упражнения под музыку на развитие общей моторики,соответствующие возрастным особенностям детей

-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания

- песни и стихи сопровождаемые движением рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти

-музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма

-музыкальные игры, способствующие развитию речи,внимания, умению ориентироваться в пространстве

- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения

- коммуникативные танцы и игры для развития динамической стороны общения, эмпатии, позитивного самоощущения

- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы.

На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Должны быть созданы условия для возникновения удивления, интереса, для выражения своих чувств. Нужно помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных,психофизиологических и речевых возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx1 байт

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...