Главные вкладки

    "Как помочь ребёнку заговорить"
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Блинкова Светлана Петровна

    Работа с родителями предусматривает одну из нетрадиционных форм. Одной из них является школа для родителей "Эрудит". В нашем учреждении она проводится по возрастам, согласно плану работы "школы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebyonku_zagovorit.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школа для родителей «Эрудит»: «Как помочь ребёнку заговорить»

    План:

    1. Психологическая настройка (педагог-психолог)
    2. Сообщение  о ходе речевого развития детей 3-4 лет в норме (учитель-логопед)
    3. Рекомендации учителя – логопеда  по  развитию речи детей данного возраста.  Демонстрируются речевые игры, а также игры по формированию артикуляционной и мелкой моторики детей по возрастным и речевым особенностям. Проходит практикум по использованию данных игр с родителями.
    4. Практикум по использованию дидактических и подвижных игр проводит педагог – психолог.
    5. Беседа за круглым столом. Родители задают вопросы специалистам.
    6. Специалисты знакомят с литературой по данной теме, раздают памятки с рекомендациями по развитию мелкой и артикуляционной моторики.
    7. Рефлексия. Отзывы родителей о встрече проводит педагог – психолог.
    8. Памятки для родителей с речевыми играми (учитель-логопед).

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА (НАЧАЛО).

    Добрый вечер уважаемые коллеги! Почему коллеги? Потому, что все мы немного воспитатели,   логопеды, а самое главное родители. Сегодня мы рады видеть всех вас, это значит, что вы принимаете самое активное участие в жизни своего ребёнка. Чтобы наше общение было интересным, открытым, для начала давайте познакомимся.

    «Давайте познакомимся»

    Психолог предлагает встать в круг. Передавая по кругу  колокольчик,  назвать  своё Ф.И.О. и т. д. все по очереди

                                               Показатели речевого общения ребёнка:

    - понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит

    - слушает взрослого, активно обращается к нему, задаёт простые вопросы; речь приобретает форму диалога (правильный ответ)

    -по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

    Особенности словарного запаса:

    - использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных ещё невелик)

    - отвечает на вопросы предложениями из 2-3-х и более слов (правильный ответ)

    - использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи

    Особенности звукопроизношения:

    - правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных «Л», «Р»; может заменять «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Ч» на «ТЬ» (правильный ответ)

    - правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твёрдых «Л» и «Р»

    - речь нечёткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно

            Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

           Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом.

            Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если  она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы.      

            Тренировка тонких движений пальцев рук ребёнка благотворно влияет на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания, способствует улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

            Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2 – 3 раза в день по 3 -5 мин, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

         Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально – приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

           Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук.
          Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью.
          Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут.
           Далее начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает  пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, раскрашивает или обводит контуры.
          Позже  задавайте ребёнку более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.      

             Полезно начать давать ребёнку ножницы. Только работать надо с ними под чутким присмотром взрослого.

     Сначала разминка…
     1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
     2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
     3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
     4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
     5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
     6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
     7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
     8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
     9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
     10. Имитируйте игру на пианино.
     11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
     12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
    …потом массаж
     13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
     14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
     15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
     16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
     17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

            Немаловажную роль в развитии речи играет достаточная подвижность артикуляционных органов: губ, языка, нёба. Большую роль в их развитии оказывает артикуляционная гимнастика. Проводить её следует в игровой форме и систематически. Предлагаем  разучить гимнастику в стихах, которую вы легко сможете освоить дома со своим ребёнком. 

    Гимнастика в стихах

    «Чашечка»

    Язык широкий покажи

    И края приподними.

    Получилась чаша

    С очень вкусной кашей.

    «Гармошка»

    На гармошке я играю,

    Рот пошире открываю.

    К небу язычок прижму,

    Ниже челюсть опущу.

    «Вкусное варенье»

    Дала мама в воскресенье

    Очень вкусное варенье.

    Мы все кушали, старались,

    Наши губки замарались.

    «Красим потолок»

    Красить комнату пора,

    Пригласили маляра.

    Маляру мы помогаем,

    Ниже челюсть опускаем.

            Не забывайте ребёнку читать ежедневно. Семейное чтение — одна из самых благородных и полезных для развития ребенка традиций интеллигентной семьи, как дореволюционного времени, так и последующих десятилетий. К сожалению, сегодня похвастаться приверженностью этой традиции могут немногие. Именно чтение способствует развитию слухового восприятия, обогащению словарного запаса дошкольника, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи в целом. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

    Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

    Игры на развитие слухового внимания

    • «Отгадай, что звучит?»
      Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
    • «Солнце или дождик»
      Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
    • «Разговор шепотом»
      Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
    • «Посмотрим, кто говорит…»
      Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
    • «Слышим звон и знаем, где он…»
      Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

    Игры на развитие фонематического слуха

    • «Подскажи словечко»
      Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
    • «Маленький учитель»
      Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

    Игровой практикум.

    Беседа за круглым столом: «Вопрос-ответ» (ответы на вопросы родителей)

    Знакомство с литературой по теме.

    РЕФЛЕКСИЯ (ЗАВЕРШЕНИЕ)

    Уважаемые родители,  подводя итоги в работе нашей родительской школы, предлагаем вам заполнить анкета обратной связи по работе родительской школы

    Инструкция: Завершите, пожалуйста, эти предложения так, как считаете нужным.

                           

    1. На занятии родительской школы я  узнал (а)……………………………………….

    2. Больше всего мне запомнилось………………………………………………………

    3. Думаю, что после этого занятия изменится…………………………………………..

    4. Больше всего мне понравилось………………………………………………….

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей : Как помочь ребёнку заговорить?

    Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-...

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАГОВОРИТЬ?

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11335992","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Артикуляционные упражненияПриведенные ниже артикуляционные у...

    Консультация для воспитателей Как помочь ребёнку заговорить?

    Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-н...

    Как помочь ребёнку заговорить

    В данной статье приведены артикуляционные упражнения для стимуляции речевой активности детей....

    Памятка для родителей: "Как помочь ребёнку заговорить?"

    Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов. Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного обуче...

    Консультация для родителей "Как помочь ребёнку заговорить"

    Данная консультация предназначается родителям тех детей, которых тревожит отставание в развитии речи. Данный материал поможет разобраться в данной проблеме и подскажет ряд приёмов, направленных на раз...