Тема: Звук и буква Р.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Бенюхис Марина Александровна

Конспект подгруппового  занятия с детьми старшей группы на автоматизацию звука Р в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_r.dlya_sayta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие.

Тема: Звук и буква Р.

Цели и задачи.

  1. Автоматизация  звука Р в речи.
  2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
  3. Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
  4. Развитие воображения, навыков конструирования.
  5. Закрепление навыков фонемного анализа слова.
  6. Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
  7. Закрепление категорий падежных окончаний.
  8. Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.

Оборудование.

  • Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
  • Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
  • Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
  • Магнитная доска.
  • Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
  • Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).

Ход занятия.

Логопед. Здравствуйте, ребята!

Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! Согласны?  И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите  какой звук встречается в ней чаще всего.

   Спит сурок в просторной норке,

   У сурка нора на горке.

Дети: Звук Р.

Логопед: Да, это звук Р.

Ну, а перед прогулкой мы проведем маленькую разминку. Давайте встанем полукругом.

(логопед обращается по очереди к каждому ребенку)

Скажи  РА-РА-РА      радостно

             РУ-РУ-РУ      грустно

             РЭ-РЭ-РЭ      удивленно

             РЫ-РЫ-РЫ    грозно

             РО-РО-РО     хитро

А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ)  столько раз, сколько я хлопну.

Отлично!

Следующее задание в нашей разминке. Сейчас вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук Р.

У волка логово, а у медведя – берлога.

У крота нора, а у белки – дупло.

Хорош козел, да рогат и зол.

Логопед. А сейчас попробуйте надуть воздушные шарики, но не простые, а особенные.

Детям раздают воздушные шары, которые скотчем приклеены к соломкам для коктейлей. Надуть шарик нужно через соломку.

Отлично справились со своими заданиями! Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.

  • Ну и кошка,

Вот так кошка!

Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь)

  • Он зубаст, но очень добр,

Детям хатку строит …….(Бобр)

  • Он слеп, но без проводника

Всегда выходит к цели.

Он без лопаты и совка

Умеет рыть туннели.

Перекопал и лес, и сад

Под яблоней, под вишней.

А может быть, он ищет клад

Какой-нибудь давнишний? (Крот)

  • У него в полоску спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как  в сундук,

Прячет в дупла …… (Бурундук)

(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).

Логопед: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием, разгадали загадки. А давайте вы сейчас разделитесь на группы по 2 человека,  и придумаете сами загадку про  любого из животных, которые живут в нашем зоопарке!

Давайте только подумаем, что обязательно нужно указать в загадке. Если я вам скажу: «У этого животного четыре лапы, два уха и хвост». Легко вам будет отгадать такую загадку?

Дети: Нет! Потому что лапы, хвост и уши есть у всех животных!

Логопед: Действительно! А нам нужно указать те приметы, те особенности, которые характерны именно для конкретного животного. Давайте попробуем!

Дети  по 2 человека подходят к обручам, в которых разложены конверты с изображениями животных, про которых нужно придумать загадку. (Зебра, крокодил, верблюд, жираф).

Дети работают в паре, совещаются, после чего команды загадывают друг другу загадки.

Логопед: Прекрасно вы справились и с этим заданием.

(Дети  садятся на стульчики).

А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов.  На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине  или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко  скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и  прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.

(Дети выполняют задание).

Логопед: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте  себе картинку с животным.

 Мы пошли в зоопарк,

увидели там кого? …… зебру (тигра, верблюда)

мы очень довольны кем?  ….зеброй (тигром, верблюдом)

подошли к кому? ……… к зебре (тигру, верблюду)

расскажем о ком? ….. о зебре (о тигре, о верблюде).

Логопед: Ребята, в руках у вас картинки с изображением животных.

Ваня! Прикрепи, пожалуйста, свою картинку в правый верхний угол доски.

Ангелина, а ты, пожалуйста, свою картинку – в левый нижний угол доски.

(И так далее: в центр; в нижний правый угол; в левый верхний угол; под картинкой, которая находится в центре; над картинкой, которая находится в центре).

Логопед: Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня! Посмотрите, к нам идет Татьяна Николаевна! (инструктор по физической культуре)

Татьяна Николаевна! Может проведете физкультминутку с ребятами!

Инструктор по физ.культуре: Конечно, проведем! Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:

Раз, два, дружно встанем                           Хотьба на месте

Руки прямо мы поставим                           Руки – перед собой

Три, четыре – разведем                               Руки – в стороны

Заниматься  мы начнем                               Наклониться,

правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой

На носочки мы присели                     Сесть на носочки

Вправо, влево посмотрели             Повернуть голову направо,       налево

И, как птички, полетели!                    Разбежаться в стороны

Логопед. Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете,  как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.

Дети рисуют.

Инструктор по физкультуре: Ребята,  а у меня были две большие буквы Р, но у меня завелись какие то жучки и они их разгрызли на 6 частей. Помогите мне буквы собрать, пожалуйста!

Дети делятся на две команды. Перед ними полоса препятствия. Нужно преодолеть полосу препятствия, взять фрагмент буквы и вернуться к своей команде, передав эстафету следующему участнику. После того, как дети принесли все части буквы, они начинают собирать  целую букву.

Логопед. Вот как весело и  незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...