Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с ОНР»
консультация по логопедии на тему

Татьяна Филипповна Кондратьева

Методы работы с детьми с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

Консультация для воспитателей

«Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с ОНР»

Подготовила: Кондратьева Т. Ф.

воспитатель

2013 г.

Использование нетрадиционных методов коррекции

при работе с детьми с ОНР

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и  сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

При ОНР ведется работа в следующих направлениях:

  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие лексических  навыков.
  • Развитие  лексико-грамматического компонента языка.
  • Развитие связной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в  достижении  максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

        Традиционные формы работы – это коррекционная  работа, направленная  на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы  - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства,  направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. 

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для

 создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционно-го воздействия. 

На сегодняшний день к методам  нетрадиционного воздействия,

 относятся:

• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Применение нетрадиционных методов в коррекционной педагогике признано в современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии. 

Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация. Особенно важным является применение нетрадиционных методов в коррекции речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Зачастую происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их

преодоления.

Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы

отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.Общая характеристика нетрадиционных методов коррекционно-развивающей работы может быть представлена обобщенной технологией развития, обучения и воспитания детей с речевыми проблемами.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость  речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка с ОНР особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика  - это основа развития, своего рода «локомотив»  всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми

Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в усло...

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста

Метод замещающего онтогенеза как базовая нейропсихологическая технология преодоления проблем в развитии мозга человека. Способы применения данного метода в работе с детьми дошкольного возраста....

Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми дошкольного возраста

В статье дается описание метода замещающего онтогенеза как базовой нейропсихологической технологии преодоления проблем в развитии мозга человека. Также рассматривается вопрос применения данного метода...

Консультация на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, не...

Нетрадиционные методы коррекции в работе логопеда

В своей коррекционно- развивающей работе, я часто использую нетрадиционные методы и формы, проявляю творчество, чтобы вызвать у детей положительные эмоции и интерес к занятиям. ...

«Нетрадиционные методы коррекции в работе логопеда»

Речь – великая сила, она убеждает, обращает, принуждает»  Ральф ЭмерсонВ современном мире активно происходят процессы модернизации образования.  Дошкольная педагогика н...