Перелетные птицы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Презентация для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей логопедической группы.

Весна. Перелетные птицы

Учитель – логопед Стацюк О.Л.

Задачи: Коррекционно-речевые:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в Р. п., мн. ч.)
  • Формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;
  • Закрепить умение согласовывать числительные с существительным;
  • Отрабатывать навыки речевого и неречевого дыхания

             Общеобразовательные:

  • Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить их существенные различия;
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память

               Воспитательные:

  • Воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Ход занятия: Организационный момент.

Отгадайте загадку: 

Ушла зима со стужами, сугробы стали лужами,

Покинув страны южные, вернулись птицы дружные,

На каждой ветки скворушки сидят и чистят перышки.

- О каком времени года эта загадка? (Это весна)

- Кто назовет еще приметы весны? (Прилет птиц).

- Какие птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

- Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Игра: «Угадай-ка» (с мячом)

Логопед начинает – называет птицу, а ребенок должен назвать, какая она (перелетная, зимующая или домашняя) и вспомнить название птицы и задать вопрос следующему ребенку. Мяч перекидываем друг другу, называя птиц.

Кроссворд

- Давайте про перелётных птиц отгадаем кроссворд:

1. Эта птица – охотится на птиц и крупных насекомых в полете, может развивать скорость 200 км.

2. Эта птица – превосходный пловец, летун, птенцы этой птицы начинают плавать с первого дня жизни.

3. Эта птица ест мохнатых гусениц, не строит себе гнезда, подкладывает свое яйцо в чужое гнездо.

4. Эта птица – большая, красивая, длинноногая, красноклювая, вьет гнезда на крыше дома.

Профилактика дизграфии. Зачеркни неправильную букву.

Пальчиковая гимнастика.

Грачиха говорит грачу:                  (сжимают и разжимают пальцы)      

«Слетай с грачатами к врачу,        (соединяют два больших пальца,                      

                                                          остальными машут как крыльями)

прививки делать им пора                (сжимают и разжимают пальцы)

для укрепления пера!»

Логопед ставит картинку с изображением грача и предлагает детям послушать рассказ.

- Грач - большая птица. Она похожа на ворону. У него толстый большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева.

Вопросы:

- На кого похож грач? (Грач похож на ворону)

- Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый)

- Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками, личинками)

- Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков)

- Где делает грач своё гнездо? ( Грач делает гнездо на верхушке дерева)

- Мы сейчас с вами говорили про грача. А давайте охарактеризуем каждый звук этого слова. (Делаем схему слова)

Физ.минутка.

На этой неделе грачи прилетели.                (Летят по кругу)                                                              Хоть трудна была дорога,                             (останавливаются машут руками)                       Старший грач прикрикнул строго:                (грозят пальчиком)                                  «За работу! Дела много!»                             (Делают повороты вправо, влево)            Помни сам, других учи,                                 (Машут «крыльями»)                        Наши черные грачи                                       («летают» по группе)                           Птицы работящие!                    

-Игровое упражнение «У кого кто?»

- У грача – грачата.

- У утки –  утята

- У лебедя – лебедята

- У аиста - аистята

- У скворца – скворчата.

-Игровое упражнение «Кто о ком заботится?»

- Аист заботится об аистятах.

- Грач заботится о грачатах.

- Утка заботится об утятах.

- Скворец заботится о скворчатах.

- Гусь заботится о гусятах.

Артикуляционная гимнастика

- У всех птиц клювы разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Вот ласточка: клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

  • Упражнение «Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

- А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

  • Упражнение «Лопатка»(повторяем 3 раза)

- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)

  • Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
  • Упражнение « Лопатка – Иголочка» (повтор упр.3 раза)

- И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.

  • Упражнение «Качели» ( повтор упр. 5 раза)
  • Упражнение «Часики» ( повтор упр. 5 раз)

 Дыхательная гимнастика

- На поляне собрались птицы, чтобы учить птенцов летать, давайте им поможем (дети берут птиц на ниточках) Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, вдыхаем воздух носом,  выдыхаем ртом. (дети выполняют задание)

Игровое упражнение «Чей хвост у кого?»

- Чей хвост у журавля? (у журавля журавлиный хвост)

- У гуся чей хвост? (у гуся гусиный хвост)

- У лебедя чей хвост? (у лебедя лебединый хвост)

- У утки чей хвост?( у утки утиный хвост)

Чтение. Собери и прочитай (разрезанные слова надо собрать и прочитать)

Подведение итогов.

Молодцы! Все справились с заданиями.

 Гимнастика для профилактики утомляемости глаз.

  -  Вы сегодня читали. Давайте выполним гимнастику для глаз.

Ах, как долго мы читали (дети моргают глазами).

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно (глаза перевели на окно).

Ах, как солнце высоко (глаза перевести вверх).

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза),

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём (посмотреть вверх).

Вправо, влево повернём (посмотреть вправо, влево).

А потом посмотрим вниз.

Жмурься сильно (зажмурить глаза),

Но держись (открыть глаза, поморгать ими).

-Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Ушла зима со стужами, сугробы стали лужами,

Покинув страны южные, вернулись птицы дружные,

На каждой ветки скворушки сидят и чистят перышки.

 кроссворд:1. Эта птица – охотится на птиц и крупных насекомых в полете, может развивать скорость 200 км.

2. Эта птица – превосходный пловец, летун, птенцы этой птицы начинают плавать с первого дня жизни.

3. Эта птица ест мохнатых гусениц, не строит себе гнезда, подкладывает свое яйцо в чужое гнездо.

4. Эта птица – большая, красивая, длинноногая, красноклювая, вьет гнезда на крыше дома.

 Зачеркни неправильную букву. Пальчик. Гимн.

Грачиха говорит грачу:                  (сжимают и разжимают пальцы)      

«Слетай с грачатами к врачу,        (соединяют два больших пальца,                      

                                                          остальными машут как крыльями)

прививки делать им пора                (сжимают и разжимают пальцы)

для укрепления пера!»

 ВЫСТАВИТЬ КАРТИНКИ. послушайте рассказ.

- Грач - большая птица. Она похожа на ворону. У него толстый большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева.

Вопросы:

- На кого похож грач? (Грач похож на ворону)

- Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый)

- Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками, личинками)

- Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков)

- Где делает грач своё гнездо? ( Грач делает гнездо на верхушке дерева)

- Мы сейчас с вами говорили про грача. Давайте охарактеризуем каждый звук этого слова. (Делаем схему слова)

На этой неделе грачи прилетели.     (Летят по кругу)                                                              Хоть трудна была дорога,                             (останавливаются машут руками)                       Старший грач прикрикнул строго:                (грозят пальчиком)                                  «За работу! Дела много!»                             (Делают повороты вправо, влево)            Помни сам, других учи,                                 (Машут «крыльями»)                        Наши черные грачи                                       («летают» по группе)                           Птицы работящие!                    

 «У кого кто?»

- У грача – грачата.

- У утки –  утята

- У лебедя – лебедята

- У аиста - аистята

- У скворца – скворчата.

 «Кто о ком заботится?»

- Аист заботится об аистятах.                      - Скворец заботится о скворчатах.

- Гусь заботится о гусятах.                            - Грач заботится о грачатах.

- Утка заботится об утятах.

Артикуляционная гимнастика

- У всех птиц клювы разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Вот ласточка: клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

  • Упражнение «Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

- А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

  • Упражнение «Лопатка»(повторяем 3 раза)

- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)

  • Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
  • Упражнение « Лопатка – Иголочка» (повтор упр.3 раза)

- И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.

  • Упражнение «Качели» ( повтор упр. 5 раза)
  • Упражнение «Часики» ( повтор упр. 5 раз)

 Дыхательная гимнастика

- На поляне собрались птицы, чтобы учить птенцов летать, давайте им поможем (дети берут птиц на ниточках) Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, вдыхаем воздух носом,  выдыхаем ртом. (дети выполняют задание)

 «Чей хвост у кого?»

- Чей хвост у журавля? (у журавля журавлиный хвост)

- У гуся чей хвост? (у гуся гусиный хвост)

- У лебедя чей хвост? (у лебедя лебединый хвост)

- У утки чей хвост?( у утки утиный хвост)

 Собери и прочитай.

 Гимнастика для профилактики утомляемости глаз.

  -  Вы сегодня читали. Давайте выполним гимнастику для глаз.

Ах, как долго мы читали (дети моргают глазами).

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно (глаза перевели на окно).

Ах, как солнце высоко (глаза перевести вверх).

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза),

В группе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём (посмотреть вверх).

Вправо, влево повернём (посмотреть вправо, влево).

А потом посмотрим вниз.

Жмурься сильно (зажмурить глаза),

Но держись (открыть глаза, поморгать ими).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...