Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Ковалёва Светлана Борисовна

Основной вид деятельности дошкольников — игра: он жи­вет в ней, это его мир, его дей­ствительность. А.С. Макарен­ко придавал игре большое зна­чение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи

Основной вид деятельности дошкольников — игра: он живет в ней, это его мир, его действительность. А.С. Макаренко придавал игре большое значение:

(слайд) «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Игра интересна ребенку, а все новое, что он узнает, играя, станет понятней и надолго сохранится в его памяти.»

Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех психических процессов.

Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений, успешно организуют игровую деятельность, постепенно проходя все ее этапы. Дети с ОНР испытывают такие же потребности в игре, как и их сверстники, однако не всегда могут организовать сюжетно-ролевую игру. Это обусловлено особенностями речевого, моторного, эмоционального развития детей с нарушениями речи. Для них характерна общая скованность и зажатость в движениях, не редки  дискоординация, двигательная расторможенность.

Психическое развитие у детей с нарушениями речи имеет свои особенности: слабо развито произвольное внимание, память, снижена познавательная деятельность, восприятие носит фрагментарный характер. Речевой дефект приводит к таким изменениям в психической сфере,  как негативизм, повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость. Нередко встречается чувство ущемлённости от сознания своего дефекта, что, в свою очередь, определяет отношение ребенка к себе, коллективу, обусловливает его поступки и поведение.

Неумение организовать игру, выразить свою мысль, боязнь показаться смешными приводит к  не возможности совместной деятельности со сверстниками. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении затрудняют включение в коллективную игру. Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи

Основной вид деятельности дошкольников — игра: он живет в ней, это его мир, его действительность. А.С. Макаренко придавал игре большое значение:

Огромное значение имеет игра как способ обучения, особенно это относится к дидактическим играм, специально создаваемым в целях обучения и воспитания детей.

Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазию, воображение, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

У дидактической игры две цели(слайд): одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

При подготовке к занятиям воспитателю  необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом.

Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:

  • дидактическая игра должна опираться на программный материал;
  • дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
  • пособия, используемые взрослым при проведении игр, должны быть внешне привлекательными;
  • условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

 Дети с нарушениями речи нуждаются в особом подборе наглядных пособий, использование которых во время проведения игры или организации игрового момента не должно отвлекать детей от занятия, а органично вливаться в структуру процесса коррекционного обучения

К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, но никогда — развлекающим.

Роль взрослого в организации игры детей с нарушениями речи неоспорима не только в свободной, но и в учебной деятельности. В первом случае ребенок, получая поддержку со стороны старших, учится сам организовывать игру, проигрывать различные ситуации, управлять собой, подчиняясь общим правилам игры, решая конфликты, адаптируясь как личность. Во втором случае взрослый, одновременно развивая высшие психические функции детей с нарушениями речи, делает процесс обучения интересным, понятным, а значит полноценным и максимально усвоенным.

Развитие речи — одна из важнейших задач развития и воспитания ребенка в раннем и дошкольном детстве. Предлагая детям речевые игры, необходимо знать особенности становления речи в определенном периоде жизни ребенка и подбирать игру, соответствующую этим периодам.

В раннем возрасте игры направлены на развитие различных функций — предпосылок речи.

Потешки, песенки, стишки и считалки представляют собой основу для развития всех сторон деятельности и психики малыша. В народном фольклоре («Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Потягушеньки») нередко сочетаются речь и движения, что закладывает начало формирования ритмической организации речи. Игры-манипуляции (складывание пирамидки, кубиков, катание мяча, игры с водой во время купания) позволяют познавать свойства и качества предметов, а также пополнять словарный запас соответствующей лексикой.

В младшем дошкольном возрасте большое значение приобретают игры, направленные на дальнейшее знакомство детей с окружающим миром. Здесь на помощь приходят произведения классиков детской литературы (А. Варто, С. Маршак, К. Чуковский, Е. Благинина,  и др.). Любое стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использовании. Взрослый выступает в роли волшебника, превращающего обычное стихотворение в игру, сказку, где участником становится и ребенок.

В среднем дошкольном возрасте основное направление в развитии речи — накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. Речевые игры «Скажи наоборот», «Угадай, что это?», «Кто летает?», «Дедушка и внучата» и другие помогают детям выделять существенные признаки предметов, определять и описывать их местоположение по отношению к себе и другим предметам, называть действия, совершаемые предметом.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи — произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов. (Игры «Что ты слышишь?», «Хлопки», «Поймай слово», «Исправь предложение».)

В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает дифференцированный, целенаправленный характер. Речь ребенка становится развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит все звуки речи, пользуется интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и громкость речи. Первостепенное значение приобретает формирование тех функций, которые обеспечат плавный переход ребенка из дошкольного детства в начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и звукобуквенному анализу и синтезу, в непринужденной и интересной форме подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова (игры «Слова-перевертыши», «Телеграф»).

Игра «Исправь предложение»

Цель: формировать связную речь (правильное построение высказывания с использованием сложноподчинительных союзов и союзных слов).

Произносится «неправильное» предложение, ребенок должен его исправить.

Я взял на прогулку велосипед, потому что хочу есть.

Я взял на прогулку велосипед, потому что хочу на нем кататься.

Дети взяли книжки, чтобы раскрасить их.

Дети взяли книжки, чтобы почитать их.

Игра «Слова-перевертыши»

Цели: обучать звуковому анализу и синтезу, подготавливать к обучению грамоте.

Взрослый загадывает короткое слово и произносит его наоборот: мод, мок, кам, ребенок называет правильный вариант: дом, ком, мак и т.д.

Совместное разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов с последующим объяснением также имеет большое значение в подготовительном к школе периоде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации речевой игры детей с нарушениями речи

Особенности проведения речевых игр с детьми. Значение речевых игр в формировании лексико-грамматического строя и развитии связной речи у детей. Предложены дидактические игры для детей дошкольного возр...

Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи

Конспект  занятияУчителя-логопеда  д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема:            И...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

Роль театрализованных игр при ознакомлении детей с нарушением речи с художественной литературой.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраск...

Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи

   Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений, успешно организуют игровую деятель...

План совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников в общеобразовательной организации для детей с нарушениями речи

В содержании данной работе я раскрою:Основные принципы взаимодействия специалистов коррекционно-воспитательной работы.Организационные аспекты взаимодействия логопеда и педагога - воспитателя...

РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.

Прием комментированного рисования позволяет "оживить" нарисованную ситуацию или сам процесс рисования. Комментированное рисование очень актуально в развитии и воспитании детей с нарушением р...