Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка - "составление рассказа "ЗИМА" по опорным словам и картинкам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Рожкова Ольга Викторовна

Конспект занятия 

в разновозрастной группе для детей с ОНР

«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам"

 

Программное содержание:

  1. Учить составлять описательный рассказ по картине с использованием опорных слов и картинок. Учить подбирать определения и действия к существительным именительного падежа и  согласовывать прилагательные и глаголы с существительными именительного падежа (коммуникация).
  1. Расширять представление о зиме. Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих признаки и действия по теме «Зима» (коммуникация).
  2. Развивать моторику кистей рук (мячетерапия, рисование), общую моторику (телесно-ориентировочная техника) и точность движений, слуховое внимание, творческое воображение (художественное творчество, физическая культура).
  3. Развивать навык длительного, плавного выдоха (здоровье).
  4. Воспитывать внимание, усидчивость; радость от наступившего времени года (социализация) .

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе с ОНР

«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам"

 

Программное содержание:

  1. Учить составлять описательный рассказ по картине с использованием опорных слов и картинок. Учить подбирать определения и действия к существительным именительного падежа и  согласовывать прилагательные и глаголы с существительными именительного падежа (коммуникация).
  1. Расширять представление о зиме. Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих признаки и действия по теме «Зима» (коммуникация).
  1. Развивать моторику кистей рук (мячетерапия, рисование), общую моторику (телесно-ориентировочная техника) и точность движений, слуховое внимание, творческое воображение (художественное творчество, физическая культура).
  1. Развивать навык длительного, плавного выдоха (здоровье).
  1. Воспитывать внимание, усидчивость; радость от наступившего времени года (социализация) .

Оборудование:

     Магнитофон; аудиозапись со скрипом снега; белый резиновый мяч; зайчиха (большая мягкая игрушка); фланелеграф (большой для логопеда, маленький для детей); картинки с изображением зимующих птиц, заснеженных деревьев, сугробов, снежных облаков; указка; листы бумаги и голубые карандаши на каждого ребенка; вырезанные снежинки; мелко нарезанная мишура; нарисованные следы зайчихи; «фотографии» зайчат.

План занятия:

  1. Организационный момент. Беседа о зиме. Прослушивание звуков зимы в аудиозаписи. Приход зайчихи.
  2. Игра «Подбери признаки» с использованием мячетерапии.
  3. Путешествие в «лесную школу». Составление рассказа по картине с использованием опорных картинок.
  4. Физминутка с использованием телесно-ориентировочной техники.
  5. Рисование снежинок карандашами на листе бумаги.
  6. Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку».
  7. Игра «Найди дорогу домой» (по «следам» зайчихи).
  8. Подведение итога занятия. Сюрпризный момент.

Ход занятия.

  1. - Ребята, какое сейчас время года?      (зима)

 Почему вы так думаете?                      (стало холодно, на улице лежит снег, мы надели                           шубы, шапки, валенки…)

- Вот мы сегодня и поговорим о зиме.    Послушайте звуки зимы.

(звучит аудио-запись)

Вот повеял ветерок,

Холодом пахнуло,

Словно бабушка-зима

Рукавом махнула.

Полетели с высоты

 Белые пушинки.

На деревья и кусты

Сыплются снежинки.

Снег скрипит, трещит мороз

Ледяною стужей.

Может путник к нам идет

Ну-ка друг послушай…

-Вы слышали скрип снега?

Может к нам, и правда, кто-то пришел?

                     (открывается дверь, а за ней сидит зайчиха)

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?   Это же  зайчиха.

Она просит пустить ее погреться: она пока бежала из соседнего леса, заморозила себе лапки .

- Пустим ее?

      (логопед):

 - Проходи, погрейся. Да нас с ребятами послушай.      (игрушку садят с детьми за стол)

2. -Пока наша гостья греется, расскажите мне о зиме. Какая она?  И в этом мне поможет снежный шарик. Приготовьте руки.  Я его буду вам катить, а вы передавайте его друг другу.

ЗИМА (какая?) – холодная, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

СНЕГ (какой?) – белый, пушистый, серебристый, мягкий, сверкающий.            

ОБЛАКА (какие?) – легкие, снежные

ВЕТЕР (какой?) – сильный, пронизывающий

ДЕРЕВЬЯ (какие?)- голые, заснеженные   

ПТИЦЫ (какие?)- замершие, голодные

3.   Педагог от имени Зайчихи:  - Вот я и согрелась. Как у вас тут интересно.

А мои зайчата тоже ходят в школу, лесную.

И у них сейчас идет зимний урок. Хотите посмотреть?

Тогда мы отправляемся в путь, в лесную школу.

                 (дети встают из-за столов и вслед за логопедом подходят к стульям,                                накрытым простынями («снежным сугробам»), игрушки зайчат находятся на шкафах на заднем плане)

- А вот и лесная школа.

Мы мешать не будем, сядем тихонько на сугробы и послушаем  учителя-зайчиху.

     (логопед рассказывает от имени Зайчихи)

     По мере составления рассказа, логопед выставляет картинки на фланелеграф.

В рассказе используются существительные Именительного падежа, прилагательные, глаголы.

- Дети, послушайте  рассказ:

Наступила  холодная,  суровая  зима.             

По небу плывут снежные облака.                   

Выпал белый, пушистый снег.                   

Деревья  стоят  в серебре.                              

Замершие птицы сидят на деревьях.               

Ищут корм голодные птицы.                        

- Уважаемая зайчиха, можно  и наши дети поучатся.

Они придумают свой рассказ и в этом  помогут «чудесные» картинки.

Посмотрите на них внимательно.  Назовите их.

(дети по одному подходят к фланелеграфу, выставляют свои картинки и составляют предложение).

После того как все дети выложили свои картинки, вызывается один ребенок и составляет обобщающий рассказ. 

- Сказочный у нас получился рассказ, зайчатам тоже понравился.

Давайте ему придумаем название.

4.- Засиделись мы с вами. Я приглашаю вас на прогулку в лес.

«Сделал дело – гуляй смело»  (рисунки животных находятся на разной высоте и в разных местах комнаты, чтобы дети их зрительно отыскали). Дети вместе с педагогом выполняют движения в соответствие с текстом.

Что увидим мы в лесу?

Может, рыжую лесу.

Где лиса -  да вот она,

Следы хвостиком смела.

Среди веток на дубу

Сидит филин на суку.

 Крылья грозно расправляет,

Только нас не напугает.

Мы как зайцы скок-поскок,

Закопаемся в сугроб.

5.- Порадовали нас звери лесные прятками. Давайте им в подарок и лесу нарисуем снежинки  (дети рисуют снежинки голубыми карандашами на листках бумаги, расположенных на полу).

 6.- Посмотрите, сколько снежинок. Они повсюду; на деревьях, на земле и даже на     

    ваших ладошках.   Давайте их сдуем (детям  на ладошку кладутся нарезанные мишура;

    на стола, на полу лежат вырезанные снежинка).

7.- Посмотрите ребята, пока мы с вами рисовали снежинки, наша зайчиха ускакала.

Что же нам делать?

Ребята, а вот чьи-то следы. Чьи они?    (зайчихи)

Мы будем точно наступать на ее следы, чтобы отыскать ее.

      (дети по следам приходят к столам, где сидит зайчиха)

8.- А вот и наша зайчиха. Она уже давно ждет нас, чтобы сказать, что ей очень понравилось с вами путешествовать.

А вам понравилось путешествовать?

Что особенно вам запомнилось?

Какие чудеса еще с вами приключились?

Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

С кем бы вы хотели познакомиться?

- Зайчиха вас благодарит за интересное занятие и дарит портреты своих зайчат, чтобы вы их потом могли раскрасить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Город профессий» (старшая группа)

Данное занятие для детей старшей группы расширяет представления о профессиях людей в контексте общей темы "Все профессии важны, все профессии нужны". Учит образовывать сложные слова. Развивает речевую...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»

Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей  с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....

Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))

Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...