Развитие связного высказывания посредством художественной литературы
статья по логопедии по теме

Кортусова Галина Викторовна

Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информация для педагогов20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №5 «Рябинка»

Матросова,18, г.Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тел/факс 4-68-79, 4-75-49

Е-mail: mdou5@edu.shd.ru.  ИНН/КПП 8901010030/890101001, ПФР 030-001-001-836

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на тему:

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

подготовила:

учитель-логопед Кортусова

Галина Викторовна

Салехард   2013 год

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник

Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.  Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает детям находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

По сравнению с дошкольником, который развивается по возрасту, у детей нашей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР отмечаются отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. Особенно заметны эти трудности в построении предложений.

Простые предложения нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий и деепричастий. Для наших детей затруднительно использовать в собственной речи сложные предложения. Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной. Понимая зависимость между отдельными событиями, ребенок неправильно использует форму сложноподчиненного предложения.

Поэтому мы проводим огромную работу над развитием связной речи.

Научить дошкольника правильно и красиво говорить можно, используя в работе сказку. Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. После рассказывания русских народных сказок: «Кто, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Лиса и рак» и других, мы работаем с детьми над построением простых предложений с однородными прилагательными или глаголами. Предлагаем  детям рассказать о лисе, помогаем ему вопросом: «Какая лиса?» Ответ на вопрос советуем начинать со слова лиса. Также работаем и с глаголами, и сложными словами.

Для обогащения речи детей наречиями используем волшебные сказки. После их чтения просим дошкольников рассказать, кто помогал герою сказки сначала, потом и затем. ( Сначала Колобок встретил зайца, потом волка и медведя, затем лису). При работе над сложносочиненными предложениями с противоположными по смыслу словами, используем  положительные и отрицательные персонажи сказок ( Кощей Бессмертный злой, а Иван – царевич добрый). Научить ребенка использовать форму притяжательного прилагательного можно после знакомства со сказками о животных. На материале сказки мы играем в дидактическую игру «Чей, чья, чье».

При закреплении той или иной лексической темы мы часто используем книги   загадок с яркими иллюстрациями , которые дети любят рассматривать и в свободной деятельности. Отгадывание загадок помогает детям  научиться объяснять свой ответ и строить правильно сложное предложение. «Пушистохвостая, огненнорыжая и хитрая — это лиса или белка? Скажи почему?»

Очень важно пробудить у ребенка стремление говорить правильно, вызвать интерес к литературным нормам языка. Поэтому мы  всячески поощряем вопросы детей по поводу того, как правильно говорить, грамотно ли употреблена форма. Если дети предпочитают отмалчиваться, ограничиться отказом («Не знаю», «Не умею»), мы предлагаем  им: «А  скажите так, как кажется правильным. Если ошибетесь — не беда ошибку можно исправить. Давайте вместе подумаем, можно ли сказать, как вы предложили, или надо как — то иначе изменить слово ».

Таким образом, использование игровых упражнений и дидактических игр, где тесно переплетаются грамматические и лексические задания с привлечением сказки, эффективно для развития навыков построения предложений и способствует формированию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект связной речи посредством художественной литературы «Сказка за сказкой».

Проект связной речи посредством художественной литературы «Сказка за сказкой»...

Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по развитию связной речив старшей группе   «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Развитие связной речи средствами художественной литературы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...

Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

«Развитие связной речи посредством художественной литературы»

Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с ...