Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Давыдова Юлия Сергеевна

Материалы данного перспективного плана подойдут учителям-логопедам, работающим по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной "Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста". План рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур.. Содержит подробный перечень видов работы по следующим разделам: развитие общих речевых навыков, звукопроизношение, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического анализа и синтеза, лексика, грамматический строй речи, развитие связной речи и развитие мелкой моторики. Работа делится на три периода: I (сентябрь-ноябрь), II (декабрь-март), III (апрель - июнь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektiv_3.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы учителя-логопеда Давыдовой Ю.С. в старшей группе для детей с ОНР на 2013 – 2014 учебный год

Обследование детей (первые 2 недели сентября)

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения

(II половина сентября - ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’], [ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’],  [х]-[х’].
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки), фонематического восприятия.
  2. Различение на слух гласных и согласных звуков.
  3. Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [ы].
  4. Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).
  5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].
  6. Определение в словах первого и последнего гласных звуков.
  7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы»,  «Одежда», «Одежда, обувь, головные уборы», «Ателье».

Грамматический строй речи

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование существительного и глагола в числе.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  6. Образование прошедшей формы глаголов.
  7. Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.
  8. Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).
  9. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

Развитие связной речи

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

II период обучения

( декабрь, 2 половина января, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Определение в словах первого согласного звука.
  2. Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].
  3. Знакомство со звуками [м], [н], [в], [ф], [б], [п], [д], [т].
  4. Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.
  5. Определение гласного звука в середине односложных слов.
  6. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
  7. Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, в словах.

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна. День рождения Весны».
  2. Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).
  5. Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.
  6. Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу?).
  7. Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?

Развитие связной речи

  1. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
  2. Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
  3. Описание предметов и объектов с использованием схем.
  4. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.

Развитие мелкой моторики

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период  обучения

(апрель, май, июнь)

Общие речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Знакомство со звуками [г], [к], [х], [с], [з], [ц].
  2. Полный анализ и синтез слов.
  3. Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Наша пища», «Откуда хлеб пришел», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Насекомые», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Лето».
  2. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.
  5. Уточнение значений обобщающих слов.
  6. Образование притяжательных прилагательных.                        

Развитие связной речи

  1. Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.
  2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  3. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по сюжетной картине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа).

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа)....

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

В данном перспективном плане учитель-логопед указала формы работы с родителями,по коррекции речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи....

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями (средняя группа)

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников средней группы с ТНР....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОНР (старшая группа)

Перспективный план работы с родителями детей 5–6 лет с ОНР (старшая группа) в помощь логопеду...

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Домашние животные

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ  Домашние животные...

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Мужские и женские профессии

Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей  группы для детей с ТНР (фрагмент плана)  ТЕМА НЕДЕЛИ Мужские и женские профессии...