Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР Тема. «Осень в картинах С.А.Куприянова и стихах русских поэтов»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ольховик Валентина Тимофеевна

Занятие построено с учетом интеграции ОО "Коммуникация", "Музыка", "Здоровье", "Художествення литература", рекомендуется проводить, как обобщающее по лексической теме "Осень". Приложением к конспекту является презентация "Осенняя лирика в стихах Пушкина". На практическом материале у детей происходит обобщение словарного запаса, развитие связной речи, совершенствование психических процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема.  «Осень в картинах С.А.Куприянова и стихах русских поэтов»

Ольховик В.Т. , учитель – логопед  ДОУ №15 «Ладушки» г.Козельск  Калужской области

Коррекционно - образовательные задачи.

Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе.

Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном  на них.

Образование притяжательных  прилагательных

Составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением.

Автоматизация правильного произношения всех ранее поставленных звуков.

Коррекционно – развивающие задачи.

Развитие связной речи; речевого слуха; мышления; творческого воображения; тонкой моторики пальцев рук, координации речи с движением;  плавного длительного выдоха.

Развитие просодической стороны речи,

Коррекционно – воспитательные задачи.

Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах через классическую музыку и поэтическое слово; воспитание  любви к родной природе, восхищения ее красотой;  чувства патриотизма.

Оборудование. Моноблок, презентация «Стихи Пушкина в картинах осени», репродукции картин С.А.Куприянова «Ранняя осень», «Поздняя осень», аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года», осенний букет, мягкий куб,  обруч со свисающими разноцветными осенними листьями, тарелочки из расчета одна на двух детей, разрезные уменьшенные репродукции картин С.А.Куприянова, портрет художника С.А.Куприянова, портрет Ф.Тютчева.

Предварительная работа. Разучивание физкультминутки «Листики осенние». Сбор осенних букетов из листьев и цветов на прогулке. Наблюдение на прогулке за осенними  изменениями в природе, работа с календарем погоды. Разучивание стихотворения A Тютчева  «Есть в осени первоначальной» на индивидуальных занятиях с логопедом.

                                                                        Ход занятия

  1. Организационный момент

Тихо звучит «Осенняя песня» Чайковского, дети рассматривают осенний букет (веточка хризантемы, веточка сентябринок, веточка с плодами шиповника, веточка с желтыми  кленовыми листьями, веточка с сухими пожухшими листьями …).

Логопед. Чем пахнет осень?     ( Осенними цветами;  мелким и долгим дождем; урожаем, грибами, листопадом,  первыми заморозками…).

  1. Основная часть занятия

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами будем говорить о периодах осени. Рассмотрим картины русского художника  Сергея Алексеевича Куприянова (обратить внимание детей на портрет художника) и почитаем стихи русских поэтов.

Рассматривание репродукции  картины  С.А.Куприянова «Ранняя осень»

Какой  период осени изображен на картине С.А.Куприянова?      (На картине С.А.Куприянова изображена ранняя осень.)

 Что вы видите на переднем плане картины?      (На переднем плане картины,  изображена  

река.)

Опишите воду в реке, которую нарисовал художник.     (Вода в реке чистая светлая, река кажется мелкой.)

Какие деревья растут на берегу реки?         (На берегу растут    красные осинки,  желтые березки, высокие сосны.)

Опишите небо, которое вы видите на картине.   (Небо на картине светлое высокое, по нему летит косяк  улетающих на юг птиц.)

Давайте закроем глаза и «пройдем»  на берег реки.      (Звучит запись П.И.Чайковского «Осенняя песня»)

Что вы почувствовали, побывав  на берегу?     (Ответы детей).

Рассматривание  репродукции картины А.С.Куприянова «Поздняя осень»

Какой период осени  изобразил  художник  А.С.Куприянов?       (Художник изобразил позднюю осень.)

Что общего на двух картинах?    (На двух картинах  нарисовано одно и то же  место.)

Чем отличаются картины?         (Картины отличаются своими красками.)

Как выглядит река в период поздней осени?   (Река кажется глубокой, потому что вода в ней темная холодная.)

Какие стоят деревья в этот период?      (В этот период деревья стоят почти голые).

Опишите небо на картине.    (По небу плывут тяжелые темные тучи.)

Закройте глаза и попробуйте «пройти» на берег реки.  (Звучит запись П.И.Чайковского Октябрь –Времена года).

Игра «Скажи наоборот»

Логопед. А теперь давайте сравним картины. Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать.

На первой картине изображена ранняя осень, а на второй картине…изображена поздняя осень.

А первой картине вода в реке прозрачная, а на второй картине…   вода в реке  темная.

На первой картине деревья стоят в золотом убранстве, а на второй картине … стоят почти голые.

На первой картине небо высокое, а на второй  картине… небо низкое.

Упражнение «Осенний листопад»

Логопед приглашает детей пройти  на ковер, на котором дети будут изображать осенний листопад. В руках у него маленький обруч  со свисающими разноцветными листьями.

Настало время  нам помочь осеннему ветерку, сорвав последние листочки с деревьев. Необходимо подуть на листочки так, чтобы они закружились в листопаде. Встаньте ровно, сделайте вдох через нос, а выдох в губы трубочкой, следите за щеками.

Физкультминутка  «Листики осенние»

Мы листики осенние                 Выполняют  движение «фонарики», передвигая руки вверх  - вниз.

На ветках мы висим.        

Дунул ветер, полетели,              Поднимают руки вверх и машут ими вправо -

Мы летели, мы летели              влево. Кружатся на месте.

И на землю тихо сели.              Приседают, ладони на полу.

Снова ветер набежал              Поднимаются.

И листочки все поднял.              Поднимают руки вверх.

Мы летели, мы летели              Машут руками вправо – влево. Кружатся.

И на землю тихо сели.               Приседают, ладони на полу.

Игра с кубиком «Назови листок»

Дети сидят в кругу на ковре. Логопед бросает кубик, на гранях которого   осенние деревья.

Логопед. С нашей помощью последние листочки слетели с деревьев. Давайте назовем деревья и их листья.

Образец. На осине – осиновые листья.

                   На дубе – дубовые листья.

                   На березе – березовые листья.

                   На клене – кленовые листья.

                   На рябине – рябиновые листья.

                   На тополе – тополиные листья.

Чтение    стихотворения  Федора Тютчева  «Есть в осени первоначальной»

Логопед. Ребята,  а сейчас послушайте стихотворение русского поэта Федора Тютчева (обратить внимание на портрет поэта),  которое подходит к  двум картинам С.А.Куприянова.    

Стихотворение Ф.Тютчева  декламирует ребенок.        

                Есть в осени первоначальной

               Короткая, но дивная пора —

               Весь день стоит как бы хрустальный,

               И лучезарны вечера..

               Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

               Но далеко еще до первых зимних бурь

 И льется чистая и теплая лазурь

 На отдыхающее поле...

                                           Ф.Тютчев

Просмотр презентации «Осенняя лирика в стихах Пушкина»

Логопед. А сейчас давайте еще раз насладимся осенними пейзажами русских художников и послушаем стихи  об осени.

 Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

                                А.С.Пушкин  

Упражнение «Собери картину»

На тарелочках перед  детьми  лежат  уменьшенные репродукции картин С.А.Куприянова  разрезанные на восемь частей.  Логопед  предлагает ребятам, работая в парах  собрать картины.

  1. Итог занятия

Назовите имя художника, который написал картины «Ранняя осень» и «Поздняя осень».

Какие задания вам понравились больше всего?

Дети оценивают работу друг друга на занятии.

Логопед оценивает работу детей  и благодарит  их за отлично выполненные задания.

Литература

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Грамматика в картинках. Осень» Санкт – Петербург, «Паритет», 2005Н.НГусарова Беседы по картинке. Времена года. – Спб.: Детство – Пресс,1998

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР» изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: Просвещение,1983


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: учитель – логопед В.Т. Ольховик Д ОУ №15 « Ладушки » г. Козельск Калужской области Осенняя лирика в стихах А.С. Пушкина

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 3

Уж небо осенью дышало,

Слайд 4

Уж реже солнышко блистало,

Слайд 5

Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,

Слайд 6

Ложился на поля туман,

Слайд 7

Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась

Слайд 8

Довольно скучная пора,

Слайд 9

Стоял ноябрь уж у двора.

Слайд 10

В презентации использовались картины и фотографии из источников сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема Осень. Звук [о]. Буква О,о.

Интегрированный подход к организации образовательной деятельности с целью профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Осень. Звук [о]. Буква О, о.»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".

Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме: «Звуки [п], [п’], буква П»

Дошкольники познакомились с новыми звуками и буквой, обозначающей эти звуки. Собирали разрезные картинки, составляли схемы слов с новыми звуками....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ по коммуникативному развитию. Развитие речи Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.

Программное содержание:Образовательные задачи- учить видению художественного образа,  единства  содержания  и  языка  пейзажной  живописи (настроение, выраженное  ср...

Методическая разработка Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР

Развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создание позитивного настроя к обучению в школе...