КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ по коммуникативному развитию. Развитие речи Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.
план-конспект занятия по развитию речи

Антипова Алена Николаевна

Программное содержание:

Образовательные задачи

- учить видению художественного образа,  единства  содержания  и  языка  пейзажной  живописи (настроение, выраженное  средствами  колорита;  рисунок,  передающий   характер  предметов-деревьев  и  кустов);

Развивающие задачи

- развивать у детей  эмоциональную  отзывчивость на произведения искусства;

Воспитательные задачи

- воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары

        

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

по коммуникативному развитию. Развитие речи

Рассматривание картины «Весна.  Большая вода» И. И. Левитана.

        Выполнила:               воспитатель

Антипова Алена Николаевна

        Чебоксары 2018

Программное содержание:

Образовательные задачи

- учить видению художественного образа,  единства  содержания  и  языка  пейзажной  живописи (настроение, выраженное  средствами  колорита;  рисунок,  передающий   характер  предметов-деревьев  и  кустов);

Развивающие задачи

- развивать у детей  эмоциональную  отзывчивость на произведения искусства;

Воспитательные задачи

- воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Словарная работа: обогащать  речь  детей  эмоционально  окрашенной  лексикой, половодье, разлив реки, пологие берега, полая вода, голубые дали, удвоение мира, пейзаж, пейзажист, посевы и др.

Предварительная работа.  Наблюдения за  весенними  изменениями  в  природе,  прогулки  с  целью  наблюдения  за  таянием  снега,  чтение  и  разучивание  стихов,  пение  песен  о  весне,  рассматривание  иллюстраций  с  весенними  пейзажами.

Материалы и пособия.  Репродукция  картины  «Весна.  Большая  вода».  И.И.Левитана,  запись  музыкального  отрывка  из  пьесы  С.В.Рахманинова  «Весенний  поток»

Методические  приемы:    

                 1. Игровая ситуация: загадка  о  весне.

                 2. Чтение  стихотворение  Ф.Тютчева.

                 3. Рассматривание  картины.

                 4. Беседа  по  картине,  вопросы.

                 5. Метод вхождения в картину (под  музыку  С.В. Рахманинова.)

                 6. Анализ  деятельности,  поощрение.

Ход  НОД:

1. Дети  свободно  усаживаются  перед  картиной  (она  пока  закрыта). Загадать  детям  загадку  о  весне. 

Я  раскрываю  почки

В  зеленые  листочки.

Деревья  одеваю,

Посевы  поливаю,

Движения  полна,

Зовут  меня…(весна)

- Ребята,  как  вы  догадались,  что  это  весна?  

- Назовите    приметы  весны, которые вы услышали в этой загадке.

- Да, ребята,  наша  земля особенно красива  весной.  Весна  несет  всем  радость  жизни,   все радуются, всё меняется -деревья..  Это  чувство  охватывает  всех  людей,  поэты  пишут  стихи,  композиторы - музыку,  художники - картины.  И  вам,  наверное,  хочется  петь,  читать  стихи.  

- Катя выучила и  хочет  почитать  стихи  о  весне.

Послушайте  внимательно, о  чем  будет  читать  Катя.

       Еще  в  полях  белеет  снег

       А  воды  уж  весной  шумят

       Бегут  и  будят  сонный  брег

       Бегут  и  блещут  и  гласят…

       Они  гласят  во  все  концы:

       Весна  идет,  весна  идет!

       Мы  молодой  весны  гонцы,

       Она  нас  выслала     вперед

                                             Ф.Тютчев.

- Ребята,   а в этом стихотворении вы услышали приметы весны?  (высказывания  детей).

2. - Сейчас  мы  посмотрим,  как  о  весне  рассказал  художник  Исаак  Ильич  Левитан  (открываю  картину,  даю  возможность  детям  рассмотреть  ее).

- Ребята,  посмотрите   на картину.  Расскажите, что на ней нарисовано?

- Как  вы  думаете,  что  художнику  хотелось  рассказать  нам  про  весну?

- Что  интересного  увидел  художник?

- О  чем  же  эта  картина? (даю  возможность  высказаться  детям).

- Да  художник  увидел  весенний  разлив  реки,  затопивший  пологие  берега.

- А  как  называется  это  явление?

- Это  явление  называется  половодье.

- Вы знаете,  что  такое  половодье? (ответы детей) Полая  вода - значит  большая  вода. Посмотрите  на  картину,  когда  реки  вскрываются,  освобождаются  ото  льда  и  выходят из  своих  берегов.

- Я видела, как вышла из берегов река Цивиль в деревне у бабушки. А  вы  такое  видели где-нибудь?   (ответы детей)

- Как  изобразил  художник  воду, какие краски он использовал?

- Какими красками нарисовано небо на картине? (ответы детей)

- Широко,  привольно,  бескрайне  разлилась  вода,  так, что  кажется,  будто  она  слилась  с  голубым  небом.  Она  повсюду  прозрачная,  светло-голубая,  как  и  сам  воздух.

- Где   и почему оказались  березы? (ответы детей) 

- Светясь  нежными  переливами,  в  воде  стоят  тонкие  березки.  Их  белизну  подчеркивает  яркая  зелень  ели  и  темный  ствол  старого  дерева.  

- Когда смотришь на эту картину,  кажется,  что  деревья  растут  сразу  и  вверх  и  вниз. Почему? (ответы детей) 

- Они  отражается  в  чистом  зеркале  воды. Это  «удвоение»  мира  делает  пейзаж  прозрачным,  загадочным.

- Что  изображено  на  переднем  плане,  слева? (ответы детей)

- Да, это  лодка.  Она  стоит  у  согретого  позолоченного  солнцем  берега.

- Как  вы  думаете,  кто  мог  приехать  на  этой  лодке? (ответы детей) 

- Наверное,  на ней  и  приехал  художник,  чтобы  написать  свою  картину  с  натуры.

-Дети,  как  вы  думаете,  есть  ли  на  картине  солнце?

- Как  это  можно  узнать?  Солнце  не  нарисовано,  но  по  теням  от  деревьев  в  воде  и  на  берегу,  мы  узнаем,  что  это  солнечный  день,  солнце  еще  не  яркое,  но  чувствуется  его  тепло.

- Что  изображено  на  заднем  плане?  (ответы детей)

- Крестьянские  избы,  амбары,  оказавшиеся  в  воде, и  те,  что  стоят  на  высоком  берегу,  сливаются  в прозрачно-светлое  целое,  почти  растворяясь  в  голубой  дали.

- Какие  цвета  использовал  Левитан,  изображая  картину? (ответы детей) 

- Да, эти краски  весенние,  разлитые,  не  яркие.

- Ребята,  какие  чувства  возникают  у  вас,  когда  вы  смотрите  на  эту  картину? (ответы детей). Возникает  чувство  очарования - от  весеннего  пробуждения  природы,  радости  от  чистоты  и  ясности  картины,  от  ожидания  тепла,  буйного  расцвета  природы. Если бы я была художником, то я бы назвала эту картину «Весна пришла». Как  бы  вы  назвали  эту  картину?  (ответы детей)

- Художник  И. И. Левитан  назвал  ее  «Весна.   Большая  вода». Он  любил  рисовать  русскую  природу.  

- Картины,  на  которых  изображается  природа это -  …пейзаж.

- Вы помните, ребята, как называют художников,  которые  рисуют  природу? (пейзажист).       

- Представьте, что вы заходите в эту картину. Что  вы увидели вокруг? Посмотрите, какие деревья, какое солнце, послушайте, как журчит вода…

- Послушайте  музыку,  которую  написал  композитор  Сергей  Васильевич  Рахманинов,  он  назвал  свою  пьесу  «Весенний  поток» (включаю  музыкальный  отрывок). 

- Закройте  глаза  и  представьте  себе  голубое  небо,  бескрайние  просторы  воды,  почувствуйте  легкий  веселый  ветерок,  теплые  лучи  солнышка.  

Предложить  детям  передать  эту  музыку  в  движении,  показать  свое  настроение  или  представить  себя  легким  ветерком,  слегка  раскачивающейся  под  ветерком,  легким  облачком,  скользящим  по  небу,  птичкой  прилетевшей  из  дальних  стран,  радующейся  возвращению  на  родину.

3. Предложить детям вспомнить, о чём они разговаривали сегодня на занятии (беседую  с  детьми  о  том,  что было на занятии).

- Понравилась  вам  музыка? Что вам  понравилось  на занятии?

- Что было особенно интересно?

- Как называлась картина, и кто её написал?

- Какие  впечатления  остались  от  картины?

- Как вы чувствовали себя, когда двигались под музыку? Поощрить  индивидуально детей (поведение, внимание, речевые высказывания и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Тема: "Прогулка по городу"

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.надеюсь, что предложенный материал будет полезен в...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Георгин» Области: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Чудеса на лесной поляне»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Образовательные з...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Георгин» Область «Познавательное развитие» Тема: «Земля - наш общий дом»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Образовательные з...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - речевому развитию на тему "Корабли на причале"

Представляю вашему вниманию интегрированное занятие, которое развивает у детей смекалку, логическое мышление, речь и умение в дальнейшем организовывать сюжетно - ролевую игру....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) "Развитие фонематических процессов"

Конспект направлен на развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления у детей дошкольного возраста, на закрепление зниния детей о букве и звуке, о гласных и согласных звуках....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественно –эстетическому развитию. "Народные промыслы"

ЦЕЛЬ: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка) Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительну...

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...