КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ по коммуникативному развитию. Развитие речи Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.
план-конспект занятия по развитию речи
Программное содержание:
Образовательные задачи
- учить видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи (настроение, выраженное средствами колорита; рисунок, передающий характер предметов-деревьев и кустов);
Развивающие задачи
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
Воспитательные задачи
- воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
по коммуникативному развитию. Развитие речи
Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.
Выполнила: воспитатель
Антипова Алена Николаевна
Чебоксары 2018
Программное содержание:
Образовательные задачи
- учить видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи (настроение, выраженное средствами колорита; рисунок, передающий характер предметов-деревьев и кустов);
Развивающие задачи
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;
Воспитательные задачи
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, половодье, разлив реки, пологие берега, полая вода, голубые дали, удвоение мира, пейзаж, пейзажист, посевы и др.
Предварительная работа. Наблюдения за весенними изменениями в природе, прогулки с целью наблюдения за таянием снега, чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами.
Материалы и пособия. Репродукция картины «Весна. Большая вода». И.И.Левитана, запись музыкального отрывка из пьесы С.В.Рахманинова «Весенний поток»
Методические приемы:
1. Игровая ситуация: загадка о весне.
2. Чтение стихотворение Ф.Тютчева.
3. Рассматривание картины.
4. Беседа по картине, вопросы.
5. Метод вхождения в картину (под музыку С.В. Рахманинова.)
6. Анализ деятельности, поощрение.
Ход НОД:
1. Дети свободно усаживаются перед картиной (она пока закрыта). Загадать детям загадку о весне.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…(весна)
- Ребята, как вы догадались, что это весна?
- Назовите приметы весны, которые вы услышали в этой загадке.
- Да, ребята, наша земля особенно красива весной. Весна несет всем радость жизни, все радуются, всё меняется -деревья.. Это чувство охватывает всех людей, поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - картины. И вам, наверное, хочется петь, читать стихи.
- Катя выучила и хочет почитать стихи о весне.
Послушайте внимательно, о чем будет читать Катя.
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед
Ф.Тютчев.
- Ребята, а в этом стихотворении вы услышали приметы весны? (высказывания детей).
2. - Сейчас мы посмотрим, как о весне рассказал художник Исаак Ильич Левитан (открываю картину, даю возможность детям рассмотреть ее).
- Ребята, посмотрите на картину. Расскажите, что на ней нарисовано?
- Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну?
- Что интересного увидел художник?
- О чем же эта картина? (даю возможность высказаться детям).
- Да художник увидел весенний разлив реки, затопивший пологие берега.
- А как называется это явление?
- Это явление называется половодье.
- Вы знаете, что такое половодье? (ответы детей) Полая вода - значит большая вода. Посмотрите на картину, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов.
- Я видела, как вышла из берегов река Цивиль в деревне у бабушки. А вы такое видели где-нибудь? (ответы детей)
- Как изобразил художник воду, какие краски он использовал?
- Какими красками нарисовано небо на картине? (ответы детей)
- Широко, привольно, бескрайне разлилась вода, так, что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду прозрачная, светло-голубая, как и сам воздух.
- Где и почему оказались березы? (ответы детей)
- Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивает яркая зелень ели и темный ствол старого дерева.
- Когда смотришь на эту картину, кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. Почему? (ответы детей)
- Они отражается в чистом зеркале воды. Это «удвоение» мира делает пейзаж прозрачным, загадочным.
- Что изображено на переднем плане, слева? (ответы детей)
- Да, это лодка. Она стоит у согретого позолоченного солнцем берега.
- Как вы думаете, кто мог приехать на этой лодке? (ответы детей)
- Наверное, на ней и приехал художник, чтобы написать свою картину с натуры.
-Дети, как вы думаете, есть ли на картине солнце?
- Как это можно узнать? Солнце не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем, что это солнечный день, солнце еще не яркое, но чувствуется его тепло.
- Что изображено на заднем плане? (ответы детей)
- Крестьянские избы, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, сливаются в прозрачно-светлое целое, почти растворяясь в голубой дали.
- Какие цвета использовал Левитан, изображая картину? (ответы детей)
- Да, эти краски весенние, разлитые, не яркие.
- Ребята, какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? (ответы детей). Возникает чувство очарования - от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвета природы. Если бы я была художником, то я бы назвала эту картину «Весна пришла». Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
- Художник И. И. Левитан назвал ее «Весна. Большая вода». Он любил рисовать русскую природу.
- Картины, на которых изображается природа это - …пейзаж.
- Вы помните, ребята, как называют художников, которые рисуют природу? (пейзажист).
- Представьте, что вы заходите в эту картину. Что вы увидели вокруг? Посмотрите, какие деревья, какое солнце, послушайте, как журчит вода…
- Послушайте музыку, которую написал композитор Сергей Васильевич Рахманинов, он назвал свою пьесу «Весенний поток» (включаю музыкальный отрывок).
- Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий веселый ветерок, теплые лучи солнышка.
Предложить детям передать эту музыку в движении, показать свое настроение или представить себя легким ветерком, слегка раскачивающейся под ветерком, легким облачком, скользящим по небу, птичкой прилетевшей из дальних стран, радующейся возвращению на родину.
3. Предложить детям вспомнить, о чём они разговаривали сегодня на занятии (беседую с детьми о том, что было на занятии).
- Понравилась вам музыка? Что вам понравилось на занятии?
- Что было особенно интересно?
- Как называлась картина, и кто её написал?
- Какие впечатления остались от картины?
- Как вы чувствовали себя, когда двигались под музыку? Поощрить индивидуально детей (поведение, внимание, речевые высказывания и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Тема: "Прогулка по городу"
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.надеюсь, что предложенный материал будет полезен в...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Георгин» Области: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Чудеса на лесной поляне»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Образовательные з...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Георгин» Область «Познавательное развитие» Тема: «Земля - наш общий дом»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Образовательные з...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - речевому развитию на тему "Корабли на причале"
Представляю вашему вниманию интегрированное занятие, которое развивает у детей смекалку, логическое мышление, речь и умение в дальнейшем организовывать сюжетно - ролевую игру....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) "Развитие фонематических процессов"
Конспект направлен на развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления у детей дошкольного возраста, на закрепление зниния детей о букве и звуке, о гласных и согласных звуках....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по художественно –эстетическому развитию. "Народные промыслы"
ЦЕЛЬ: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка) Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительну...
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...