Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Трофимова Ольга Михайловна

Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по коммуникации в подготовительной группе №3 на тему: «Русские колокола и колокольные звоны»

Воспитатель: Трофимова О.М.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация».

Цель: ознакомление с предметами русской старины; формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

Задачи:

образовательные:

-формировать знания о колоколах и колокольных звонах России;

-познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;

-отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени.

воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к историческому и культурному прошлому русского народа;

-формировать желание быть продолжателем русских традиций.

развивающие:

-развивать умение решать познавательные задачи в наглядно-образном и наглядно-действенном плане;

-совершенствовать умение использовать объяснительную речь, речь-доказательство, разнообразные средства выразительности (сравнения, эпитеты, крылатые выражения, малые фольклорные формы).

Словарь: колокол, колокольня, колокольный, колокольчик; звон, звонарь, звонница, звонить; набат, благовест, бубенец, ботало, ямщик, тройка, царь-колокол, Валдайский колокольчик.

Оборудование: выставка разных колокольчиков, иллюстрации колоколов, рисунки-раскраски, куклы «Колокольчики» - обереги, аудиозапись колокольных звонов, песня Ю. Энтина «Бьют часы на старой башне», «Новогодняя песня - Jingle Bells », ксилофон 2шт., барабан.

Индивидуальная работа: С Айгизом, Гузелью, Таней по закреплению слов активного словаря.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций из альбома «Колокола России»;

-разучивание пословиц, скороговорок, загадок, легенд, стихов;

-лепка сувенирных колокольчиков из пластилина и соленого теста;

-раскраски «Колокольчики»;

-изготовление оберега: кукла «Колокольчик»;

-экскурсия в храм святого Пантелеймона;

-слушание звонов России на аудиокассете;

-разучивание песен Ю.Энтина «Бьют часы на старой башне»;

-оркестр колокольчиков «Новогодняя песенка -  Jingle Bells »

Ход.

Вступительное слово воспитателя: Здравствуйте дорогие гости, доброе утро. А встретить нам доброе утро поможет песня Ю.Энтина «Бьют часы». Давайте вслушаемся в мелодию и слова песни.

Звучит аудиозапись, дети исполняют первый куплет.

Воспитатель: Так, кто догадался, какие это часы бьют на старой башне?

Дети: Это кремлевские куранты – главные часы в России.

Воспитатель: Да, действительно, Кремлевские куранты сообщают нам о наступлении нового дня, по ним мы сверяем время, они помогают нам правильно организовать свою жизнь. Давайте прослушаем бой курантов и почувствуем настрой, который передается боем курантов.

Звучит бой курантов.

Воспитатель: Так какой же бой курантов, какой настрой нам передается?

Дети: Деловой, бодрый, величественный, важный, звучный.

Воспитатель: А благодаря чему бой курантов звучный?

Дети: Благодаря колоколам в часовом механизме.

Воспитатель: А что означает слово «колокол»?

Дети: Зов, шум, крик, весть.

Воспитатель: Так какое же самое главное свойство колокольчиков?

Дети: Колокола умеют разговаривать, извещать, сообщать.

Воспитатель: Люди в старину не имели телевизоров, телефонов, радио, поэтому, чтобы сообщить быстро важные вести стали использовать колокола. Какую легенду об истории рождения колокола вы знаете? (дети рассказывают). Какое устройство имел этот поющий цветок из металла? (один из детей берет колокольчик и рассказывает об устройстве, дети дополняют).

Воспитатель: Позднее колокола из Италии завезли в Россию, Они полюбились русским людям. Каких только колоколов не было!? Давайте расскажем и покажем, какие колокола были, есть сейчас и применялись.

Дети выбирают на стенде иллюстрацию и рассказывают (набатный колокол, поддужный, бубенцы, подшейный, ботало,

рында, сувенирный, музыкальные, кабинетные, ручные, церковные, куранты, школьный, рыболовный, ветряной, царь-колокол.

Да, действительно, назначение колоколов и колокольчиков было самое разное, да и детям они очень полюбились, часто использовали в русской народной игре «Маша и Яша».

Приглашаю детей поиграть в игру «Маша и Яша».

-А где в России было основано колокольное литье? (На Валдае, там сейчас единственный в России музей колоколов).

-А какие надписи, крылатые выражения отливали мастера на колокольчиках, чтобы привлечь  покупателей?

-Звону многу - веселей дорога,

-Звони, утешай – ехать поспешай,

-Купи, не скупись, езди – веселись,

-Кого люблю – тому дарю,

-Купи, денег не жалей, ездить будет веселей,

-Нет барыша – зато слава хороша,

-Мчится тройка удалая – колокольчик - дар Валдая.

Загадка: Головой об шапку – бом, и по всей округе гром!

Давайте послушаем каждый колокольчик.

Дети по очереди позванивают колокольчиками (садятся).

Воспитатель: Колокольчики звучат по-разному или одинаково? От чего зависит звон колокольчиков? (от размера, материала).

Давайте поиграем в игру: «Какой колокольчик звучит?» (5-6 инструментов).

А теперь задание сложнее.

Игра «Колокольные звоны России» (включается аудиозапись: набат, куранты, благовест, музыкальный колокольчик, ветряные, свадебный разгон). Дети вслушиваются и  определяют звоны.

- А мы с вами сможем порадовать наших гостей исполнением колокольного звона?

Предлагаем нашим гостям оркестр музыкальных инструментов – «Новогодняя песенка - Jingle Bells » (исполнение на колокольчиках, металлофонах, барабане) в исполнении наших детей.

Итог: Так, о чем мы сегодня говорили? (о колокольчиках, колокольных звонах).

Чем является колокол для России? (это один из символов России, это частичка истории).

Образуйте от слова колокол слова-родственники (колокольчик, колокольный, колокольня).

Образуйте от слова звон (звонок, звонить, звонница, звоночек, звонкий, звонарь).

Скажите скороговорку: «Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать».

Воспитатель: Русский народ – гостеприимный народ, гостей без подарков не отпускает. Наши дети в свободное время раскрашивали колокольчики и смастерили куклу-оберег «Колокольчик», изготовленную старинным способом без иголок, лица, с тремя юбками. Счастье складывается из трех частей тоже: если телу хорошо, дух спокоен, то человек счастлив. Эта кукла принесет в дом веселье и радость.

Давайте поделимся свои счастье с гостями и подарим им кукол и картинки.

Вручение подарков:

«Счастья нам и всем вам!»

 Дополнительные стихи:

С. Есенин «Колокол» (церковный), Шапошников «На колокольне» (благовест), Бальмонт «Колокольчики» (о цветах),

«Колокольчик» (поддужный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес

Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в образовательной области "Коммуникация" на тему: Белоснежка и семь гномов

Программное содержание:-Обобщить  и систематизировать знания  детей о весне.-Самостоятельно находить признаки весны.-Учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительн...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»

Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Провела: Воспитатель подготовительной группы Андреева Светлана Алексеевна. 2018 год.

Чтение сказки Т.Н.Лепихиной «Искорки добра» Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя сказки.Формировать целостное ...