Тема:"Зима, зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Татьяна Юрьевна

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

  КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЗИМА, ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» в подготовительной группе                                    

                               Зима. Зимующие птицы.

Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, составление сложноподчиненных предложений). Совершенствование  навыка чтения. Совершенствование навыка анализа предложения. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков, профилактика нарушений письменной речи.

Воспитательные цели:

Развитие интереса к занятию через использования наглядного материала, игровых моментов.

Воспитание любви к птицам, желание заботиться о них.

Воспитание усидчивости, трудолюбия, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Оборудование: вырезные зимующие птицы, подарочная коробка, ёлка, корм для птиц, аудиозапись с голосами птиц, мольберт, магнитная доска, плакат с изображением ветки ели и кормушки, снежинки с напечатанными словами, схемы к предложениям, карточки для индивидуальной работы(разгадывание «зашифрованного слова»), карточки для звукового анализа, карточки с наложенными изображениями птиц, ноутбук, диск с записью мультфильма: «Машенька и медведь», картинки с изображением следов птиц на снегу, кормушка.

Предварительная работа.

Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке. Рассматривание и сравнение снега и льда. Наблюдение за зимующими птицами. Подбор слов определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.

                                    Ход занятия

  1. Организационный момент. (Создание эмоционального  фона занятия.Развитие слухового внимания).

Логопед приглашает детей в группу, где на столе стоит уже украшенная ёлка и звучит музыка с голосами птиц.

Логопед. Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Какие зимние месяца вы знаете? А какой сейчас месяц зимы? А какой праздник приближается?

Да, вы угадали, совсем скоро наступит Новый год. А что мы больше всего ждем от деда Мороза? (подарки).

Посмотрите, я вижу подарочную коробку под нашей ёлкой. Но хочу сразу предупредить, что этот подарок еще пока не нам. А давайте проверим, что же находится в этой коробке.

  1. Упражнение «Определи на ощупь».

Дети просовывают руку в коробку и определяют что там находится. (В коробке семечки, сало, зерно, рябина). Дети называют корм для птицы и достают его.

А как вы думаете, для кого все это приготовлено? (для птиц).

Зачем птицам нужен корм? (Зимой птицам корм добывать очень трудно, его бывает очень мало)

Легко ли птицам живется в лесу? (Трудно.Им холодно и голодно.)

А вы слышите пение птиц? Но я не могу понять, все птицы улутели в теплые края, кто же издает эти звуки?

Ответы детей.

Раз мы слышим птиц, значит они находятся где-то рядом. Давайте поищем их. Посмотрите наверх, направо, налево, вниз. Давайте попробуем найти их в группе. Дети находят картинки с птицами, прикрепленными на стекле. Дети берут по одной птичке, называют её и где она живет.

 -- Это сорока. Она живет на дереве.

-- Это воробей. Он живет под крышами домов.

--Это сова. Она живет в дупле. И т.д.

     Упражнение «Рассади птичек».

По инструкции логопеда дети помещают птиц на плакат с изображенной кормушкой и веткой ели. (Посади птичку слева от кормушки, справа от кормушки, внизу ели, в кормушку и т.д.)

  1. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед вновь привлекает детей к мольберту.

Логопед. Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится.

Дети смотрят на мольберт 1-2 минуты. Логопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети открывают глаза и объясняют, что изменилось. После этого логопед убирает пособия.

  1. Упражнение: «Волшебные снежинки».

Логопед раздает детям плоскостные  изображения снежинок с напечатанными на них предложениями.

    Логопед. Вот какие волшебные снежинки влетели к нам в окно. Прочитайте предложения, написанные на них.

    1-ая группа. Синичка любит сало.

    2-ая группа. Снегирь сидит на рябине.

   Логопед. А теперь сосчитайте слова в своих предложениях и составьте их схемы.

Дети выполняют задание. Логопед задает им контрольные вопросы и дает контрольные задания «Сколько слов в твоем предложении? Какое слово третье (четвертое) по счету? Покажи, где в твоем предложении предлог? (И т.д.)

   А что изменится, если я поставлю вот такой знак в конце предложения?

(Предложение станет вопросительным, восклицательным)

  1. Физкультминутка.
  2. Фрагмент из мультфильма: «Машенька и медведь».

Логопед. Я хочу вам предложить посмотреть мультфильм, в котором все животные и птицы перепутались. Помогите пожалуйста им разгадать этих животных.

    А чьи следы вы увидели на снегу? (следы птиц и животных).

    Да, когда птицы передвигаются по снегу, они оставляют на нем следы и по следам можно определить название птички.

  1. Рассматривание картинок со изображенными следами.

Я хочу предложить вам разгадать ребус, который состоит из птичьих следов.

   У детей на столах лежат карточки с изображением следов. Под каждым следом написана определенная буква. Вы должны соотнести след с правой и с левой стороны и подписать нужную букву.

  1. Упражнение «Составь схему».

Логопед помещает на стол карточки для звукового анализа полученных слов. Дети составляют схему к названию птицы, которая получилась у них на карточках.

После этого логопед задает контрольные вопросы: « Сколько звуков в твоем слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Есть ли мягкие согласные в твоем слове?» и т.д. Логопед предлагает детям сложить карточки и убирает их.

Посмотрите какой сугроб намела вьюга. А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).

  Логопед открывает ткань и достает кормушку.

    А вы знаете что это за странный домик? (кормушка)

    А зачем нужна кормушка? (в кормушку насыпают корм для птиц) Давайте мы положем в эту кормушку подарки для птиц.

  1. Сообщение нового материала.

А вы знаете что любят кушать птички? (птички любят зарно, семечки, крошки)

Синички любят больше всего сало. Но оно должно быть не соленым.

А что любит снегирь? У снегиря любимое лакомство ягоды рябины, калины, шиповника.

Воробьи любят кушать разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно маленько растереть. Например, покатать по ни скалкой.

А что же любит сорока?

Сорока любит больше всего зерно.

А сейчас мы будем наших друзей угощать

  1.  Упражнение: «Угости птичку».

Дети составляют предложения с глаголами в настоящем времени.

Я угощу семечками воробья.

Я отдам ягоды снегирю. И т.д.

  1. Упражнение «Будь внимательным»

Логопед приглашает детей за столы, раздает им карточки, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Изображение  каких птиц вы видите на карточках?

Дети. Это клест, снегирь и дятел.

Логопед. Обведите по контуру клеста, затем заштрихуйте рисунок горизонтальными линиями. Логопед помещает на середину стола картинку с изображением клеста. Затем оценивает их работу.

  1. Окончание занятия.

Логопед предлагает рассказать о том, чем они занимались на занятии, что им было интересно делать, какая из игр им особенно понравилась.

Логопед оценивает работу детей на занятии и вручает медальки с изображением зимующих птиц.

Дети после занятия выходят на прогулку, вешают кормушку с кормом на своем участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»

Конспект занятия  по познавательному развитию для детей среднегодошкольного возрастаТема: «Ой, зима, зима, игры да забавы»...

Информация для родителей по теме недели: Зима. Зимующие птицы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24172883","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Лексическая тема 10 "Зима. Зимующие птицы."

Лексическая тема 10 "Зима. Зимующие птицы."...