Логопедическое занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Давкнис Надежда Константиновна

Дифференциация  звуков, грамматика и лексика по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ЗВУКИ C Сь»

Цель: Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Совершенствование грамматического строя речи.

Учить различать звуки С Сь в словах. Выполнять позиционный анализ звуков.

Закреплять понятие предлог.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование самостоятельности, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: беседа с детьми о зимующих птицах.

Оборудование: предметные картинки по теме «Зимующие птицы», магнитофон, диск с записью пения птиц, буквы, сигнальные карточки синего и зелёного цвета,  фланелеграф, дидактические карточки, мяч, контейнер с карандашами ю

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

(Звучит запись пения птиц).

Л:Что мы услышали?

 Д: Пение птиц

Л: Каких птиц мы сейчас можем услышать?

 Д: Сейчас можем услышать зимующих птиц.

Л: Кто кого услышал?

1 реб: Я услышал сову.

Л: Объясни как ты догадался что это сова?

 1 реб :  Сова ухает

Л: Какую птицу ты услышал?

2 реб.: Я услышал голубя. Голубь воркует.

Л: А какую птицу узнала ты?

3 реб.: Я узнала воробья. Воробей чирикает.

Л: Молодцы, ребята. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Д: Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах.

Л: Почему они называются «зимующие»?

Д: Они так называются, потому что остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.

Л: Ребята, сейчас каждый из вас возьмёт картинки с изображением зимующей птицы и расскажет ,что вы о ней знаете.

(Дети выбирают картинку и садятся на места.)

1 реб: Это воробей. Воробей - маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и короткой шеей, толстым туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий, острый. У воробья короткие лапки, хвостик держит, поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Они чистоплотные, любят купаться в   лужах, песке и пыли.                                                                                                        

Л: Где же они зимуют?

1 реб.: В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.

Л.:  Где находят пищу?                                                                            

 1 реб.: Питаются во дворах, на свалках, в кормушках.

Воробьи селятся стайками.

Л: Хорошо рассказал о воробьях. А ещё если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаст звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.

2 реб.: Это сорока. Сорока птица с черно-белым оперением. Бока у неё белые. Поэтому её называют «сорока - белобока». Хвост длинный. Лапы большие, сильные, клюв изогнутый. Сороки летают не очень хорошо, они перепрыгивают с места на место.

Л: Почему ее называют «сорокой - воровкой»?

2 реб.: Сорока любит блестящие вещи, уносит их и прячет.

Л: Где же она устраивает свое гнездо?

 2 реб.:В густых ветвях деревьев или кустарников. Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие птицы Сорока стрекочет..

3 реб. Это синица. На голове у синички черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска. Спина желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов - синичниках. Синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.

4 реб.: Это снегирь. У снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, спина голубовато-серая, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое. Клюв короткий, толстый, черный.

Л: Зачем снегирю короткий, толстый клюв?

4 реб.:Чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки.

5 реб.: У вороны черная голова, горло, шея и хвост, остальная часть туловища серая., Днем вороны живут в городе, а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях. Ворона каркает.

Л: Давайте, ребята, поиграем в ворон.

                           Вот под елочкой зеленой

                           Скачут весело вороны:

                           Кар-кар-кар!  

                           Целый день они кричали

                           Спать ребятам не давали:

                           Кар-кар-кар!  (дети бегают и размахивают руками)

                           Только к ночи умолкают

                           И все вместе засыпают:

                           Кар-кар-кар!  (дети садятся на корточки, руки под щеку —

                                                   засыпают)

Употребление предлогов. (Составление предложений с предлогами: “в”, “на”, “под”, “у”, “над”, “с”, “из”).

Л: Где воробей, дятел, сорока, синица, ворона, снегирь, голубь? (На картографе выставлены дерево, кормушка, птицы).

Каждый ребёнок подходит  к фланелеграфу и выполняет инструкцию логопеда.

Л: Посади  воробья на ветку. Куда ты посадил воробья?

Реб: Я посадил воробья на ветку.

Л: Посади сороку под дерево. Куда ты посадил сороку?

Л: Размести  ворону тук, чтобы она летала над деревом. Где летает ворона?

Л: Посади воробья в кормушку. Куда ты посадил воробья?

III. Изучение нового материала

Л: Семь суток сорока

Старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные

Сшила.

Сказала со смехом

Соседка синица:

— Стать самой скрипучей

Сорока стремится.

Л:Дети, какие звуки чаще всего встречается в чистоговорке?

Д:Звуки С Сь.

Л: Это гласные звуки или согласные?

Д: Согласные.

Л: Они глухие или звонкие?

Д: Глухие.

Л: Они обозначаются буквой С.

Игра «Подними синюю карточку если услышишь твёрдый С, зелёную если услышишь мягкий Сь»

Синицы, сова, семечки, сорока, серая, насекомые, снегирь.

Л: Я раздам вам листочки. Вам нужно обвести кружком правильно написанную букву С.

После выполнения задания логопед предлагает поменяться друг с другом карточками и проверить правильность выполнения задания.

IV. Пальчиковая гимнастика 

Воробей, воробей,                   Кистями рук производить

Не летай на песок                   движения вверх, вниз    

Не клюй песок,       большой и указательный пальцы соединить,

Не тупи носок         все  остальные в кулачок, стучим по столу.

Пригодится носок

Клевать колосок.

Л: Дети, возьмите на столах картинки, рассмотрите что на них нарисовано. Если в названии этого слова есть звук Сь, то примагнитьте её рядом с синичкой, если С-то рядом с совой. Назовите где звук С или Сь в слове (начало, конец, середина)

V. Закрепление изученного материала

1. Найди недостающую часть тела птицы по картинкам, обведи её в кружок карандашом. Что это за птица? (Воробей)

2. Назовите птиц, которые спрятались на картинке. А теперь узнаем, кто самый внимательный? Сколько птиц спряталось на картинке.

Л: Молодцы! Мы выполнили с вами все задания. Кому понравилось первое, второе задание? Почему?

VIII. Формирование эмоционально-оценочного отношения к природе

Л: Ребята! Мы как-то можем помочь зимующим птицам?

Д: Мы можем их покормить.

Л:Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу, ворону, сороку, голубя, поползня, свиристель? (Воробья – хлебными крошками,  снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном, поползня – орехами, свиристель – семенами).

– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу)

– А почему? (Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)

IX. Итог занятия

Л: О ком мы говорили на занятии?

Д: Мы говорили о зимующих птицах.

 

Л:А кто из вас теперь будет постоянно подкармливать зимующих птиц?

Л:Что для этого нужно сделать?

Д: Сделать кормушку, купить корм, повесить рядом с домом, не забывать подсыпать корм.

Л: А с этой кормушкой, которую сделал папа Егора, вы сейчас пойдёте с воспитателем в наш двор кормить зимующих птиц, прилетающих к нам в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)

Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.

В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «КВН»

КОНСПЕКТ логопедического занятияв подготовительной группе «КВН»...