Главные вкладки

    Конспект семинара-практикума для родителей старшей логогруппы "Учимся грамоте вместе с детьми"
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Конспект предназначен для учителей-логопедов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект семинара-практикума для родителей старшей логогруппы

    «Учимся грамоте вместе с детьми»

    1. В старшей  логопедической группе занятия по обучению грамоте начинаются с декабря месяца в форме фронтальных занятий (см. программу Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

    Каково же содержание и особенности этих занятий?  На занятиях дети овладевают понятиями “звук”, “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”. Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки. Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа “СОК”, затем многосложных слов типа “КАПУСТА”. В разрезных азбуках дети выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают.

    К концу второго года обучения дети должны уметь следующее:

    - составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;

    - уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;

    - определять количество слов в предложении и их порядок;

    - знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);

    - знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).

    2. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со схемами звуков, слогов, слов, предложений. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем мы применим  эти знания в практических упражнениях. В результате вы вспомните, чему учили вас в школе, и увидите, что в обучении грамоте нет ничего сложного.

    Итак…

    Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.

    Пример простого предложения: Птица сидит на ветке.

    Схема предложения будет такой: 

    Количество полосок обозначает количество слов в предложении.

    Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак предмета и пр.

    Слова состоят из слогов.

    Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово “ВЕТКА” обозначает часть дерева, а слоги “ВЕТ” или “КА” сами по себе не имеют смысла. Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов.

    В работе по определению слоговой структуры слов мы используем схемы.

    Например, слово “ПТИЦА” имеет такую схему: 

    Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий “ЗВУК” и “БУКВА”. Здесь родители проговаривают правило вместе с логопедом:

    “Звук мы слышим и говорим,
    А букву мы видим и пишем”.

    Проговаривая правило, показываем на уши и рот, на глаза и ладони соответственно словам.

    Звуки бывают гласные  и согласные . Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

     Согласные произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро. Детям я объясняю, что  согласные звуки петь не могут и с этим согласились. Поэтому их называют -согласными. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.

    Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий.

    Давайте поиграем в  игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

     Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не “МЭ” или “РЭ”, а “М и “Р”). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего, маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

    Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Перед вами лежит картинка (кот, лошадь, собака, мишка, кит). Скажите, в какой домик вы поселите картинку? «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

      Причем “Ч”, “Щ”, “Й” - всегда мягкие, а “Ж”, “Ш”, “Ц” - всегда твердые.

    С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках.

    Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, с одной стороны расчерченную на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая с этой стороной, дети определяют позицию звука в составе слова. Нерасчерченная сторона предназначена для выкладывания схем слогов, слов.

    круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка

    Слово “КОШКА” записывается на доске, производится анализ слова родителями:

    - сколько гласных в слове, какие;

    - сколько слогов в слове (прохлопывание слова);

    - сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки), какие;

    - сколько согласных звуков, есть ли мягкие согласные;

    - какая буква стоит первой, последней, между “О” и “К” и т.д.

    Родителям предлагается  выложить  схему слова на звуковых линейках.

    В III периоде обучения  работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слоги, слова, более сложные по структуре. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.

     Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

    Основная ваша задача — точно выполнять задания в тетради. Обязательно проявляйте интерес к занятиям, помогайте преодолеть трудности. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для родителей и детей "Играйте вместе с детьми"

    Совместное мероприятие для родителей и дошкольников 5-6 лет. Мы приурочили это мероприятие ко Дню Матери. Родителям очень понравилось....

    Конспект семинара-практикума для родителей "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ"

      Конспект семинара-практикума для родителей "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ" Цель - повысить уровень педагогической культуры родителей.Задачи:O Дать родителям знания о значении игры в разви...

    Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Игра в жизни детей»

    Цель:Дать родителям педагогические знания в области игровой деятельности детей, показать, как можно играть с детьми, включая своих родственников и знакомых.Закрепить игровое правило – соблюдать очеред...

    Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»

    Цель:1.     Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...

    Конспект семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы "Играем вместе"

    просвещение родителей по вопросам развития дошкольников, обогащение опыта игрового взаимодействия с ребенком...

    Игровая гостиная с родителями старшей группы. «Играйте вместе с детьми».

    оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений;развитие эффективного стиля общения родителей с детьми;обогащение знаний родителей об игровой деятельности детей;создание доброжелательной атмосферы...