Развитие лексики детей разных возрастов.
консультация по логопедии по теме

Зарецкая Анна Романовна

Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые родители, несколько простых игры и приемов, направленных на развитие лексики у детей различных возрастов. Я расскажу Вам о том, как самим развивать речь вашего ребенка и накапливать как пассивный,  так и активный словарь малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki_dlya_detey_raznykh_vozrastov.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа №1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова

Дошкольное отделение №5

Подготовила:

Учитель-логопед

Мясик Анна Романовна

Развитие лексики детей разных возрастов.

Младший дошкольный возраст.

Общение — это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. Общаясь, мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

В современном мире общение виртуальное, к сожалению, отодвинуло на второй план общение живое. Мы все чаще предпочитаем одинокое сидение за компьютером, вместо живого общения с друзьями, например, в кафе. Мы все чаще предпочитаем дать ребенку телефон или планшет для игры, нежели прочитать ребенку сказку или поиграть вместе с ним в обыкновенные игрушки. Мы должны понимать, что в современном мире информационного прогресса и изобилия различных гаджетов и устройств, живое общение ничем не заменить.

Овладение речью - это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш отставал в своем развитии? Тогда прислушайтесь к нашим советам.

Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые родители, несколько простых игры и приемов, направленных на развитие лексики у детей различных возрастов. Я расскажу Вам о том, как самим развивать речь вашего ребенка и накапливать как пассивный,  так и активный словарь малыша.

Начиная с младенчества с ребенком нужно непрерывно общаться. Рассказывайте ему о том, что вы сейчас делаете или что хотите сделать. Если вы на кухне расскажите малышу о том, что хотите приготовить, из чего вы будете это готовить, какую посуду вы будете использовать, как вы будете готовить ваше блюдо. Будь то суп или компот, каша или блины – всегда объясняйте ребенку все свои действия. Помните, ребенок похож на губку, он будет впитывать всю информацию, которую вы будете ему давать. И чем больше информации он впитает, тем шире у него будет запас словаря и знаний.

Игры, в которые вы можете играть с ребенком в квартире, например:

  • «Покажи где». Вы просите ребенка показать вам тот или иной предмет. Старайтесь, чтобы предметы, которые показывал ребенок, были связаны между собой по категориям. Если вы начали говорить о посуде, продолжайте говорить именно о ней, на первых порах не стоит смешивать предметы из различных категорий.  
  • «Какое все разное». С помощью данной игры вы можете отрабатывать с ребенком такие понятия как: большой - маленький, высокий – низкий, длинный – короткий. Играть в данную игру вы можете где угодно. На улице, дома, в магазине и т.д. Для начала расскажите сами малышу о том, что вот этот дом большой, а этот маленький. Или вот это дерево высокое, а это низкое. Этот карандаш длинный, а этот короткий. Вы можете говорить с ребенком о любых вещах, сравнивать их между собой. Только нужно включить фантазию.
  • «Назови одним словом». Данная игра поможет ребенку установить качественные связи между словами в своем запасе. Например, попросите ребенка назвать, из чего вы будете делать салат. Помидоры, огурцы, перец, лук, морковь и т.д. В конце обязательно подведите итог, что все, что вы назвали – это овощи. По той же схеме отработайте с ребенком такие лексические темы как: фрукты, мебель, одежда, обувь, деревья, цветы, ягоды, животные и т.д.
  • «Подбери красивое слово». Очень важно накапливать у детей не только словарь существительных, но и словарь прилагательных и глаголов. Данная игра поможет накопить словарный запас прилагательных. Чаще описывайте предметы, окружающие ребенка. Это может быть его любимая игрушка или любой предмет, находящийся в зоне видимости малыша. Образец: Это мишка. Он маленький, коричневый, красивый, у него короткий хвостик, маленькие ушки. Мишка очень сильный и смелый. А это зайка. У него длинные уши, он серого цвета, у него сильные задние лапы. Зайка – трусливый.

Описывая предметы, вы не только накапливаете словарный запас ребенка, но и подготавливаете почву для дальнейшего развития связной речи.

  • «Что делает?» Данная игра направлена на накопление глагольного словаря ребенка. Описывайте картинки, или свои действия, действия людей на улице или в магазине. Например: Дядя бежит. Тетя покупает еду. Я готовлю (стираю, убираю, покупаю, мою, играю и т.д.).

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение - обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Помните, чем больше вы будете разговаривать с ребенком, чем больше будете говорить вы, тем больше потом будет говорить ваш ребенок. Ведь дети – это наше зеркало, как ведем себя мы, так будут вести себя и наши дети. Помните об этом. Удачи!

Старший дошкольный возраст.

Последнее время я часто слышу жалобы от родителей: «Моему ребенку уже 2 года, а он еще не начал говорить, а вот соседская девочка в этом же возрасте уже рассуждает…» или «Сыну уже почти 5 лет, а говорит, как двухлетний ребенок».

Хочу успокоить родителей тем, что проблема задержки речи и неразвитой речи у детей очень распространена. Причин и объяснений этому может быть множество. С этим вполне можно справиться и ни в коем случае не надо паниковать.

Я же расскажу о простых способах решения этой задачи, которые вы сможете сами применять в повседневном общении с малышом.

Принцип развития речи на любом языке и в любом возрасте включает два основных аспекта:

  • накопление пассивного запаса слов, готовых фраз и речевых конструкций;
  • активное использование накопленного материала.

Накопление пассивного запаса происходит, когда ребенок слушает. Это значит, что надо как можно раньше начинать читать ему, ставить аудиопроизведения с хорошей речью и произношением. Делать это надо с самого рождения, потому что навык слушать и запоминать наиболее активно работает в возрасте от 0 до 3-х лет. Позже он тоже работает, но не настолько интенсивно. Надо также как можно больше и чаще говорить с ребенком, объяснять ему все, что его окружает, языком любого уровня сложности. Лучше всего чередовать простые фразы со сложными.

В первые два года жизни ребенок активно накапливает материал, и чем больше вы сможете ему дать в этот период, тем больше будет его арсенал для дальнейшего активного использования в речи.

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе. Задача родителей на данном возрастном этапе — совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности —  эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.

Идея в том, чтобы каждый день или почти каждый день использовать хотя бы одно упражнение. Не надо специально уделять этому время. Это увлекательные игры с родителями, в которые можно играть в любое свободное время. Например, во время прогулки, или пока едете в транспорте или в машине, во время ожидания в очереди, пока готовите что-то на кухне, а ребенок играет рядом, перед сном.

Упражнение «Отгадай животное, предмет, человека по описанию». Вы даете описание объекта, а ребенок должен догадаться кто это или что это. Это развитие пассивного запаса. Ребенок на вашем примере учится описывать объекты. Например: живет в лесу, дикий зверь, любит морковку, уши длинные, летом - серый, зимой - белый.

Следующий этап - соревнование, кто из вас больше угадает. Вы по очереди загадываете слово и описываете его. Таким образом, по вашему образцу ребенок сам будет учиться описывать различные предметы. Вы можете заранее обозначить категорию слов. Например: отгадываем животных, или предметы мебели, или еду. А можете загадывать слова из всего арсенала, при описании указывая из какой категории это слово. Это даст возможность ребенку выучить собирательные названия предметов, то есть названия категорий. Это способствует развитию навыков классификации.

Следующее упражнение «Отгадай по вопросам». Вы с малышом по очереди загадываете слово, например, персонажей мультфильмов. Тот, кто отгадывает, задает вопросы. Соревнуетесь, кто больше отгадает. Например: Это человек или зверь? Это мужчина или женщина? Он молодой или старый? Где он живет? Во что одевается? и т.д. В этом упражнении практикуется правильная постановка вопроса.

Упражнение «Прилагательные». В этом упражнении вы совместно выбираете любое слово и по очереди подбираете прилагательные, которые ему соответствуют. Например, слово «дом». Какой он может быть: большой, красивый, высокий, старый, серый, жилой, кривой, и т.д. Можно использовать и антонимы, если вы описываете не конкретный дом, а дом вообще. Проигрывает тот, кто больше не может найти подходящих прилагательных. Это упражнение существенно увеличивает активный словарный запас и учит многословно описывать предмет с разных сторон.

Упражнение «Глаголы». Аналогично прилагательным - выбираете существительное (животное, человек, кто-то из родственников) и находите к нему соответствующие глаголы. Например: наша бабушка - живет, ходит, готовит, сидит, спит, вяжет, смотрит телевизор и т.д.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснения слова, которые непонятны ребенку. Те слова, которые он встретил в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив значение.

Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значения, а в дальнейшем следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

Памятка для родителей по развитию речи детей.

1. Общайтесь с ребенком постоянно. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них (ты еще маленький, тебе рано это знать). Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать. Ответы давайте краткие  и доступные пониманию ребенка.

2. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?».

3. Расскажите ребенку о своей семье; о родителях – как зовут маму и папу (ребенок должен знать Ф.И.О.), где вы работаете, объясните ребенку значимость вашего труда не только для благосостояния вашей семьи, но и для общества; о братьях и сёстрах (сколько им лет, где учатся и т.д.). Расскажите о своих ближайших родственниках: как их зовут, где они живут, чем занимаются.

4. Уделяйте постоянное внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребёнку сказки, пословицы, поговорки, стихи, загадки и разучите некоторые из них.

Удачи Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов

Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет...

педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».

работа музыкального руководителя и педагогов  над  развитием творческих способностей детей разного возраста....

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Конспект Фронтального логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию для детей старшего возраста «Профессия людей, работающих в детском саду»

Цель: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Коррекционно-образовательные:- расширять представления детей  и уточнение представлений о профессиях людей...

Особенности развития речи детей разного возраста

Особенности развития речи детей разного возраста...