Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
методическая разработка по логопедии по теме

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный  прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_4.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

Задачи:

  1. Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
  2. Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
  3. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
  4. Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
  5. Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
  6. Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
  7. Воспитывать умение  сосредоточенно выполнять задания  на занятии.

   Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы  полосок для составления схем предложений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Сядет  тот, кто правильно  назовёт  домашнюю  птицу.  Внимательно  слушайте, какую я прошу  назвать  птицу.

- назови птенца индюка;

- назови его  «маму»;

- его  «папу»;

-  «Мама» — гусыня,  а  «папа»…?

- назови  его  птенца;

II. Основная часть:

  1. Прослушивание стихотворения  с  инструкцией  выделения  главного  героя (читает логопед).

- Ребята,  мне  очень  нравится  стихотворение  об одной  домашней птице.  Послушайте,  его  и  скажите  о  ком  оно?

Курица  -  красавица  у  меня    жила.

Ах,  какая  умная  курица  была.

Шила  мне  кафтаны,  шила  сапоги,

Вкусные,  румяные  пекла  мне  пироги.

А  когда  управится,  сядет  у  ворот,

Сказочку  расскажет, песенку  споёт.

Назовите,  а  кто  будет  парой  для  моей  курочки?  (Петух)

–  Какая на этой неделе лексическая тема?

  1. Проговаривание чистоговорки:

        Цыплята и курица пьют чай на улице.

(Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью  по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)

  1. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?

Петух, курица, цыплята - очень голосистые ребята!

Как же они голос подают?

Петух…? ( кукарекает), курица…?  ( кудахчет), цыплёнок…? ( пищит), и т.д.   (Прослушивание записи.)

  1. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

– Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.

•Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);

•Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);

•Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);

•Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).

  1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»

        Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.

        Ход игры: «А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.

Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.

  1. Динамическая  пауза  (логоритмическое  упражнение   «Уточка»).

Утром с шуткой - прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» — две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка -

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!»(руки вниз, в стороны)

  1. Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.

Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.

  1. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).

- Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

- Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

- Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

- А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).

(Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)

  1. Коллективное  составление   предложения  с  последующим  составлением  схемы  предложения.

- Ребята,  сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.

- О  ком  мы  слушали  сегодня  стихи? (о  курице,  о  петухе )

-  Как  называется  их  птенец? (цыплёнок)

-  Где  они  живут?  (в птичнике)

-  Как  вы  думаете, в  птичнике  живёт  одни  петух,  один  цыплёнок,  одна  курица? (…)

-  Как  нужно  сказать,  если  их  много?  (петухи,  куры,  цыплята)

-  Теперь  кто  составит предложение?  Скажите, кто  и  где  у  нас  живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).

-Составьте схему этого предложения.

 (Дети  составляют  на столах  схемы  предложения).

-Давайте проверим ваши схемы.  (Отчёт детей о работе).

III. Итог занятия.

-  О чём мы говорили    на  занятии? 

 - Что  вам  больше  всего  понравилось,  запомнилось?