План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР.

Составили: воспитатели Гончарова Т. А., Климова В. В.

Воспитатель логопедической группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных:

  • закрепление у детей речевых навыков по заданию логопеда;
  • проведение фронтальных занятий по развитию речи, пополнение, активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи;
  • развитие у детей памяти, внимания, -  процессов, тесно связанных с речью;
  • совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи;
  • развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочаса). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило, после полдника.

Коррекционное занятие воспитатель проводит ежедневно во второй половине дня, длительностью 45 минут. Оно  обязательно для всех детей ,независимо от того, есть ли задание логопеда или нет.

Первые 20 минут используются для исправления у детей выявленных недостатков по различным видам деятельности. Все задания должны быть подобраны с учётом особенностей и возможностей детей. Если  2-3 ребёнка имеют сходный дефект, можно давать однородные задания. По мере усвоения материала требования усложняются. В то время как дети выполняют индивидуальные задания, воспитатель работает с детьми, нуждающимися в закреплении материала, данного логопедом. Первая часть занятия заканчивается проверкой выполненной детьми работы. Вторая часть после физкультминутки направлена на закрепление и уточнение, расширение словаря.

Требования к  подготовке и проведению коррекционного часа:

1. Коррекционное занятие вносится в календарный план работы.

2. Раздаточный материал готовится воспитателем заранее.

3. Заранее планируются:

  • индивидуальные задания, направленные на коррекцию имеющихся отклонений в общем развитии детей;
  • задания, связанные с расширением и обогащением словаря;
  • физкультминутки.

4. Детские столы должны стоять так, чтобы дети видели воспитателя, а воспитатель - каждого ребёнка.

5. Задания логопеда отрабатываются по индивидуальным тетрадям детей.

6. Работая  с детьми по заданию логопеда, воспитатель говорит обычным голосом, не применяя шёпотную речь.

Единой структуры проведения коррекционного часа не существует.

Мы разработали свою план-программу коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР.

В основу программы положены принципы перехода от простого к сложному, принцип системности при изучении материала, который подобран с учётом актуальности тем для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учётом ведущей деятельности дошкольника - игровой.

Наш учитель-логопед  для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР использует тематическое планирование Агранович З.Е. Наш план-программа соответствует этой тематике.

Структура коррекционного часа:

1. Игры на развитие высших психических  функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия.

2. Игры  и упражнения на развитие грамматического строя речи.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.

Примерное планирование коррекционных часов в старшей логопедической группе детей с ОНР.

Тема «Детский сад»

1.Развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности.

«Посмотри и запоминай»

«Кто больше вспомнит помещений в нашем д/с?»

«Кто заботится о нас в д/с?»

«Кто что делает?»

«Назови одним словом»

«Четвертый лишний»

«Отгадай загадки»

2. Развитие словаря и грамматического строя речи.

«Скажи какой»

«Назови ласково»

«Кто что умеет делать»

3. Мелкая моторика.

«Веселая дорожка» - из палочек.

«Дорисуй» (игрушки)

«Детский сад» из кубиков

«Большие и маленькие ладошки» из косточек и фасоли.

Шнуровка «Наш детский сад».

4. Индивидуальная работа по  разделам общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

«Наша группа»

6.   Упражнение на координацию движений и речи.

Тема «Перелетные птицы»

  1. « Улетают – не улетают»

« Какая птица улетела»

« Кто запомнил птиц больше»

« Опиши по памяти»

« Найди картинку»

« Отгадай, кто это»

« Кто лишний»

  1. « Опиши птицу» вариант 1

«Чей голос?»

«Кто как выглядит »

«Птенчики»

«Чем питаются птицы»

« Что делают птицы»

« Писатель»

« Один – много»

  1. « Составь из частей птицу»

« Из палочек « Скворечник»

Упражнение «Дорисуй»

Раскатай тонкие колбаски и слепи гнездо.

«Покорми птиц» - сортировать семена на ощупь.

4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.

5.  Пальчиковая гимнастика.

«Птичек стайка»

6. Упражнения на координацию речи с движением.

«Дождик»

Тема «Игрушки»

  1. «Чем похожи, чем отличаются»

«Найди картинку»

«Запомни и назови»

«Чего не стало»

«Что изменилось»

«Найди игрушку»

«Из чего сделана».

  1. «Подбери признак»

«Назови ласково»

«Подбери действие к предмету»

«Один и два»

«Мой, моя, мое»

«Какой, какое, какая»

«Почини игрушку»

«Магазин»

  1. Выложи неваляшку из грецких орехов и каштанов.

«Собери мишку (кошку) – игрушка на пуговицах.

Из палочек «Флажки»

Шнуровка  «Домик»

«Дорисуй» (неваляшка, ведерко)

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки»

  1. Координация речи с движением.

«Мячик мой».

Тема «Дикие животные наших лесов»

  1. «Угадай, кто это?»

«Лишняя картинка»

«Выбери нужное»

«Чем похожи, чем отличаются»

«Какие животные спрятались в лесу»

«Что перепутал художник»

«Звери заблудились»

  1. «Театр»

«Кто домашний, а кто дикий»

«Чей хвост, чья голова?»

«Кого мы видим в зоопарке?»

«Найди свой домик»

«Большие и маленькие»

«Назови семью»

«Кто как голос подает»

«Кому что дадим?»

  1. Нарисуй зайчика веревочкой.

«Сложи животное» (медвежонок, зайчонок)

«Дорисуй животное».

Обведи животное по шаблону и закрась.

Поиграем «Медведь».

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Сидит белка на тележке».

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Зайчик»

  1. Индивидуальная работа по  разделам общеобразовательной программы.

Тема «Транспорт»

  1. «Подумай и отгадай»

«Что перепутал художник»

«Чем похожи, чем отличаются»

«Отличи по памяти»

«Запомни картинку»

«Пустой квадрат»

«Логические концовки»

  1. «Кто управляет этим видом транспорта?»

«Писатель»

«Путешественник»

«Пересчитай различные виды транспорта»

«Подбери кружок»

«Заправь бензобак»

«Один – много»

«Ремонтная мастерская»

«Регулировщики»

«Для чего используется этот вид транспорта»

  1. Выложи машину из палочек.

«Лодочка» из геометрических фигур.

Построй самолет, машину из ЛЕГО.

«Вертолет» из природного материала.

Обведи транспорт по трафарету и закрась.

  1. Индивидуальная работа по  разделам общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Есть игрушки у меня».

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Теплоход».

Тема «Зима (обобщение)»

  1. «Найди картинку»

«Угадай, что я загадала?»

«На что похоже»

«Что лишнее»

«Помоги художнику»

«Выбери нужное»

«Опиши по памяти»

  1. «Подбери признак»

«Кормушка»

«Кто как зимует»

«Разложи по палочкам» (одежда)

«Какой, какая, какое?»

«Закончи предложение»

«Чье жилище?»

  1. «Елочка» - оригами.

«Санки» из палочек.

«Чудесный лес» дорисовывание неопределенных фигурок и линий.

«Найди шишку» (сосна, ель, кедр, лиственница) на ощупь.

Танграм «Лиса».

  1. Индивидуальная работа по  разделам общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Пирог»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Снеговик»

Тема «Мамин праздник. Женские профессии»

  1. «Найди ошибку»

«Что лишнее»

«Кому что нужно»  Логическое лото

«Составь пары»

«Угадай, кто это?»

«Выбери нужное»

«Чем похожи, чем отличаются»

  1. «Кем работает моя мама?»

«Назови мамину профессию»

«Подбери признак»

«Спор профессионалов»

«Кто что делает»

«Куклы идут на работу»

«Назови ласково»

«Кто что умеет делать»

«Кто чем работает»

  1. Из шнурка «Цветок для мамы»

Сложи из спичек «Коробка конфет»

Палочки и семена арбуза «Ваза с цветами»

Плетение косичек из шнура и завязывание бантиков.

Нанизывание бус.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«На блины»

«Помощники»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Маланья»

«Маму я свою люблю»

Тема «Моя семья»

  1. «Покажи, кто где?»

«О ком я говорю»

«Чей портрет»

«Что перепутал художник»

«Опиши по памяти»

«Чем похожи и чем отличаются»

  1. «Чей, чья, чье, чьи?»

«Подбери признак»

«Сравни кто старше»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Имя – отчество»

  1. Конструирование из спичек и пластилина «Дом».

Разрезные картинки «Составь портрет».

«Помоги бабушке» (сортировка крупы).

Наматывание ниток на катушку.

«Дорисуй» (старик, ребенок, взрослый мужчина).

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«У бабы Фроси»

«Как у нас семья большая»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Помощники».

Примерное планирование коррекционных часов в подготовительной логопедической группе детей с ОНР.

Тема «Домашние животные»

«О ком я говорю»

«Кто лишний»

«Пустой квадрат»

«Опиши по памяти»

«Парочки»

«Покорми животных»

«Живой уголок»

«Путаница»

2. «Сложи животное»

«Чья мама, чьи детки»

«Кто чем защищается»

«Чего не хватает»

«Спор животных»

«Писатель»

«Кто как ест»

«Самый главный»

  1. «Сложи животное» (части тела)

Из палочек «Корова»

Из спичек «Кот»

Вылепи из шариков «Лошадка»

Танграм «Собачка»

  1. Формирование навыков звукового анализа.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Буренушка»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Хозяюшка»

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы.

Тема «Перелетные птицы (весна)»

  1. «Четвертый лишний»

«Парочки»

«Улетает – не улетает»

«Узнай по описанию»

«Угадай, кто улетел?»

«Пустой квадрат»

«Смысловые ряды»

  1. «Что делают птицы?»

«Писатель»

«Кто как голос подает?»

«Один – много»

«Самая главная»

  1. Танграм «Птица»

Оригами «Грач»

Построй из спичек скворечник.

Нарисуй птиц по трафарету и раскрась.

Рисование шнурком «Птица».

  1. Звуковой анализ.
  2. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  3. Пальчиковая гимнастика.

«Ласточка»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Лебеди летят».

Тема «Звери наших лесов»

  1. «Четвертый лишний»

« Что изменилось?»

« Запомни – положи»

« Кто в нашем лесу живет?»

« Какие животные спрятались в лесу?»

« Что перепутал художник?»

  1. « Писатель»

« Чей хвост, чья голова?»

« Кого мы видим в зоопарке»

« Большие и маленькие»

« Путаница»

« Кто чем защищается»

« Много – нет», « 1-2-5-9»

«Самый главный»

  1. « Сложи животное»   («Ералаш»).

« Дорисуй»

   Рисование по трафарету и штриховка

« Рисуем веревочкой»

« Выложи животное из листьев и семян»

« Танграм» (звери)

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика

 « Сидит белка на тележке»

« Под высокою сосной».   ( Агранович, с. 29)

  1. Упражнения на координацию речи с движением

 « Заяц Егорка»

« Ежик и барабан»

Тема «Осень (обобщение)»

  1. «Когда это бывает?»

«Убери лишнюю картинку»

«Улетают – не улетают»

«Что сначала, что потом»

«Что перепутал художник?»

«Отгадай загадку».

  1. «Подбери признак»

«Писатель» (по картине, по плану)

«Подбери родственные слова»

«Подбери действие»

«Путаница» (деформированная фраза).

«Правильно – неправильно»

  1. «Составь узор» (из семян, листьев).

«Выложи дерево из палочек (разными способами)».

Танграм «Птица»

«Дорисуй»

«Обведи по контуру и вырежи»

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Осень», «Осенние листья».

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Дождик», «Урожай», «Листья».

Тема «Библиотека»

  1. «Четвертый лишний» (добрый – злой персонаж)

«Из какой сказки герои?»

«Кто лучше видит?  Кто больше знает?»

«Кто не собьется?»

«Выполни по картинкам»

  1. «Книжный магазин» (описательные рассказы)

«Библиотека»

«Викторина по русским народным сказкам»

«Поиграем в сказку»

«Кто они и откуда»

«Конкурс стихов»

«Чьи это вещи»

(Игры из книги «Учимся любить книгу» О.Джежелей, Н.Свелловская).

  1. «Переплетная мастерская»

«Сделай сам» (книжки-малышки из старых книг).

«Вырежи и наклей»

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Расскажи стихи руками».

Тема «Игрушки. Русская народная игрушка»

  1. «Назови игрушку» (из чего сделано?)

«Четвертый лишний»

«Что изменилось?»

«Чего не стало»

«Найди 2 одинаковые игрушки»

«Где спрятана матрешка»

  1. «Писатель»

«Магазин русской игрушки»

«Назови признак»

«Назови действие»

«1-2-5-9»

«Чей, чья, чье?»

«Узнай на ощупь».

  1. «Дорисуй»

«Геометрическое лото» (игрушки)

«Собери матрешку»

«Составь фотографию» (разрезные картинки).

Шнуровка, вырезание и наклеивание игрушек из книг.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки»

«Есть игрушки у меня»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Мы веселые матрешки».

Тема «День защитника Отечества. Военные профессии»

  1. «Угадай мою профессию»

«Что кому нужно»

«Четвертый лишний»

«Что перепутал художник»

«Продолжи ряд»

«Что прибавилось?»

  1. «Кто защищает Отечество?»

«Скажи иначе»

«Подскажи словечко»

«Один – много»

«Назови профессии воинов по образцу»

  1. Обведи по шаблону боевую технику и заштрихуй.

Выложи тоже из палочек.

«Корабль» из семян кукурузы и фисташковых скорлупок.

Завязывание морских узлов из шнурков.

«Азбука Морзе» выкладывание крупы (рис или гречка) на слух.

  1. Работа по звуковому анализу.
  2. Индивидуальная работа по  общеобразовательной программе.
  3. Пальчиковая гимнастика.

«На постой»

  1. Физкультминутка.

«Если ты солдатик смелый».

Тема «Животные холодных и жарких стран»

  1. «Четвертый лишний»

«Кого не стало»

«Фотограф»

«Звери заблудились»

«Кто где живет» (или «Где мой домик?»)

«Кто чем питается»

«Собери фотографию»

  1. «Медведи» (Агронович, с. 107)

«Подбери признак»

«Узнай животного», «Кто живет в Африке?»

«Писатель»

«1-2-5-9»  

«Прогулка в зоопарк»

«Назови ласково»

«Театр»

«Чего не хватает?»

«Загадки»

  1. «Дорисуй»

«Геометрическое лото» (звери)

«Танграм» (звери)

«Выложи из семян и листьев животное».

«Мозайка» (по схеме).

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. «Звери шли на водопой».

Тема «День космонавтики»

  1. «Четвертый лишний»

«Где ракета?» (ориентировка на плоскости)

«Разложи планеты по порядку»

«Запомни и назови»

  1. «Подбери признак»

«Подскажи словечко»

«Подбери родственное слово»

«Что я видел в космосе» (составление предложений)

«1-2-5-9»

«Полет на Луну» (составление предложений)

«Я начну, а ты продолжи»

  1. «Дорисуй»

«Геометрическое лото» (ракета)

«Мозайка» (ракета, самолет)

«Выложи из спичек (палочек) ракету»

«Выложи из семян на тему: «Звездное небо»

Рисование по трафарету космических кораблей.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Упражнение на координацию речи с движением

«Самолет».

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

  1. «Четвертый лишний»

«Собери ранец»

«Назови одним словом»

«Доведи Буратино до школы»

«Что изменилось?»

«Так или не так?»

«Найди два одинаковых предмета»

  1. «Чего не стало?»

«1-2-5-9»

«Подбери признак»

«Исправь ошибку в предложении»

«Я начну, а ты продолжи»

  1. «Выложи из спичек (палочек) школьные принадлежности»

«Дорисуй»

Шнуровка, рисование шнурком.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Как у нас семья большая».

Литература:

Агронович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»

Васильева С. А. «Тематические словари в картинках»

Васильева С. А., Соколова Н. «Логопедические игры для дошкольников»

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Коррекция ОНР у дошкольников»

Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные часы по лексическим темам для детей с ОНР 5-7 лет.

Коррекционные часы разработаны совместно с логопедом и вторым воспитателем группы Гончаровой Т.А. по лексическим темам, рекомендованными в "Сборнике домашних заданий" Агранович. Это -опыт многолетней ...

Конспект коррекционного часа в старшей группе (для детей с заиканием) по теме: "Профессии на стройке"

Конспект совместной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе коррекционного часа в старшей группе для детей с заиканием (оформлен по ФГТ). Конспект содержит описание поставленных задач,...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Здравствуй, зимушка-зима!" и "В гостях у сказки". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Народная культура и традиции" и "Я-человек". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме: «Праздник весны и труда».

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...