Коррекционные часы по лексическим темам для детей с ОНР 5-7 лет.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Коррекционные часы разработаны совместно с логопедом и вторым воспитателем группы Гончаровой Т.А. по лексическим темам, рекомендованными в "Сборнике домашних заданий" Агранович. Это -опыт многолетней работы в логопедической группе с детьми с ОНР, который дал положительный резудьтат. Структура коррекционного часа:

1. Дидактические игры и упражнения для развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

2. Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи.

3. Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики.

4. Формирование навыков звукового анвлиза.

5. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Упражнения на координацию речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_odezhda.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье.

  1. Когда это одевают.
    «Сначала
     потом»
    «Так или не так»
    «Остановки»
    «Разложи по полочкам»
    «Что не хватает»
    «Путаница»
    «Подумай и отгадай»
    «Портной»
  2. Подбери слова
    «Из чего — какой?»
    «Магазин»
    «Ателье»
    «Узнай по описанию»

  1. Узнай материал на ощупь
    «Шейте сами»
    «Рисование шнурком «Шубка» из шерстяных ниток. Цветные шарики для шапки»
    Упражнение «Одень кукол на прогулку»
    (серия “Наш дом”)
  2. Формирование навыков звукового анализа

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Маша варежку надела»
    «Две подружки — две портняжки»

Домашние животные.

  1. «О ком я говорю»
    «Кто лишний»
    «Пустой квадрат»
    «Опиши по памяти»
    «Парочки»
    «Покорми животных»
    «Живой уголок»
    «Путаница»

  1. «Сложи животное»
    «Чья мама, чьи детишки»
    «Кто чем защищается»
    «Чего не хватает»
    «Спор животных»
    «Писатель»
    «Кто как ест»
    «Писатель»

  1. 1. Сложи животных (части тела)
    2. Из палочек «Корова»
    3. Из спичек «Коты»
    4. Вылепи из шариков «Лошадка»
    5.Танграм «Собачка»

  1. Формирование навыков звукового анализа
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Буренушка» (с.290)
  3. Упражнения на координацию речи с движением
    «Хозяюшка» (с.135)
  4. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

Дикие животные наших лесов

  1. «Угадай, кто это»
    «Лишняя картинка»
    «Выбери нужное»
    «Чем похожи, чем отличаются»
    «Какие животные спрятались в лесу»
    «Что перепутал художник»
    «Звери заблудились»

  1. «Театр»
    «Кто домашний, а кто дикий»
    «Чей хвост, чья голова?»
    «Кого мы видим в зоопарке»
    «Найди свой домик»
    «Большие и маленькие»
    «Назови семью»
    «Кто как голос подает»
    «Кому что дадим»

  1. 1. Нарисуй зайчика веревочкой
    2. Сложи животных (медвежонок, зайчонок)
    3. Дорисуй животных
    4. Обведи животных по шаблону и раскрась
    5. Танграм «Медведь»

  1. Формирование навыков звукового анализа
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Сидит белка на тележке»
  3. Упражнения на координацию речи с движением
    «Зайчик» (агр.37)
  4. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

Новый год

  1. «Найди картинки»
    «Угадай, что я загадала»
    «Логические концовки»
    «Выбери нужное»
    «Продолжи ряд»
    «Что к чему подходит»
    «Что перепутал Дед Мороз»

  1. «Подбери признак к предмету»
    «Какой, какая, какие»
    «Из чего сделана игрушка»
    «Кто пляшет в новогоднем хороводе»
    «Сосчитай-ка»
    «Украшаем ёлку»

  1. 1. Рисование шнурком «Елочка со звездой»
    2. Раскатай тонкие колбаски из пластилина и сделай игрушку из колечек
    3. Новогодняя елка из палочек и семян
    4. Звездочка из палочек
    5. Нанизывание бус на нитку

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Елочка»
    «Подарки»

  1. Хороводные игры
    «С Новым годом!»

Зимние забавы

  1. Что перепутал художник
    Отгадай загадку
    Кому что нужно
    Что лишнее
    На что похоже
    Угадай по описанию
    Кто назовет больше зимних развлечений
    Придумай загадку

  1. Один — много
    Почему так назван (лыжи — лыжник)
    Кому что
    Мой, мои
    Подбери действия к предмету

  1. 1. Выложи санки из палочек
    2. Выложи из пластилиновых шариков снеговика (с закрытыми глазами)
    3. Плетение (веревочка для санок)
    4. Комканая бумага — снеговик
    5. Дорисуй

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Мы во двор пошли гулять»
    «Снежок»
  3. Упражнения на координацию речи с движением
    «Снежная баба»

Хвойные деревья

  1. Угадай, что я загадал
    Выбери нужные
    На что похоже
    Чем похожи, чем отличаются (ель и сосна)
    Четвертый лишний
    С какого дерева шишка
    Запомни картинку

  1. Подскажи словечко
    Кто на елке, кто под елкой
    Назови ласково
    Один — много

  1. 1. Сортировка шишек (ель, сосна, кедр)
    2. Выложи елочку из палочек
    3. Елочка-оригами
    4. Построй елочку на ощупь (из треугольников разной величины)
    5. Елочка из елочных чешуек

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Под высокой сосной»
  3. Упражнения на координацию речи с движением
    «Ели»

Зимующие птицы

  1. Чем похожи, чем отличаются
    Продолжи ряд
    Исправь ошибку
    Найди отличия
    Кого не стало
    Что изменилось
    Чья голова, чей хвост
    Кто прилетел к кормушке

  1. Назови ласково
    Кто как голос подает
    Один — много
    Подбери признак
    Счет птиц
    Что делают птицы
    Кормушка

  1. 1. Выложи птицу из геометрических фигур
    2. Танграм «Птица»
    3. Выложи птицу из природного материала (шишка, косточки абрикоса, перья)
    4. Нарисуй птиц шнурком
    5. Кормушка из спичек

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Кормушка»
  2. Хороводные игры
    «Воробей»

Детский сад

  1. Развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности.
    «Посмотри и запоминай»
    «Кто вспомнит больше помещений, которые есть в нашем д/с»
    «Кто заботится о нас в д/с?»
    «Кто что делает»
    «Назови одним словом»
    «Четвертый лишний»
    «Отгадай загадки»

  1. Развитие словаря и грамматического строя речи
    «Скажи какой»
    «Назови ласково»
    «Кто что умеет делать»

  1. Мелкая моторика
    1. Веселая дорожка – из палочек
    2. Дорисуй (игрушки)
    3. Детский сад из кубиков
    4.


5.

 

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Наша группа»
  3. Упражнения на координацию речи с движением

Овощи

  1. Развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности.
    «Четвертый лишний        »
    «Чего не стало»
    «На что похоже?»
    «Продолжи ряд»
    «Приведи зайца к морковке»
    «Вершки-корешки»
    «Какой овощ не назвали»
    «Назови одним словом»
    «Отгадай загадки»

  1. Развитие словаря и грамматического строя речи
    «Назови цвет»
    «Мы считаем»
    «Собираем урожай»
    «Писатель»

  1. Мелкая моторика
    1. «Таинственный мешочек»
    2. «Цветные салфетки»
    3. «Дорисуй овощи» (из овала, круга, треугольника)
    4. «Помоги бабушке»


5. «Рисование овощей шнурками»
6. «Шнуровка «Грядки»»

 

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Компот», «Апельсин», «Засолка капусты»
  3. Упражнения на координацию речи с движением

Фрукты

  1. «Запомни картинку        »
    «Путаница»
    «Опиши по памяти»
    «Письмо с ошибками»
    «Что снаружи, что внутри?»
    «Какого цвета»
    «Разрезные картинки»
    «Четвертый лишний»
    «Узнай фрукт на вкус, по запаху»

  1. «Один — много»
    «Большой — маленький»
    «Веселый счет»
    «Что где растет»
    «Назови сок, назови варенье»
  2. Шнуровка «Яблоко»
    Рисование фруктов шнурками
    Обведи фрукт по шаблону и раскрась
    Магазин «Семена»
    Яблоки из скомканной разноцветной бумаги
    Тактильное лото «Фрукты»
    Книжки-раскраски «Что растет в саду»

 

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика
    «Компот», «Апельсин»
  3. Упражнения на координацию речи с движением
    «Ежик и барабан», «Яблоня»

Сад-огород. Ягоды.

  1. Подумай и отгадай
    «Какая ягода лишняя?»
    «Исправь ошибку»
    «Узнай ягоду на вкус»
    «Корешки и вершки»
    «Брать – не брать»

  1.  «Назови сок, назови варенье»
    «Скажи какая (вкус)»
    «Подскажи словечко»
    «Сосчитай-ка»
    «Что где растет?»

  1. 1. Отщипывание мелких кусочков пластилина и скатывание пальчиками мелких шариков
    2. Нанизывание ягод рябины на нитку
    3. Вкладыши «Фрукты-ягоды»
    4. Обведи ягоду по шаблону и заштрихуй
    5. Вырежи ягоды и наклей

 

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика
    «За ягодами»
  3. Упражнения на координацию речи с движением
    «Ягода-малина»
    «По ягоды»

Перелетные птицы

  1.  «Улетают, не улетают»
    «Какие птицы улетают»
    «Кто запомнит птиц больше?»
    «Опиши по памяти»
    «Найди картинку»
    «Отгадай, кто это?»
    «Кто лишний?»

  1.  «Опиши птицу», вариант I
    «Что умеют птицы?»
    «Один — много»
    «Писатель»

  1. 1. Составить из частей птицу
    2. Из палочек — скворечник
    3. Упражнение «Дорисуй»
    4. Раскатай тонкие полоски и сплети гнездо
    5. Покорми птиц – сортировка семян на ощупь

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Птички стайкой»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Дождик»

Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

  1.  «Лето или осень?»
    «Когда это бывает?»
    «Что лишнее»
    «Что перепутал художник»
    «Кто быстрее назовет (Одежда)»
    «Так или не так»
    «Кто во что одет»
    «Чего не хватает»
    «Разложи по полочкам»

  1.  «Из чего сделано»
    «Чей, чья, чьё»
    «Один — много»
    «Писатель»
    «Большие — маленькие»
    «Подбери признак»

  1. 1. Собери фотографию (части одежды)
    2. Из палочек — шляпа, платье, сапоги.
    3. Определи на ощупь
    4. Разложи пуговицы для разных видов одежды
    5. Одень куклу на прогулку

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Гномики-прачки»
    «Аленка»

  1. Упражнения на координацию речи с движением

Игрушки

  1.  «Чем похожи, чем отличаются»
    «Найди картинку»
    «Запомни и назови»
    «Недостающие детали»
    «Чего не стало»
    «Что изменилось»
    «Найди игрушку»
    «Из чего сделано»

  1. «Подбери признак»
    «Назови ласково»
    «Подбери действие к предмету»
    «Один и два»
    «Мой, моя, моё»
    «Какой, какая, какие»
    «Почини игрушку»

  1. 1. Выложи неваляшку из грецких орехов и каштанов
    2. Собери мишку, кошку (игрушка на пуговицах)
    3. Из палочек «Флажки»
    4. Шнуровка «Домик»
    5. «Дорисуй» (неваляшка, ведерко)
    6. Выбери на ощупь игрушку

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Игрушки»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Мячик мой»

Домашние птицы

  1.  «Кто больше назовет домашних птиц»
    «Четвертый лишний»
    «Исправь ошибку» (птичья семья)
    «Угадай, кто это»
    Путаница «Запомни картинку»
    «Найди отличия»

  1. «Кто как разговаривает»
    «Один — много»
    «У кого — кто»
    «Кто как передвигается»
    «Собери семью»

  1. 1. Обведи по трафарету домашних птиц и закрась
    2. Построй забор для петушка (из палочек)
    3. Разложи корм для птиц — сортировка зерна
    4. Выложи петушка из косточек
    5. Мозаика («обрывание») «Утенок»

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Уточка»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Домашние птицы»

Транспорт.

  1. «Подумай и отгадай»
    «Что перепутал художник»
    «Чем похожи, чем отличаются»
    «Опиши по памяти»
    «Запомни картинку»
    «Пустой квадрат»
    «Логические концовки»
  2. «Кто управляет этим видом транспорта?»
    «Писатель»
    «Путешественник»
    «Пересчитай различные виды транспорта»
    «Один — много»
    «Подбери признак»
    «Для чего используют этот транспорт»

  1. 1. Выложи машинку из палочек
    2. Лодочка из геометрических фигур
    3. Построй самолет, машинку из ЛЕГО
    4. Вертолет из природного материала
    5. Обведи транспорт по трафарету и закрась
  2. Формирование навыков звукового анализа

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Есть игрушки у меня»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Теплоход»

Наша пища. Труд повара. Посуда

  1. «Четвертый лишний»
    «Что нарисовано»
    «Чего не хватает»
    «Кто внимательнее»
    «Разложи продукты по своим местам»
    «Что изменилось»
    «У белочки в гостях»
    «Слушай и считай»
    «Съедобное — несъедобное»
  2. «Какое это блюдо?»
    «Сосчитай посуду»
    «Повар»
    «Что в чем»
    «Из чего сделана посуда»
    «Писатель»
    «Магазин»
    «Когда человек ест»

  1. 1. Разрежьте картинки
    2. Дорисуй недостающие части
    3. Выложи из спичек (ваза)
    4. Ложки и стаканы
    5. Определи крупу на ощупь и разложи в отдельные розетки
  2. Формирование навыков звукового анализа

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Помощники»
  2. Упражнения на координацию речи с движением
    «Посуда»

Поздняя осень. Лиственные деревья.

  1. «Когда это бывает»
    «Что лишнее?» (признаки осени)
    «С какого дерева листочек»
    «Путаница»
    «Кто запомнит больше деревьев»
    «Бывает — не бывает»
    «Что изменилось?»
    «Подбери пару к слову»
  2. «Сосчитай-ка»
    «Скажи ласково»
    «Подбери признак»
    «Какие листья»
  3. 1. Выложи из палочек и семян деревья ранней и поздней осени
    2. Обведи и раскрась листья
    3. Слепи из пластилина дерево поздней осени
    4. Разложи семена деревьев и определи название
    5. Аппликация «Осеннее дерево» (из полосок)
  4. Формирование навыков звукового анализа

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Осенние листья»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Листья»

День защитника Отечества.

  1. «Угадай мою профессию»
    «Что кому нужно»
    «Четвертый лишний»
    «Что перепутал художник»
    «Продолжи ряд»
    «Что прибавилось?»
  2. «Кто защищает Отечество?»
    «Скажи иначе»
    «Подскажи словечко»
    «Один — много»
    «Назови профессии воинов по образцу»
  3. 1. Обведи по шаблону боевую технику и заштрихуй
    2. Выложи танк из палочек
    3. Корабль из семян кукурузы и фисташковых скорлупок
    4. Завязывание морских узлов из шнуров
    5. «Азбука Морзе» — выкладывание крупы (рис или гречка) на слух.
  4. Формирование навыков звукового анализа

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «На постой»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Если ты солдатик смелый»

Зима (обобщение)

  1. «Найди картинку»
    «Угадай, что я загадала»
    «На что похоже»
    «Что лишнее»
    «Помоги художнику»
    «Выбери нужное»
    «Опиши по памяти
  2. «Подбери признак»
    «Кормушка»
    «Разложи по полочкам» (одежда)
    «Какой, какая, какое?»
    «Закончи предложение»
    «Чье жилище?»
  3. 1. Оригами «Елочка»
    2. «Санки» из палочек
    3. «Чудесный лес» дорисовывание неопределенных фигурок и линий
    4. Найди шишку (сосна, ель, кедр, лиственница) на ощупь
    5. Танграм «Лиса»
  4. Работа по звуковому анализу

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы

  1. Пальчиковая гимнастика
    «Пирог»

  1. Упражнения на координацию речи с движением
    «Снеговик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР

План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР...

Конспект коррекционного часа в старшей группе (для детей с заиканием) по теме: "Профессии на стройке"

Конспект совместной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе коррекционного часа в старшей группе для детей с заиканием (оформлен по ФГТ). Конспект содержит описание поставленных задач,...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Здравствуй, зимушка-зима!" и "В гостях у сказки". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Народная культура и традиции" и "Я-человек". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме: «Праздник весны и труда».

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...