Главные вкладки

    «Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Здравствуй, зимушка-зима!" и "В гостях у сказки". Разработчик Карсакова М.Г.
    методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Здравствуй, зимушка-зима!».

    Стихотворение недели

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    Утреннее приветствие

    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем "Привет!" и "Добрый день!";
    Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.
    – ДОБРОЕ УТРО!!!

    Пальчиковая гимнастика

    Пальчик, мальчик, где ты был,

    Где ты с братцами ходил?

    - с этим я в снегу валялся,

    - с этим с горочки катался,

    - с этим по лесу гулял,

    - с этим я в снежки играл.

    Все мы пальчики друзья,

    Где они  - там и я!

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Показ картины с зимним пейзажем.

    Какое время года нарисовал художник? Какого цвета больше всего на картине.

    Что бывает белого цвета зимой?

    Что снег укрывает?

    Когда падает много снега, как это явление называется?

    Какая бывает погода зимой?

    Какие красивые слова можно сказать о снеге

    Д/и «Летает – не летает»

    Цель: развивать слуховое внимание

    Дети посмотрите на стекло.

     Что вы видите? Кто нарисовал такие красивые узоры? Чем мороз рисовал узоры? На что они похожи? Они одинаковые на разных окнах? Вот какой мороз художник.

    А что рисует мороз на ваших щёчках, когда вы гуляете на улице? Как мы спасаемся от мороза? Из чего сшита наша зимняя одежда? Почему?

    Д/и «Наведём порядок»

    Цель: группировать одежду по сезону.

    Показ картины «Зима в лесу»

    Как вы думаете, какое время года на картине? Почему вы так решили? Где лежит снег? Каких диких животных и птиц вы увидели на картине?

    Как вы думаете, день, изображенный на картине, ветреный или нет? Как вы догадались?

    Д/и «Загадки и отгадки о зиме»

    Цель: учить узнавать объекты по описанию характерных признаков, закреплять знания о зиме

    Показ картины «Зимой в деревне»

    О чём эта картина? Почему из труб идёт дым? Для чего люди топят печки? Что делают дети? Что везёт лошадь? Почему у саней нет колёс? Как вы думаете, людям на картине нравится зима? Как вы догадались?

    Д/и «Когда это бывает»

    Цель: с помощью пиктограмм группировать зимние и осенние явления природы. Уточнить представление о взаимосвязи явлений живой и неживой природы

    К нам пришла кукла Катя. Она решила сшить себе на зиму одежду, но в магазине так много тканей, что она растерялась и никак не может выбрать то, что ей нужно. Давайте поможем?

    (достаёт из сумочки кусочки разных тканей: шёлк, ситец, шерсть, драп, мех, кожа)

    Катя хочет сшить себе брюки, кофту, пальто и шапку

     Из чего можно сшить….. Посмотрите какая красивая ткань (шёлк).

     Может быть из неё Катя сошьет себе кофточку? Как вы думаете ей будет тепло? Из какой ткани нужно шить зимнюю одежду?

    Д/и «Наведём порядок»

    Цель: группировать одежду по сезону

    Вторая неделя.

    Стихотворение недели

    Ты мороз, мороз, мороз не показывай свой нос.

    Уходи скорей домой, стужу увози с собой

    А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём

    Утреннее приветствие

    В группе нашей каждый день
    Делаем зарядку,
    Выполняем упражненья
    Строго по порядку:
    Все присели,
    Дружно встали,
    Повертели головой,
    Потянулись, повернулись

    И друг другу улыбнулись!

    Игра имитация «Зимняя прогулка»

                                                                                   Очень холодно зимой,                   (Потирают ладони рук)

                                                                                   Но мы пойдем гулять с тобой.      ( Шагают на месте)

                                                                                   Я надену шубку,                              (Проводят ладонями от плеч по груди вниз)

                                                                                  Я надену шапку,                                 (Поглаживают голову)

                                                                                  Я надену шарфик,                              (Поглаживают шею)

                                                                                  А потом красивые,

                                                                                  Теплые, пушистые

                                                                                  Крошки – рукавички                          (Поглаживают руки)

                                                                                  На ручки натяну.

                                                                                  И хотя я маленькая,

                                                                                  У меня есть валенки!                        (Выставляют на пятку одну, затем другую ногу)

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Что укрывает землю белым покрывалом?

    А вы знаете, что снег состоит из снежинок. Вот таких (на подносе маленькие снежинки из бумаги). Протяните ладошку, и снежинка опустится на неё (кладу на ладошки детям снежинки). Какие красивые слова можно про них сказать?

    Я знаю загадку про снежинку:

    «Что за звёздочки резные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке».

    Как вы догадались, что они резные? Что случится, если на ладошку упадёт настоящая снежинка? Почему она растает?

    Д/и «Найди одинаковые снежинки»

    Цель? Развивать познавательные способности

    Посмотрите в окно.

    Чем укрыты деревья?

    Деревьям нравится, что снег лежит у них на ветках?

    Деревья зимой отдыхают, спят, а снег им нужен, чтобы мороз их не заморозил.

    Посмотрите, что я вам принесла? Это веточка с берёзы, которую кто-то случайно отломил.

    Что это на веточке? Это почки, маленькие домики листочков, которые откроются только весной. А почему они сейчас не открываются? Как вы думаете, на ней могут появиться листочки?

    Давайте поставим эту веточку в комнате в вазу с водой и понаблюдаем, что с ней произойдёт в тёплой комнате.

    Д/и «Что изменилось с комнатными цветами?»

    Цель: закрепить названия комнатных цветов, развивать зрительную память

    Дети, в морозный ясный день, очень хорошо, когда на окне растут красивые цветы.

    Давайте вспомним, как называется этот цветок? Что у него есть? Какие у него цветы?

    Как мы ухаживаем за цветами, чтобы они росли красивыми и здоровыми?

    Как вы думаете, если на улице сильный мороз, цветам на окне холодно? Как им можно помочь?

    Д/и «Парные картинки»

    Цель: упражнять в нахождении одинаковых изображений растений, развивать зрительную память

    Дети, вы любите гулять на улице зимой? А почему вам нравится гулять в морозную погоду?

    А что может случиться, если на улицу не выходить и всё время сидеть дома и ждать весны? (можно заболеть)

    Но ведь и от холодной погоды можно заболеть? Как нужно одеваться, чтобы не простудиться?

    В какие игры можно играть на улице зимой? Чего нельзя делать на улице зимой? (сидеть на снегу, кушать снег, снимать шапку).

    Я предлагаю вам сейчас превращаться в разных животных и изображать, что они делают.

    Игра «Кто что делает»

    Цель: уточнить знания детей о повадках животных (волк – охотится, завывает, медведь…)

    Сегодня мы будем с вами вспоминать всё, что мы знаем о зиме и отгадывать загадки о зимней природе

    (подборка загадок)

    Что бывает зимой?

    Какие зимние слова мы знаем?

    Какие зимние игры мы любим?

    Какие зимние праздники мы помним?

    Какие зимние подарки мы возьмём с собой, когда наступит весна?

    Д/и «Хорошо-плохо»

    Цель: развивать умственные способности детей


    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: « В гостях у сказки».

    Стихотворение недели

    Сказка, сказка, приходи!

    Будут рады малыши.

    В сказке много приключений,
    Очень радостных волнений,
    Побеждает в ней добро,
    Ведь, оно сильней, чем зло.

    Утреннее приветствие:

    -Ребята!  Мне очень приятно каждое утро встречать вас. Каждый из вас – хороший, добрый человек. Давайте поприветствуем друг друга:

    Мы с вами снова вместе!

    Я рада, рады вы!

    Приветствуем друг друга

    Объятьем дружбы мы!

    И обнимемся все вместе!  Воспитатель предлагает детям обняться всем одновременно в кругу.

    • Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

    Будем пальчики считать,

    Будем сказки называть:

    Три медведя,

    Теремок, Колобок - румяный бок!

    Репку мы не забываем,

    Знаем Волка и козлят-

    Этим сказкам каждый рад!

    (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в

    ладоши.)

    Планирование на каждый день недели.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Ребята! Вы любите сказки?

    Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам: вагончики, вагончики по рельсам тарахтят, везут в деревню Сказкино компанию ребят.

    Мы из знакомой сказки в ладу с детьми живём,

     Вы угадайте, кто мы, Тогда мы к вам придём.

     Д/и «Отгадай сказку».

    Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее. ( Красная Шапочка.)

    На сметане мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился ... (Колобок.)

    Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом.

    Кто же были эти

    Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

    Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор ... (Айболит.)

    • А дорога далека,

    А корзина нелегка.

    Сесть бы на пенёк,

    Съесть бы пирожок.

    ( «Маша и медведь».)

    • Нет ни речки, ни пруда –

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода –

    В ямке от копытца!

    ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

    Гуси-лебеди летели, на лужайку тихо сели, к дому быстро побежали и братца Иванушку забрали.( « Гуси-лебеди»).

    В этом домике живёт очень маленький народ: мышка и лягушка, зайка, лисичка да волчишка. Все проворны и добры. Только Мишенька -медведь слушать их не захотел, уместиться в избушке не смог, но развалить им помог…((теремок).

     Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки.

    Д/и «Собери картинку».

    На столе лежат разрезанные картинки к сказкам, дети должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.

    Сказка снова в дверь стучится. Тихо, детки, не шумите, нашу сказку не спугните, в ней бывают чудеса, сказка спряталась пока. 

    Д/и «Грибочки для лисички».

    Воспитатель показывает игрушку лисичку, и спрашивает: - Лиса ты зачем к нам прибежала?

    Лиса:«Да вот бежала лесочком, со своим кузовочком,  а в кузовочке лесные грибочки, споткнулась, упала, рассыпала грибы. Нужно собрать и сосчитать, сколько грибочков с красными шляпками, коричневыми и желтыми.»

    Поможем лисичке? / дети выполняют задание/

    Д/И « Кто больше назовёт сказок». 

    Ребята, назовите сказки, к которых  живет лиса.

    Лисичка в сказках какая?

    А в какой сказке лиса добрая? Кому она помогла? ( Снегурушка и лиса).

    Д/и «Исправь ошибки»

    Воспитатель:

    В названиях сказок есть ошибки. Найдите их. Будьте внимательны.

    * «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

    * «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

    * «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

    * «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

    * «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

    * «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

    * «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

    * «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

    Динамическая пауза.

    Сказка даст нам отдохнуть.

    – Если будешь прыгать, бегать,

    Проживешь ты много лет.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Повторите-ка опять:

    Раз, два, три, четыре, пять.( дети прыгают, бегают, кружатся).

    Дала нам сказка отдохнуть!

    Д/и «Сказочные телеграммы».
    Кто-то по лесу бродил,
    Сумку в елках обронил.
    Что лежит в ней? Погляжу
    И по секрету вам скажу.
    Телеграммы! Много их!
    Только трудно мне понять,
    Кто послать их так спешил,
    Что даже подписать забыл?
    (Дети по очереди достают из сумки почтальона телеграммы. Воспитатель зачитывает их. Дети называют того, от кого пришла телеграмма и из какой сказки этот герой).
    1)    «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)
    2)    «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)
    3)    «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)
    4)    «Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)
    5)    «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)
    6)    «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Алёнушка)
    7)    «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)

    Рассматривание сказочных иллюстраций к беседе о правилах безопасного поведения дома и на улице:

    «Гуси-лебеди» - нельзя оставаться на улице одному, это опасно.

     «Маша и медведь»- нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться.

     «Волк и семеро козлят»- нельзя никому открывать дверь, если остаёшься один дома.

     «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - нельзя принимать угощение от незнакомых людей, нельзя употреблять в пищу  случайные продукты и питьё.

     Сказочная зарядка.
    Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
    Поскорее в круг вставайте
    И зарядку начинайте.
    Потягушка, потянись!
    Поскорей, скорей проснись!
    День настал давным – давно,
    И стучит в твое окно.

     В мире много сказок

     Самых, самых разных,

    Длинных и коротких,

     Грустных и смешных.

     И на всей планете маленькие дети

     Знают эти сказки, любят слушать их!

    Д/и «Узнай сказку по предмету».

    Воспитатель:

    У меня есть волшебный сундучок. Не простой, расписной, с секретом. Как вы думаете, что в нем? (Дети высказывают свои предположения.)

    Нет в сундучке ни злата, ни серебра, а живут в нем предметы из сказок. (Достает скалку.)

    - Из какой сказки этот предмет?

    Дети.  «Лисичка со скалочкой».

     (Достает лапоть).  А это из какой сказки?

    Дети.  «Пузырь, соломинка и лапоть».

     (Достает репку). А это?

    Дети. «Репка».

    (Достаёт пирожок).А это из какой сказки?

    Дети «Маша и медведь».

    (Достаёт рукавичку). А это из какой сказки?

    Дети: «Рукавичка».

     (Достает платок). А это что?

    Дети.  Платок.

    -.  А как вы думаете, почему он здесь? (Ответы детей.)

    -Ребята, этот платок не простой, а волшебный! Я предлагаю вам поиграть с ним в прятки.

     Игра «Волшебный платок».

    Выходите все в кружок. (Дети под музыку идут по кругу). Музыка останавливается. Дети приседают и закрывают глаза. (Педагог закрывает платочком одного из детей).

    Кого спрятал мой платочек?

     Ну-ка, отгадай дружочек! (Дети угадывают. Игра проводится несколько раз.)

    П/И «Волк и козлята».

    (Выбирается водящий-волк с помощью считалки. Ему одевается шапочка.)

                     Паслись вдалеке козлята на лужке.

     Семенили ножками и бодались рожками.

    (Козлятки-ребятки выполняют движения под музыку.)

      Вдруг выходит серый Волк,

      Он в козлятах знает толк.

    (Звучит музыка Волка, и козлята разбегаются, а Волк их догоняет.

    Игра проводится 2-3 раза.)

    Педагог.

     Поиграли?!  Запыхались?! Отдохнем. 

    Дыхательная гимнастика «Шарик».

    Воздух мягко набираем,           Медленно делаем вдох.

    Шарик красный надуваем.       Выдуваем воздух, руками показываем шарик.

    Шарик тужился, пыхтел,          Руками увеличиваем шарик.

    Лопнул он и полетел.               Руки вперед и произносим звуки [т, с].

    (Повторяется 2 – 3 раза.).

    В мире много сказок

    Самых, самых разных,

    Длинных и коротких,

     Грустных и смешных.

     И на всей планете маленькие дети

     Знают эти сказки, любят слушать их!

    Д/и«Кто лишний?»

    Цель: Обогащение словаря, развитие психических процессов.

    Детям предлагается наборы сказок и по одному лишнему герою из другой сказки.

    Задание. Найти лишнего героя и помочь ему вернуться в свою сказку, назвать героя и сказку.

    Д/и  «Узнай сказку!»
    1.«Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь? А зайчик говорит: «Отстань медведь! Как мне не  плакать?...» (Заюшкина избушка)

    2.«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди)

    3.«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.» (Три медведя)

    4.«Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала …, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.» (Колобок) 

    Д/и «Установи порядок» 
    Нужно поставить картинки с  героями  в правильном порядке так, как они были в сказке.

    1. Дед, мышка, баба, кошка, собака, внучка. (Репка)
    2. Лиса, заяц, медведь, волк. (
    Колобок)
    3. Лиса, петух, собака, медведь. (
    Заюшкина избушка)

    4. Медведь, лиса, мышка, зайчик, лягушка, петух, волк. (Теремок)

    Сказка – умница и прелесть,

    С нами рядышком живет,

    Чтобы,

    Чтобы, чтобы снова

    Добрый злого

    Победил! 

    Чтобы добрый,

    Чтобы злого

    Стать хорошим

    Убедил! 

    - До новой встречи, сказки! 

    - Вот закончилась игра,
    Расходиться нам пора.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Народная культура и традиции" и "Я-человек". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    «Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме: «Праздник весны и труда».

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы по лексической теме: "Мир природы". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы по лексической теме:" Миром правит доброта". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы по лексической теме "Хотим быть здоровыми".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...