Перспективное планирование по развитию речевого дыхания у детей 4-5 лет
картотека по логопедии (средняя группа) по теме

Бушуева Марина Юрьевна

В работе предложено примерное планирование по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством специально подобранных игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Журавлик»

Перспективное планирование

по развитию речевого дыхания детей 4-5 лет

Картотека игр и упражнений

Подготовил: учитель-логопед Бушуева Марина Юрьевна

Комплексы упражнений по развитию дыхания

(Средняя группа)

Месяц

Д/недели

Название упражнения

Сентябрь

пн

Сдуй листочек

вт

Сдуй гусеницу

ср

Сдуй бабочку

чт

Сдуй стрекозу

пт

Сдуй жука

Октябрь

пн

Подуем на листочки

вт

Подуем на гребешки

ср

Подуем на султанчик

чт

Подуем на облака

пт

Мыльные пузыри

Ноябрь

пн

Пёрышко

вт

Занавесочка

ср

Горячий чай

чт

Вертушка

пт

Шарик (дутьё на шарик в воде)

Декабрь

пн

Подуем на снежинку

вт

Заморозим пальчик

ср

Дует вьюга

чт

Снег идёт!

пт

Погреем ручки

Январь

пн

Гольф

вт

Весёлый карандаш

ср

Бочкобол

чт

Плыви, кораблик!

пт

Вертушка

Февраль

пн

Перекличка

вт

Ворона

ср

Бегемотики

чт

Жук

пт

Хомячок

Март

пн

Животики-качельки

вт

Воздушный поцелуй

ср

Пой со мной!

чт

Девочки поют

пт

Капелька

Апрель

пн

Насос

вт

Змейка

ср

Пузырьки

чт

Пароход гудит (ууу)

пт

Самолёт летит (лллл-а, ллл-о, лллл-ы)

Май 

пн

Лети, птичка!

вт

Одуванчик

ср

Лети, бабочка!

чт

Комарик

пт

В лесу

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения по развитию дыхания

(Средняя группа)

  1. Сдуй листочек. Сдуть листочек (привязанный на веревочке) с грибочка.
  2. Сдуй гусеницу. Сдуть гусеницу с яблока.
  3. Сдуй бабочку. Сдуть бабочку с цветка. 
  4. Сдуй стрекозу. Сдуть стрекозу с листка.
  5. Сдуй жука. Сдуть жука с ягоды.
  6. Подуем на листочки. Сдуть листочки (засушенные, вырезанные из бумаги)  со стола, с ладони.
  7. Подуем на гребешки. Дуть на зубчики  расчёски-гребешка, выполненные из папиросной бумаги.
  8. Подуем на султанчик. Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
  9. Подуем на облака. Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке. 
  10. Мыльные пузыри. Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает   его выдувать мыльные пузыри через колечко.
  11. Пёрышко.  Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко.
  12. Занавесочка.  Ребенок дует на занавеску-бахрому домика, выполненную из папиросной бумаги, аудиоленты.
  13. Горячий чай. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.
  14. Вертушка. Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно. «Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее».
  15. Шарик. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
  16. Подуем на снежинку. Сдуть с варежки снежинку на веревочке.
  17. Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.
  18. Дует вьюга. Имитация звука голосом: у-у-уу….
  19. Снег идёт! Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.
  20. Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».
  21. Гольф. Задуть теннисный шарик в имитацию «лунки».
  22. Весёлый карандаш. Участники игры (2 человека) передувают друг другу карандаш (гладкий) с одного края стола на другой. 
  23. Бочкобол. Перекатывание бочонка (картонная втулка от туалетной бумаги, обклеенная яркой плёнкой-самоклейкой) с одного края поверхности на другой.
  24. Плыви, кораблик! Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый  кораблик в ёмкости с водой.
  25. Перекличка. Педагог распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание.
  26. Ворона. Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: каррр!
  27. Бегемотики.  и.п.: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
  28. Жук.  Ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «Жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
  29. Хомячок.  Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
  30. Животики-качельки. и.п.: лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
  31. Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.
  32. Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть  песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха - выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.
  33. Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.
  34. Капелька.  Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
  35. Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! «С-С-С» - работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного.  Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались во избежание возникновения головокружения.
  36. Змейка.  Игра проводится на ковре:  «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»  Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
  37. Пузырьки.  Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
  38. Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…
  39. Самолёт летит. Имитация звука голосом: лллл-а, ллл-о, лллл-ы…
  40. Лети, птичка! Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). «Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери воздух. Полетела птичка!» В ходе групповой игры можно устроить соревнование между детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно при этом не напрягаясь.
  41. Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
  42. Лети, бабочка! Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на нее, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). «А твоя бабочка умеет летать? Подуй так, чтобы она улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери много воздуха. Полетела бабочка!» В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою бабочку. Побеждает тот, чья бабочка улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
  43. Комары.  Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.
  44. В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речевого дыхания у детей 5-6 лет

В работе предложено примерное планирование по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством специально подобранных игр и упражнений....

Перспективное планирование по развитию речевого дыхания у детей 6-7 лет

В работе предложено примерное планирование по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством специально подобранных игр и упражнений....

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Подготовительная группа)

В   соответствии с ФГОС ДО Образовательная область Речевое развитие включает необходимость владения речью, как средством общения и культуры. Основу звучащей речи обеспечивает правильное рече...

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Старшая группа)

Дыхание - это жизнь.Дыхательная гимнастика способствует:насыщению всего организма кислородомнормализации ритма дыханияувеличению силы дыхательных мышцулучшению воздушной проводимости бронхолегочного а...