Перспективное планирование по развитию речевого дыхания у детей 5-6 лет
картотека по логопедии (старшая группа) по теме

Бушуева Марина Юрьевна

В работе предложено примерное планирование по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством специально подобранных игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Журавлик»

Перспективное планирование

по развитию речевого дыхания детей 5-6 лет

Картотека игр и упражнений

Подготовил: учитель-логопед Бушуева Марина Юрьевна

г. Коряжма

Архангельская область

Комплексы упражнений по развитию дыхания

(Старшая группа)

Месяц

Д/недели

Название упражнения

Сентябрь

пн

Сдуй листочек

вт

Сдуй гусеницу

ср

Сдуй бабочку

чт

Сдуй стрекозу

пт

Сдуй жука

Октябрь

пн

Насос

вт

Комары

ср

Пузырьки

чт

Змейка

пт

Бульки

Ноябрь

пн

Пёрышко

вт

Занавесочка

ср

Горячий чай

чт

Вертушка

пт

Гольф

Декабрь

пн

Подуем на снежинку

вт

Громко-тихо

ср

Погрейся

чт

Снег идёт!

пт

Снеговик

Январь

пн

Дуйбол

вт

Футбол

ср

Бочкобол

чт

Карандашбол

пт

Весёлые шарики

Февраль

пн

Перекличка

вт

Ворона

ср

Бегемотики

чт

Жук

пт

Хомячок

Март

пн

Воздушный поцелуй

вт

Горячий чай

ср

Занавесочки

чт

Капелька

пт

Музыкальный пузырёк

Апрель

пн

У кого длиннее звук?

вт

У кого длиннее слог?

ср

Назови картинки

чт

Повтори слова

пт

Повтори предложение

Май 

пн

Отгадай по запаху

вт

Ароматные цветы

ср

Одуванчик

чт

Комарик

пт

В лесу

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения по развитию дыхания

(Старшая группа)

  1. Сдуй листочек. Сдуть листочек (привязанный на веревочке) с грибочка.
  2. Сдуй гусеницу. Сдуть гусеницу с яблока.
  3. Сдуй бабочку. Сдуть бабочку с цветка.
  4. Сдуй стрекозу. Сдуть стрекозу с листка.
  5. Сдуй жука. Сдуть жука с ягоды.
  6. Насос.  Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! «С-С-С» - работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного.  Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались во избежание возникновения головокружения.
  7. Комары.  Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.
  8. Пузырьки.  Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
  9. Змейка. Игра проводится на ковре:  «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»  Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
  10. Бульки. В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. «Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря!»
  11. Пёрышко.  Ребенок сдувает с ладони взрослого пёрышко.
  12. Занавесочка. Ребенок дует на занавеску-бахрому домика, выполненную из папиросной бумаги, аудиоленты.
  13. Горячий чай. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».
  14. Вертушка. Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно. «Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее».
  15. Гольф. Задуть теннисный шарик в имитацию «лунки».
  16. Подуем на снежинку. Сдуть с варежки снежинку на веревочке.
  17. Громко-тихо. Пропеть песенки с разной высотой голоса: ААА-ааа, ооо-ООО… (ориентир смены голоса – рука педагога, меняющая положение «вверх-вниз»).
  18. Погрейся.  и.п.: встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
  19. Снег идёт! Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
  20. Снеговик. И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
  21. Дуйбол.  Сдуть теннисный шарик  с места как можно дальше.
  22. Футбол.  Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги и т.п.) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу или коробке - «имитации» футбольного поля.
  23. Бочкобол. Перекатывание бочонка (картонная втулка от туалетной бумаги, обклеенная яркой плёнкой-самоклейкой) с одного края поверхности на другой. 
  24. Весёлый карандаш. Участники игры (2 человека) передувают друг другу карандаш (гладкий) с одного края стола на другой. 
  25. Весёлые шарики. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. «Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее».
  26. Перекличка. Педагог распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, поймав на себе взгляд ведущего, услышав от него название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра усложняется, если ведущий будет специально путать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.
  27. Ворона. и.п.: сидя, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: каррр!
  28. Бегемотики.  и.п.:  лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики, то животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох).
  29. Жук. Ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
  30. Хомячок.  Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
  31. Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих
  32. Горячий чай. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».
  33. Занавесочки. Ребенок дует на занавеску-бахрому домика, выполненную из папиросной бумаги, аудиоленты.
  34. Капелька. Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
  35. Музыкальный пузырёк. Чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см). Педагог показывает детям пузырёк. «Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду, положить витаминки... Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба». Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь.
  36. У кого длиннее звук? Дети произносят на одном выдохе заданный звук (кто дольше).
  37. У кого длиннее слог? Дети произносят на одном выдохе заданный слог (кто дольше).
  38. Назови картинки. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.
  39. Повтори слова. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
  40. Повтори предложение. Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе старается повторить.
  41. Отгадай по запаху.  Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
  42. Ароматные цветы. Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
  43. Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
  44. В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речевого дыхания у детей 4-5 лет

В работе предложено примерное планирование по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством специально подобранных игр и упражнений....

Перспективное планирование по развитию речевого дыхания у детей 6-7 лет

В работе предложено примерное планирование по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством специально подобранных игр и упражнений....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....