Лексико-грамматическое занятие в старшей группе "Весна пришла"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

На занятии отрабатывается лексический материал по теме "Весна":образование уменьшительно ласкательной формы существительных; согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными и введение словосочетаний в текст, закрепление употребления существительных ед. и мн.числа в родительном падеже, развитие словесно-логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Тема: Весна пришла.

                                       Цели:- расширение словарного запаса по данной

                                                    лексической теме;

                                                  - образование уменьшительно-ласкательной

                                                    формы существительных и согласование их с

                                                    глаголами;

                                                  - согласование числительных с существитель-

                                                    ными;

                                                  - согласование существительных с пилагатель-

                                                    ными;

                                                  - развитие словесно-логического мышления;

                                                  - развитие чувства ритма.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

    Игра «Добавлялки».

   - Подскажи недостающее слово:

                      Всё очнулось ото сна,

                      Всё цветёт- пришла …    

                                                                  (весна).

                      Вот цветы лежат на парте-

                      Дарим их девчонкам в ….(марте).

                      Будит утром нас капель-

                      В гости к нам пришёл ….

                                                                   (апрель).

                      Куртки тёплые снимай-

                      На дворе ведь месяц ….     (май).

                     

2.Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

- После  какого времени года наступает весна?

- Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

  1)Упражнение «К нам пришла весна».

   Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные    

   признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

   - Что такое весна?(время года)

   - Как начинает пригревать солнце?

   - Что от этого происходит?

   - Что происходит, когда тает много снега?

   -  Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

  - Что появляется на земле, где растаял снег?

  - Что вырастает на проталинах?

  - Что набухает на ветках?

  - Что происходит со льдом на реках?

  - Кто просыпается после зимы?

  - Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

  -  Что надевают люди?

2)Игра «Хлопни в ладоши».

- Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

   Пригревает          листопад         тает           вьюга            

   Журчит                теплое              ярче            холодно

   Набухают            прилетают     застыл        проталины

   Ледоход                метель             солнышко   сосулька

3) Игра «Скажи правильно».

    Распускаются листочки или цветочки?

    Порхают птички или синички?

    Тает снежинка или слезинка?

    Журчат ручьи или грачи?

    Набухают почки или листочки?

    Прилетают насекомые или птицы?

    Трещит лёд или ледоход?

3.Физминутка.

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова

4. Дидактическое упражнение «Назови ласково».

  Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

  ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):

  солнце-                    птица-                      день-

  цветок-                   проталина                сосулька-

 - Объяснить значение слова ПРОТАЛИНА.

5.Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе со словами из задания №4.

Весенний….               Весенняя….             Весеннее….

- О чем еще можно так сказать?

5. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

  Логопед называет слова-действия, дети  подбирают соответствующую  

  картину:

Пригревает…. (солнышко), появляются ….(проталинки),распускаются…, распускаются…, прилетают…..,  капают…. .

6. Посчитай  «1-5»

    Сосулька, проталина.

7. Работа над рассказом.

    Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-графи-

     ческому плану.

                                   Весна.

               Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются проталины. На проталинах вырастает  зелёная травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.

                

8.Отгадай загадку и раскрась отгадку (работа в тетради с перекрещивающимся изображением):

                              Висит за окошком кулёк ледяной

                              Он полон капели и пахнет весной.

9.Итог занятия.

     Игра «Чего не бывает весной?»

     -Весной не бывает листопада, снегопада, вьюги, мороза, …

   Игра «Четвёртый лишний»

     мороз, снегопад, проталина, вьюга

    прилетают, сосульки, листопад,  ледоход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»

Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»

Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»

Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»

Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...