Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Шептунова Ольга Витальевна

 

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Времена года. Весна»

При планировании я учитывала речевые и возрастные особенности детей  и развитие психомоторных процессов .  

Поэтому структура и организация моего занятия имеет свою специфику и рациональность «от простого к сложному». Чётко организованные этапы занятия и целесообразно распределённое время между ними позволило держать постоянный устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

В течении занятия мне удалось наладить с детьми контакт, создать комфортную обстановку  психологического взаимодействия и сотрудничества.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Цель: создать условия для  формирования  лексико-грамматических  компонентов  речи по лексической  теме «Времена года. Весна », в которых дети смогут:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить  представления  о  весне, ее приметах;

расширить и активизировать  словарь по теме « Весна»;

усовершенствовать  грамматический  строй  речи: смогут согласовать  существительные с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода;

сформировать навык словообразования существительных, словоизменения;

совершенствовать синтаксическую  сторону  речи: составлять  простые  распространенные предложения  с опорой на зрительный образ, развитие связной речи;

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать умение  согласовывать  координацию  речи с движением, общую моторику и психические процессы в целом;

Коррекционно-воспитательные:

Задуматься о необходимости  воспитывать в себе навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, любви и гуманном отношении к родной природе.

Оборудование:компьютер (ноутбук), проектор, экран, монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска;   мнемокарты (карты-схемы) примет  весны ; модель-схема    рассказа  

  ХОД  ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Витальевна, а как зовут вас, я вижу по карточкам у вас на груди. Я – логопед из другого детского сада, занимаюсь с такими же детьми, как вы.

А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.  Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.         (Дети делают вдох и выдох три раза)

Л: Я сегодня пришла к вам в гости и  для вас принесла книгу

 – Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!

Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма   озвучивается текстом)

Я повелительница льда!

 Да! Книгу вашу я взяла!

 Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,

 Меня герои сказки будут веселить!!!

 Ах!     Где ж они?    Куда они пропали?

 А может к вам на помощь в детский сад сбежали?

 Тогда держитесь, нелегко придётся вам,

 Я очень трудные задания  Вам дам!

 Чтоб зеркало моё собрать,

 Осколки нужно вам искать.

 Когда осколки соберёте,

 Тогда и книгу вы найдёте.

Л: Вы хотите вернуть книгу?  Согласны   встретится  с  персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы?  Где же герои – наши помощники?

Л:     (логопед включает второй эпизод) – Да это же Герда! – Герда, помоги нам собрать осколки  и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма   озвучивается текстом)

Г: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.

Л: Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.

Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.

Герда очень любит улыбаться, давайте и мы улыбнёмся друг другу. (Упражнение «улыбка»).

А теперь сделайте трубочку (упражнение «трубочка»).

А теперь будем чередовать («улыбка» – «трубочка».)

Вспомним, как Герда качается на качелях (упражнение «качели»).

Еще раз улыбнитесь друг другу.

Л: Молодцы ребята! Посмотрите, за наши старания    Герда отдала нам от  зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.  

Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма   озвучивается текстом).

Ворон: Здррравствуйте дети!  Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.

Логопед (загадывает загадку):  

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна)

Л: Посмотрите,  какие часы нам подарил Ворон!  

Дети работают по часам.

Л: А какое сейчас время года?

 – Какие приметы весны вы знаете?  (Дети перечисляют приметы весны).

Л: Правильно. Вы назвали мне много признаков весны. Подойдите к столу  рассмотрите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам,  приметы-символы, которая соответствуют весне.

Л: Проверьте, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!

– А какие ещё времена года есть?  Зима, лето, осень.

Л: Молодцы ребята!  И с этим задание мы справились

На экране появляется Ворон

Ворон:  Вот  осколок за старанье,

 В добрый путь, вам до свиданья!

( Логопед вставляет осколок в рамку)

 Динамическая пауза

На экране появляется принцесса

Принцесса: Ребята, смотрите, сколько сугробов намело, нужно их преодолеть. Может быть, осколок в снегу найдете!  

 Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь,

1,2,3,4,5 – начинаем мы шагать

По дорожкам, по сугробам

Поднимай повыше ногу,

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали!

Л: Молодцы! высоко шагали, сугробы нам не помеха. А вот и осколок ещё один

( Логопед вставляет осколок в рамку)

На экране появляется Разбойница

Разбойница:

Осколок вам могу отдать,

 Когда начнёте сочинять,

 Вы предложения о  весне,

 О  солнце, птицах,  и  цветах

Л: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме.

Логопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие.  

Л: Посмотрите, первый знак обозначает время года.  Второй обозначает то, что бывает  весной. Какое предложение можно составить по этой схеме?

Д:  Весной тает снег.

Л: Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о  весне.

Дети составляют  предложения с опорой на модели.

Л: Молодцы, ребята! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.

Разбойница:

Вот  осколок, за старанье,

 В добрый путь вам, до свиданья!

( логопед вставляет осколок в рамку)

Л: Спасибо! А нам пора  дальше.

Включается Мудрый Олень.

Хочу помочь я вам,

 Задание простое дам.

 Я схему в помощь вам даю,

 Потом осколок подарю.

Л: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание  Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.

Л: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме –  весна.   Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!

Рассказ о  весне

– Кто первый готов? (Ответы детей)

Л: Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми задания!  А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!

Дети встают, вставляют последний осколок. Появляется на экране Снежная Королева со словами:

«В пути вы зеркало собрали,

 И чары мои все пропали».

Итог занятия

Л: Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!

 – А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было?

 – Что вам больше всего запомнилось?

 – Ирочка, ты правильно составляла предложения!!! А ты Тёма, самостоятельно составил рассказ!!!  (Логопед даёт положительную оценку каждому ребёнку).

Логопед показывает детям книгу достижений.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины угощения»

Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины у...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»

Цель: Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев,  ве...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»

Данное занятие направлено на  закрепление представления  детей с ОНР  об основных приметах осени,  развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) Тема: «Проделки Снежной Королевы»

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.Форма совместной деятельности: Квест – игра.Форма организации: подгрупповая.Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творч...