Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) Тема: «Проделки Снежной Королевы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Борисова Ксения Владимировна

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.

Форма совместной деятельности: Квест – игра.

Форма организации: подгрупповая.

Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prodelki_snezhnoy_korolevy.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических компонентов речи

с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Тема: «Проделки Снежной Королевы»

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.

Форма совместной деятельности: Квест – игра.

Форма организации: подгрупповая.

Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творчества.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

Уточнение и активизация словаря по теме «Зимние забавы детей».

Развитие умения подбирать родственные слова.

Закреплять навык умения делить слова на слогии соотносить их со схемой.

Расширять активный словарь за счёт подбора слов-синонимов.

Развивать навык согласования существительных с прилагательными.

Развивать навык составления простых распространенных предложений с опорой на картинно-графический план и вопросы.

Развивать умение подбирать рифмы, составлять с ними двустишия.

Коррекционно-развивающиеся.

Развивать творческое воображение на основе использования элементов ТРИЗ-технологии.

Развиватьслуховоевосприятие, образное мышление, память.

Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать навыки коллективного сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Создать условия для проявления индивидуальности и инициативности детей.

Воспитывать умение решать возникающие проблемы.

Вид детской деятельности: коммуникативный, игровой, познавательно-исследовательский, двигательный, восприятие художественной литературы и искусства, формирование целостной картины мира.

Применение методик и технологий в области коррекционного образования.

Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко «Технология развития связной речи с элементами ТРИЗ». Приём «Составление рифмованных текстов».

Используемый материал:Мультимедийная презентация, книга Г.Х.Андерсена, зеркало, весёлая и грустная снежинка, лучики к снежинке, с картинки родственных слов, слоговые схемы, картинки снеговиков, оленя, снегиря, зимних детских игр, картинно-графические схемы предложений, сундучок, блокнот для записи нелепиц.

Оборудование:моноблок, магнитная доска с набором магнитов, столы, стулья.

Предварительная работа:

  1. Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева», просмотр мультфильма.
  2. Дидактические игры, направленные на развитие умения подбирать родственные слова, слова – признаки: «Чудо-дерево», «Словечки на пальчиках».
  3. Развитие навыка составления распространённых предложений по картинно-графическому плану и вопросам во время проведения индивидуальных занятий.
  4. Устные речевые игры «Добавь словечко», «Рифмушки-складушки», «Поэты».

 Планируемый результат:

Дети научились подбирать родственные слова к слову «снег» и слова-синонимы, правильно согласуют прилагательные с существительными.

Владеют навыком деления слов на слоги разной слоговой структуры и соотносят их со схемой.

Свободно составляют предложения по картинно-графической схеме и вопросу.

Проявляют творчество при подборе рифмы к словам, составляют с ними двустишия – нелепицы.

Сотрудничают в коллективе, проявляют инициативу при решении игровых задач.

Последователь

ность образовательной ситуации

Педагогические приёмы, стимулирующие ребёнка к проявлению инициативы и творчества

Деятельность детей

Деятельность педагога

1.

Организационный

момент, привлечение детей к деятельности

Я сегодня для вас принесла книгу сказок. Вспомните, какую сказку мы читали?Кто написал эту сказку?

А хотите посмотреть мультфильм?

Дети проявляют интерес.

Педагог задаёт положительный эмоциональный настрой.

2.

Сообщение детям игрового задания, мотивация на совместную деятельность

Я повелительница льда!

Да! Книгу вашу я взяла!

Держитесь, нелегко придётся вам,

Я очень трудные задания Вам дам!

Чтоб зеркало моё собрать,

Подсказки нужно вам искать  

Когда подсказки вы найдёте,

Осколки мигом соберёте,

Тогда и книгу сказок вы найдёте.

Дети слушают, проявляют заинтересованность.

Включается эпизод мультфильма, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки и произносит речь.

3.

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей

Вы хотите вернуть книгу? Согласны выполнить все задания Снежной Королевы? Первую подсказку найдёте, отгадав загадку:

С неба падают пушинки,

Распушив лучи-ворсинки.
Это кружат балеринки,

Резные, узорчатые… (Снежинки)

Дети отгадывают загадку. Ищут в группе подсказку. Находят снежинку без лучиков.

Ведёт диалог с детьми, загадывает загадку.

4.

Подбор родственных слов к слову снег

Какая странная снежинка к нам прилетела! Какая она?

Как вы думаете, почему она грустная?

Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово – слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть – это слово «снежинки». Давайте продолжим.

Комочки из снега … (снежки)

Человечек из снега… (снеговик)

Снег падает…(снегопад)

По снегу катится… (снегокат)

Внучка Деда Мороза… (Снегурочка)

Зимующая птица-… (снегирь)

Посмотрите, теперь снежинка какая?

Справились мы с заданием?

Мы выполнили задание у нас появился осколок.

Высказывания, рассуждения детей.

По образцу педагога дети прикрепляют лучики к снежинке, образуют родственные слова.

Дети находят осколок.

Педагог задаёт вопросы, поощряет детей ответом.

При затруднении логопед предлагает словосочетания, способствующие подбору родственных слов.

5.

Слоговой анализ слов. Активизация словаря.

С одним заданием справились.  Следующая подсказка:вам нужно найти предмет. На нём любили кататься зимой Кай и Герда?

Задание:А на чём любят кататься зимой современные дети?

Слова на слоги разделите,

к нужной схеме положите.

Подумайте, какая картинка лишняя?

Ой, что-то в коробке ещё лежит!

Ищут подсказку.

Дети отвечают на вопросы, перечисляют предметы для зимних забав детей.

Высказывания детей.

Деление слов на слоги и соотнесение со схемой.

Дети находят осколок.

Предлагает новое задание квеста.

6.

Подбор синонимов.

Следующая подсказка. Нужно найти кого-то, кто в сказке помогал Герде?  Он чёрный и летает.

Задание:

Чтобы осколок вам забрать,

нужно на каждый узелок

Похожие слова-признаки подобрать!

Чистый снег-белый снег

Резная снежинка-узорная снежинка

Рыхлые снежки-мягкие снежки

Милая Снегурочка – Красивая Снегурочка

Крепкий снеговик- твёрдый снеговик

Огромный снегокат –большой снегокат

Мощный снегопад-сильный снегопад

Алогрудый снегирь-красногрудый снегирь. В сундучке находится осколок.

Дети отвечают.

Ищут подсказку.

Дети развязывают узелки, называют слова-синонимы.

Открывают сундучок, в которой находится осколок.

Задания предлагаются дифференцированно.

7.

Составление предложений по вопросам и картинно-графическим схемам

Следующую подсказка. Это животное живёт на севере, у него есть рога.

Задание.

Хочу помочь я вам,

Задание простое дам.

Я схемы в помощь вам даю,

Потом осколок подарю.

Снежная королева зашифровала предложения. Расшифруйте их.

Какая наступила зима? Наступила холодная снежная зима.

Чего много выпало? Выпало много снега.

Что кружится в воздухе? В воздухе кружатся белые пушистые снежинки.

Кого лепят дети? Дети лепят крепкого снеговика.

На чем катаются дети? Дети катаются на большом снегокате.

Кто приходит к детям на Новогодний праздник? На Новогодний праздник к детям приходиткрасивая Снегурочка.

Кто прилетели с севера? С Севера прилетели красногрудые снегири.

Что бывает зимой? Зимой бывает сильный снегопад.

Предположительные ответы детей.

Дети подходят к мольберту по одному и составляют предложения по картинно-графическим схемам и вопросам.

Дети находят осколок.

Педагог предлагает задания в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

8.

Подборрифм к слову.

Следующаяподсказка.Человечек из снега. Кто это?

Он без варежек, у него есть пуговки. Вместо ведра шляпа.

Задание.

Чтоб осколок нам забрать

Нужно рифмы к словуснежинка подобрать, а потом стишки написать.

Дети высказываются, анализируют.

Дети подбирают рифмы к слову снежинка по образцу.

Задания предлагаются по образцу.

Логопед зарисовывает вокруг снежинки картинки

9.

Развитие умения сочинять двустишия.

А сейчас по картинкам придумайте стишки для Снежной королевы.

А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!

Дети составляют двустишия и чётко проговаривают получившиеся стихи.Дети находят последний осколок.

Педагог даёт модель сочинения двустиший.

10.

Рефлексия.

Появляется на экране Снежная Королева со словами:

«В пути вы зеркало собрали,

и чары мои все пропали.

А вот и книга, забирайте,

и следующую сказку в ней читайте!»

Но почитаем мы её вечером.

Какие вы молодцы!

Справились с заданиями Снежной королевы?  Удалось нам вернуть книгу?

Что необычного вы узнали?

Дети передают свои впечатления.

Педагог хвалит детей.

11.

Открытость.

Дома вы можете сами научить сочинять стишки своих родителей? А теперь нам пора идти на прогулку. На улице поиграйте в зимние игры.

Дети идут в раздевалку одеваться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Тема: «Звуки Т-ТЬ»Цель. Создать условия для развития у детей навыков различения звуков Т-Ть.Задачи.Коррекционно-образовательные:Уточнение и активизация словаря по теме «Животные&raqu...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»

Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Птицы».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по произведению К.Д. Ушинского «Пти...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) с использование информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Предлог НАД»Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить детей со схемо...