Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) с использование информационно-коммуникационных технологий.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Борисова Ксения Владимировна

Тема: «Предлог НАД»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить детей со схемой данного предлога; учить детей выделять предлог НАД в тексте и составлять различные предложения с этим предлогом.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД;
  • учить детей выделять предлог НАД в тексте;
  • учить детей составлять предложения с предлогом НАД по сюжетной картинке и без опоры на картинку;
  • учить составлять схему предложений с предлогом;
  • учить замечать и исправлять ошибки в предложениях с предлогом.

коррекционно – развивающие:

  • развивать слуховое восприятие
  • развивать внимание, логическое мышление, память

 воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • воспитывать желание помогать в трудной ситуации.

Материал и оборудование: презентация, компьютер, контейнеры со схемами предложений, схемы предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, К, ОТ, ЗА, НАД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_nod_predlog_nad.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) с использование информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Предлог НАД»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить детей со схемой данного предлога; учить детей выделять предлог НАД в тексте и составлять различные предложения с этим предлогом.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД;
  • учить детей выделять предлог НАД в тексте;
  • учить детей составлять предложения с предлогом НАД по сюжетной картинке и без опоры на картинку;
  • учить составлять схему предложений с предлогом;
  • учить замечать и исправлять ошибки в предложениях с предлогом.

коррекционно – развивающие:

  • развивать слуховое восприятие
  • развивать внимание, логическое мышление, память

 воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • воспитывать желание помогать в трудной ситуации.

Материал и оборудование: презентация, компьютер, контейнеры со схемами предложений, схемы предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, К, ОТ, ЗА, НАД.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (предлог) со словами:

- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!

Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

- Приглашаются ребята в страну предлогов!

1. Организационный момент. Дорогие мои девчонки и мальчишки! Я сегодня получила видеописьмо от Незнайки. Давайте послушаем!

Включается аудиозапись.

Дорогие ребята! Я знаю, что вы всё знаете и осенью идёте в школу. Я тоже очень хочу пойти в школу, но не знаю, что такое предлоги, не умею составлять предложения с ними. Вы такие знайки и умейки, помогите мне, пожалуйста. Поможем Незнайке?

- Что такое предлоги? Это маленькие слова. Что такое предложение? Предложение состоит из слов, слова в предложении дружат и сообщают нам о чем-то.

У каждого к одежде прикреплена схема предлога. Придумайте предложение с вашим предлогом. (НА, ПОД, В, ИЗ, К, ОТ, ЗА)

2. Сообщение темы. Логопед показывает детям из картона бабочку, (снежинку), к которой прикреплена нитка. Логопед опускает бабочку на стол, затем поднимает над столом, сажает на коробку, держит над коробкой, на кубик, над кубиком. Каждый раз совершая действие, спрашивает: «Где находится бабочка?»

- Какой новый предлог мы сегодня будем учить?

- Сегодня мы познакомимся с предлогом НАД.

-Как вы думаете, когда оно появляется?

 -Это слово - предлог появляется, когда один предмет находится наверху, выше чего – то.  

Посмотрите на схему. Мячик находится наверху, выше кирпичика, он не касается его. Это схема предлога НАД.

Еще раз отчетливо проговариваются предложения, составленные по демонстрируемым с бабочкой, снежинкой действиям, причем предлог НАД произносится утрированно.

3. Составление предложений и схем к ним по сюжетным картинкам. Ребята, схему я запомнил, а как придумать предложения с предлогом НАД?

Логопед поочерёдно выставляет на доску сюжетные картинки и, напоминая значение предлога НАД, просит составить предложения.

Самолёт летит над широкой рекой.

Желтогрудая синица сидит над кормушкой.

Вертолёт пролетает над кирпичным домом.

Над крышей деревянного дома летит чернокрылая ворона. И т.д.

Ребята, а давайте покажем Незнайке, как мы умеем составлять схемы предложений.  Дети составляют к трём предложениям схемы.

НЕЗНАЙКА: Вот это здорово! Ребята, я так устал. А давайте отдохнём!

4.Динамическая пауза.

Логопед предлагает присесть детям, если они услышат в предложении предлог НА, и поднять руки, если услышат предлог НАД.

Над городом прогремел салют.

На крышу опустилась стая голубей.

Над Красной площадью поднялись сотни воздушных шаров.

На площади собралось много народа.

Самолет стоит на взлётной полосе.

Огромная туча повисла над городом.

Стеклянная лампа стоит на деревянном столе.        

5. Самостоятельное придумывание предложений. «Незнайка-путешественник».

Незнайка очень любит путешествовать на воздушном шаре. Когда он отправился в путешествие, то внизу на земле он видел много интересного. Скажите, над чем мог пролетать Незнайка? Составьте правильные и интересные предложения. 

А если внизу была деревня? А если Незнайка пролетал над широкой речкой с пароходами, лодками, островами? Давайте представим, что внизу под Незнайкой оказался город? НАД чем тогда он будет лететь? А если внизу была берёзовая роща? Сосновый бор? Широкие поля? Высокие горы?

6. Исправь ошибки Незнайки.

НЕЗНАЙКА: Фантастика! Ребята, я тоже придумал предложения, послушайте правильно или нет.

Под столом стоит портрет, над столом висит табурет.

На кровати стоит светильник, над кроватью висит будильник.

На кровати лежит картина, над кроватью висит Ирина.

7. Итог.

Незнайка, помогли мы тебе?  

Да. Я узнал много нового. Очень приятно общаться с такими умными детьми. Спасибо, ребята. До свидания, до новых встреч!

С каким предлогом мы сегодня познакомились?

 -А когда оно появляется? Когда один предмет находится наверху, выше чего – то.

8. Положительная оценка. Выход. Я горжусь тем, как вы поработали!     Вы меня сегодня приятно удивили своими знаниями. На прогулке я прошу вас придумать предложения с предлогом над.       А схему нарисуйте на снегу.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) Тема: «Проделки Снежной Королевы»

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.Форма совместной деятельности: Квест – игра.Форма организации: подгрупповая.Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творч...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Тема: «Звуки Т-ТЬ»Цель. Создать условия для развития у детей навыков различения звуков Т-Ть.Задачи.Коррекционно-образовательные:Уточнение и активизация словаря по теме «Животные&raqu...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»

Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...