формирование фонетико-фонологической компетенции и подготовка к обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Никитина Наталья Александровна

Совершенствовать  фонематические процессы,  навык звукового анализа и синтеза слов, представления детей  о смыслоразличительной функции звуков речи, закрепить представления о слогообразующей роли гласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx100.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 544

(дошкольное отделение, корпус № 6)

К  О  Н  С  П  Е  К  Т

О Т К Р Ы Т О Г О      З А Н Я Т И Я

с использованием ИКТ

(в рамках проведения Дня открытых дверей)

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

                                                                                          Учитель-логопед:

                                                          НИКТИНА Наталья Александровна

                                                                                                  Воспитатель:

                                                         ПАРФЁНОВА Людмила Николаевна

Москва, апрель 2014 г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

- совершенствовать фонематические процессы;

- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;

- закрепить представление детей о смыслоразличительной функции звуков речи;

- упражнять в делении слов на слоги;

- закрепить представление детей о слогообразующей роли гласных звуков;

- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам;

- упражнять в распространении предложений путём введения в его состав слов-признаков (определений);

- упражнять в составлении схемы предложений;

- закрепить представление о порядке слов в предложении и о смысловой нагрузке каждого члена предложения;

- совершенствовать навык слогового чтения;

- совершенствовать мыслительные процессы.

ОБОРУДОВАНИЕ: медиапроектор, интерактивные задания, предметные картинки-рифмушки,  д/и «Весёлый паровозик», символы для составления схемы предложения, грамматические таблицы, тетради, простые карандаши, диск с записью песни «Оранжевое небо».

Х О Д     З А Н Я Т И Я

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто подберёт и назовёт слово-рифмушку к слову, которое назову я.

Пирожки-флажки, гном-дом, жираф-шкаф, ракета – конфета и т.п.

2. Постановка  цели  занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране звуков нашей речи.

Я слышу позывные из космического пространства.

Кажется, к нам спешит наш друг Планетик. Давайте его встретим и послушаем, что он нам скажет.

Городие берята!

Дорогие ребята!

Мы данво джурим!

Мы давно дружим!

Зовьмите немя в шупетествие.

Возьмите меня в путешествие.

Чоху узичать рукссий ызяк.

Хочу изучать русский язык.

Чоху нипомать, ошт ыв горивоте.

Хочу понимать, что вы говорите.

Пасибос!

Спасибо!!!

Вы поняли, что сказал нам Планетик? Планетик не умеет говорить на родном нам языке, но очень-очень хочет научиться. Хотите,  я переведу вам то, что говорил Планетик?

Предлагаю нам отправиться в путешествие и взять с собой Планетика.

3. Совершенствование фонетико-фонологической компетенции.

- дидактическая игра «Собери слово» - выделить первый звук из состава предложенных слов, объединить их  и  назвать получившееся слово:

дверь, окна, мак  -  дом; лодка, утка, носки, астры  -  луна и т.п.;

- дидактическая игра  «Ожерелье слов» - преобразовать слово путём удаления, добавления или замены одного из звуков:

крот-кот-кит; овечка-свечка-Светка-ветка-сетка и т.п.;

- дидактическая игра «Внимательные ушки» - выделить и назвать звуки, которыми различаются слова:

коза-коса, полка-полька, шар-жар, щёчки-щётки и т.п.

- дидактическая игра «Весёлый паровозик» - упражнение в выделении первого и последнего звуков в слове:

семь-мел-лапоть-телефон-насос-сыр-робот-такси-индеец-цепь-петух-храм-мышь-шкаф-фантик-клей-йогурт

4. Музыкально-ритмическая пауза.

5. Подготовка к обучению грамоте.

- дидактическая игра «Шифровальщики» -  по заданному «шифру» составить слово с использованием грамматической таблицы:

 

5

Р

Л

С

А

В

4

Д

Е

Н

Ц

М

3

К

И

Г

П

Ж

2

З

О

Б

Ф

Ы

1

Ш

Т

Я

У

Х

1

2

3

4

5

- дидактическая игра «Гласные считаем, слоги определяем» - совершенствование слогового анализа и закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков:

Описание: ноты           Описание: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=364933830-22-72    Описание: http://www.ruskid.ru/uploads/posts/2008-12/1230060358_raskraska_rssrrrjosr_55.jpg     Описание: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=386878602-59-72&n=5       Описание: http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=307623052-27-72&n=5

 __________                __________                   _______              __________            _________

- дидактическая игра «Картинки объединяем, предложение получаем» - упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; упражнять в распространении предложения за счёт введения в состав предложения слов-признаков (определений).

- дидактическая игра «Дружба слов» - закрепить представление о порядке слов в предложении и смысловой нагрузке каждого члена предложения.

6. Дидактическая игра «Вспоминай и называй» - совершенствование долговременной памяти.

7. Итог занятия.

Планетик благодарит ребят за совместное путешествие и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Формирование фонетико-фонологической компетенции в старшей группе ОНР

Пособие предназначено для развитие фонематического слуха детей с ОНРПаровозик со строгим машинистом символизирует твёрдый ("строгий") , а с ласковым (добрым) - мягкий ("ласковый") согласный звук.При р...

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...