Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Зубавленко Елена Владиславовна
Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенних явлениях; • Познакомить детей с некоторыми видами деревьев; • Показать и назвать части дерева; • Закрепить знания детей о причинах листопада. Развивающие задачи НОД: • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью; • Развивать сенсорные способности детей. Воспитательная задача НОД: • Воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушивать педагога и товарищей; • Вызывать интерес к непосредственно образовательной деятельности; • Воспитывать бережное отношение к природе. Коррекционные задачи НОД: • Устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы; • Следить за речью детей; • Развивать общую и мелкую моторику; • Обогащать словарь детей; • Развивать направленную воздушную струю; • Развивать зрительное восприятие. Речевой материал: листопад, багряный, золотой, желто-коричневый, осеннее, кленовые, березовые, дубовые, каштановые, клен, береза, каштан, дуб, опадают, наступила, пожелтели, разноцветные, похолодало, корень, ствол, ветви и т.д. Программное содержание: 1. Уточнить представление об осени и ее признаках. 2. Расширить и активизировать словарь по теме. 3. Совершенствовать грамматический строй речи. 4. Развивать длительный плавный выдох. 5. Развивать связную речь. 6. Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику. 6.Развивать логическое мышление через игру . Подготовительная работа: • Беседа об осени, её признаках; • Ознакомление детей с частями дерева; • Проведение дидактических игр: «С какого дерева упал листочек», «Составление рассказа об осени по сюжетным картинкам»; • Разучивание стихов и загадок про осень; • Закрепление дыхательной и пальчиковой гимнастики; • Самостоятельное изготовление бус из ягод рябины детьми. Оборудование: картинки с изображением осеннего леса, картинки с изображением деревьев, части дерева, фонограммы песен:«Мелодия осени», «Звуки леса», искусственные листья, дерево, разрезные картинки, перечеркнутые картинки, мячи массажные (с шипами), пеньки. Время проведения: 25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrykrytoe_zanyatie_2013_na_rmo_gotovo.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность  в старшей группе

Тема: « Прогулка по осеннему лесу »

Обучающие задачи НОД:

  • Систематизировать знания детей об осенних явлениях;
  • Познакомить детей с некоторыми видами деревьев;
  • Показать и назвать части дерева;
  • Закрепить знания детей о причинах листопада.

Развивающие задачи НОД:

  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью;
  • Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательная задача НОД:

  • Воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушивать педагога и товарищей;
  • Вызывать интерес к непосредственно образовательной деятельности;
  •  Воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционные задачи НОД:

  • Устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы;
  • Следить за  речью детей;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Обогащать словарь детей;
  •  Развивать направленную воздушную струю;
  •  Развивать зрительное восприятие.

Речевой материал: листопад, багряный, золотой, желто-коричневый, осеннее, кленовые, березовые, дубовые, каштановые, клен, береза, каштан, дуб, опадают, наступила, пожелтели, разноцветные, похолодало, корень, ствол, ветви и т.д.

Программное содержание:

1. Уточнить представление об осени и ее признаках.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь.

6. Развивать  зрительное внимание, слуховое внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

6.Развивать логическое мышление через игру .

Подготовительная  работа:

  • Беседа об осени, её признаках;
  •  Ознакомление детей с частями дерева;
  •  Проведение  дидактических игр: «С какого дерева упал листочек», «Составление рассказа об осени по сюжетным картинкам»;
  •   Разучивание стихов и загадок про осень;
  •  Закрепление дыхательной  и пальчиковой гимнастики;
  • Самостоятельное изготовление бус из ягод рябины детьми.

Оборудование: картинки с изображением осеннего леса, картинки с изображением деревьев, части дерева, фонограммы песен:«Мелодия осени», «Звуки леса», искусственные листья, дерево, разрезные картинки, перечеркнутые картинки, мячи массажные (с шипами), пеньки.

Время проведения: 25 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент (2 мин.)

Дети входят в  зал под музыку, здороваются с гостями.

Логопед:

 - Ребята, посмотрите мы с вами попали в осенний лес. Давайте с вами прогуляемся по нему. Что находится справа от вас? (ручей). А что находится слева от вас (пеньки). Что вы видите впереди (Дерево).

2.Оснавная часть23 мин.

 - Ребята как вы думаете, какое сейчас время года? (осень)

- Правильно осень!

- А по каким признакам вы это поняли? ( На небе синие тучи, идут дожди, стало холодно, на деревьях листья стали золотыми, птицы улетают в теплые края и т.д.)

- Молодцы!

- Кто знает стихотворение про осень?( Ребенок рассказывает ребятам)

           * * *

Реже солнышко блестит

Теплыми лучами.

К югу стая птиц летит,

Расставаясь с нами.

Частый дождик за окном,

Небо тучкой плачет,

Листья желтые кругом:

Это осень, значит.

-Очень красивое стихотворение!

Дыхательная гимнастика «Листопад».

- Ребята, а вы знаете что такое листопад? (листопад ,когда с деревьев облетают листья).

- Давайте с вами сделаем в нашем лесу листопад(дети подходят к листочкам , под музыку начинают дуть).

- Какие вы молодцы!!

Артикуляционная гимнастика «Мостик», «Качели»

- Ребята давайте подойдем к лесному ручью( дети подходят). Как можно через него перебраться? (сделать мостик, перепрыгнуть)

- Давайте сначала язычком сделаем «Мостик» (дети под счет логопеда выполняют арт. гимнастику)

- Очень хорошо, а теперь давайте попробуем перепрыгнуть его. (дети под счет логопеда выполняют  арт. Гимнастику «Качели».

-Очень хорошо!

Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками! (дети встают в круг)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,                                             Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                                                          Загибают пальчики на обеих руках.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот березки золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.                                 Спокойно укладывают ладони на стол.

Логопед:

-Ой, ребята, посмотрите какие у девочек красивые бусы!

- Мальчики как вы думаете из чего они их сделали? ( из ягод рябины)

-Правильно ребята!!

-Посмотрите на экран (там изображено строение дерева ( рябины) - Корень, Ствол, ветки, листья, ягоды). Как вы думаете чего состоит дерево? ( из корня, ствола, веток, листьев, ягод)

-Подумайте, какая часть дерева меняется осенью? (дерево сбрасывает листву)

-Молодцы.

-  Давайте с вами посидим на пенечках и послушаем звуки леса. Что вы слышите? ( звучит вой ветра, шелест листвы, звук ручья, пенье птиц и т.д.)

Самомассаж массажными мячиками.

- Ребята посмотрите у нас гости, маленькие «Ёжики». Хотите с ними поиграть?:

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по ручке вниз бежит( по ножке вниз бежит)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда

Мне щекотно,  да,да,да!

Уходи, колючий ёж,

В темный  лес, где ты живешь!!

- Укатились наши ёжики в лес, и для вас новая игра.

-Озорник ветер сорвал листочки с деревьев и перемешал все. Помогите навести порядок в лесу и разложить к каждому дереву его листочки. К клёну - кленовые, к берёзе - берёзовые  и т.д. (Дети под музыку к каждой картинке дерева кладут листья).

-Молодцы. Хотите поиграть ещё?

Подойдите к пенечкам, на столах лежат задания. Сначала на картинке нужно найти спрятанный грибок, как только найдете, обведите его. Затем нужно собрать картинку из частей. Победит тот, кто выполнит задание быстрее всех! Победил (ла) ….

– Ребята ,послушайте загадку:

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

(белка)

-Правильно, а вот и она!( входит в зал под музыку белочка с корзинкой сладких орешков)

Итог :

Белочка: - Здравствуйте ребята! А, что вы здесь делали в нашем осеннем лесу? (мы гуляли, дули на листочки, отгадывали загадки, слушали звуки леса, помогали деревьям найти свои листочки и т.д.)

Белочка: - Раз вы были в нашем лесу, принимайте от меня подарки. (Белочка раздает из корзины сладкие орешки, дети благодарят и кладут их в свои сумочки ).

Логопед:- Ребята, вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?! ( ДА ).

- Посмотрите, в нашем осеннем лесу есть необычное дерево – это дерево желаний! По русским народным традициям вы можете сегодня повязать ленточки на его ветви, в знак благодарности тому месту, где вы находитесь, а также загадать самое заветное желание.  Я попрошу вас и гостей подойти  к нему ! (гости и дети подходят, завязывают ленточки, звучит музыка).

Дети уходят под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет с ОНР

сообщение для педагогов коррекционных групп...

Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная...

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста »

Консультация "Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста"...

Использование интерактивного метода работы с детьми «сторителлинг», как средство коррекции речи детей с ОВЗ

Помимо НОД по исправлению звукопроизношению используется такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как сторителлинг...

Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР

В связи со значительным ростом, речевой патологии актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию ...

РОЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Практическая значимость метода проектирования в развитии и коррекции речи детей младшего возраста...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....