Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе. (первый год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Щелкунова Елена Павловна

конспект логопедического занятия по теме: «Лексико-грамматические упражнения». (На основе работы по теме: «Домашние животные»). Данный материал будет полезен для учителей-логопедов средней группы первого года обучения. Материал направлен на закрепление знания детей о домашних животных и их детенышах, дифференцирование  понятия  домашних и диких животных,  упражнение  детей образовывать и употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа, развитие диалогической речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе.

Тема: «Лексико-грамматические упражнения». (На основе работы по теме: «Домашние животные»)

Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о домашних животных и  их детенышах.
  2. Дифференцировать  понятия  домашних и диких животных.
  3. Учить детей образовывать и употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
  4. Развивать диалогическую речь детей.
  5. Развивать координацию движений с речью.
  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:  Кукла Маша, предметные картинки домашних животных на  

                             каждого ребенка, картинки диких и домашних животных для            наборного  полотна, игрушки домашних животных, картинки дом животных и

                             их детенышей,  картонные лошадки и шнуровка, на каждого ребенка.

Ход занятия:

Речь и действия педагога

Речь и действия детей

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, к вам сегодня в гости пришла кукла Маша.

- Здравствуйте, ребята!

2. Основная часть.

1. Игра «Кто это»

- знаете, ребята у Маши много интересных игр, но прежде, чем с вами поиграть, Маша хотела бы узнать, умеете ли вы отгадывать загадки?

- у вас на столе есть картинки животных, назовите их.

- Это какие животные домашние или дикие?

- Правильно, а теперь слушайте загадки, кто угадает – поднимает картинку с отгадкой:

  • Голодная – мычит,

Сытая – жует,

Всем детям молоко дает.

  • Лает, кусает,

В дом не пускает?

  • Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьет,

Песенки поет.

  • Она большая, у неё есть грива, хвост, копыта.

-Молодцы, умеете отгадывать загадки!

2. Игра «Четвертый лишний»

(на наборном полотне)

- Маша принесла вам картинки, посмотрите, и назовите их?

- Посмотрите, правильно ли Маша подобрала картинки? Может здесь есть лишняя?

- Почему, ребята, волк?

- Правильно, а вот еще картинки, давайте их назовем.

- А здесь все правильно?

- Видишь, Маша, какие у нас ребята умные и внимательные.

  1. Игра «Кого не стало?»

- У Маши есть много друзей, посмотрите кто здесь:

- друзья любят играть в прятки, внимательно посмотрите и запомните, а теперь закройте глаза…, открывайте, кого не стало?

(поиграть 2 раза)

  1. Физ минутка

Му-му-му мычит корова,

Забодаю Катю с Вовой,

Вы не пейте молоко,

Убегайте далеко…

  1. Игра «Путаница»

- Представляете, ребята, Маша думает, что у всех животных есть рога и копыта.

У кошек есть рога?

- У собак есть рога?

- У лошадей есть рога?

- У кошек есть копыта?

- У собак есть копыта?

- А у кого есть рога? У кого копыта?

  1. Игра «Добавь словечко» (для сильной подгруппы)  договаривание предложений с опорой на иллюстрации.

- У Маши на картинках есть животные с детенышами. Я вам буду говорить предложение, а вы догадайтесь и добавьте тех, про кого я говорю

1. рано утром пастух гонит стадо…

2. на выставке много охотничьих…

3. на улице мы увидели…

  1. Пальчиковая гимнастика

- маша вам принесла лошадок, посмотрите, все ли у лошадки на месте, может чего–то не хватает?

- на тарелочке лежат шнурочки, давайте из них сделаем лошадке гриву и хвост.

  1. Итог

- Маше очень понравилось с вами играть, давайте попрощаемся с Машей.

- здравствуй, Маша!

- Умеем!

- Кошка, собака, лошадь, корова.

- Это домашние животные.

(поднимают картинки, на которой изображена корова)

(…  собака)

(… кошка)

(…  лошадь)

- Корова, лошадь, заяц, кошка.

- Да, есть, это заяц.

- Потому что заяц - это дик. животное, а корова, лошадь, кошка, - это домашние животные.

- Собака, лиса, кошка, корова.

- Нет, лишняя – лиса, потому что лиса - это дик животное, а остальные картинки это дом животные.

- Кошка, собака, лошадь, корова.

 - не стало кошки.

идут по кругу, сделав рога из указ пальцев.

Поворачиваются в круг, делают по два поворота

Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо

Разбегаются по кругу.

- у кошек нет рогов.

- у собак нет рогов..

- у лошадей нет рогов.

- У кошек нет копыт.

- у собак нет копыт

- рога есть у коровы.

- копыта есть коровы и лошади.

- коров и телят

- собак и щенят

- кошек и котят

- не хватает гривы,

- не хватает хвоста,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....