Авторский конспект занятия Тема: "Автоматизация звука "Ч". Насекомые.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гусельцева Анжела Георгиевна

1.       Тема. Звук [Ч]. Насекомые. 

                   Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [Ч].

2.                 Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Насекомые».
  • Развивать самоконтроль над собственной речью.

               Коррекционно-воспитательные.а

  •   Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  •   Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  •   Воспитывать любовь к природе.

                   Оборудование. План – схема для характеристики звуков; картинка  для слияния звуков; картинка Паровоз; коробка; конверт; банка с бумажными насекомыми;  медальончики в виде цветочков с                                   картинками в центре; цветы с полосками в центре для игры «Сколько слогов?»; картинки-гусеницы для  игры «Где спрятался звук?»;  пособие «гусеница» для звукового анализа на каждого ребенка.

План занятия.

I        Организационный момент.

1.  Загадка «Паровоз».

II      Основная часть.

2.  Артикуляционная гимнастика.

3.  Сообщение темы занятия. Характеристика звука.

4.  Автоматизация в слогах. Слияние слогов.

5.  Упражнение на развитие дыхания «Машинист».

6.  Упражнение на развитие общей моторики.

7. Игра: «Где спрятался звук Ч в слове».

8.  Игра: «Сколько слогов в слове?».

9.  Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»                                                                                   

10.  Игра «Звуки поймай звуки, и  слово называй» (ж-у-ч-о-к).                                                                                   

11.  Автоматизация звука в связной речи.

 Подведение итогов занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы.

Тема. Автоматизация звука [Ч]. 

Цели:

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [Ч].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Насекомые».
  • Развивать самоконтроль над собственной речью.

3.Коррекционно-воспитательные.а

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование. План – схема для характеристики звуков; картинка  для слияния звуков; картинка Паровоз; коробка; конверт; банка с бумажными насекомыми;  медальончики в виде цветочков с картинками в центре; цветы с полосками в центре для игры «Сколько слогов?»; картинки-гусеницы для  игры «Где спрятался звук?»;  пособие «гусеница» для звукового анализа на каждого ребенка.

План занятия.

I   Организационный момент.

1.  Загадка «Паровоз».

II   Основная часть.

2.  Артикуляционная гимнастика.

3.  Сообщение темы занятия. Характеристика звука.

4.  Автоматизация в слогах. Слияние слогов.

5.  Упражнение на развитие дыхания «Машинист».

6.  Упражнение на развитие общей моторики.

7. Игра: «Где спрятался звук Ч в слове».

8.  Игра: «Сколько слогов в слове?».

9.  Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»                                                                                    

10.  Игра «Звуки поймай звуки, и  слово называй» (ж-у-ч-о-к).                                                                                   

11.  Автоматизация звука в связной речи.

III  Подведение итогов занятия.

I Этап

1.Орг. момент.

Мы сегодня с вами отправимся на цветочную полянку, а чтобы узнать, на чем мы туда поедем, вы должны отгадать загадку.

В поле лестница лежит.

Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

II  Этап

2.Артикуляционная гимнастика.(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)

Если ты собрался в путь

То лопатку не забудь.

Чашку чтоб воды напиться.

Сладкое варение чтобы подкрепиться.

И гармошку чтоб повеселиться.

3.Сообщение темы занятия. 

-Какой звук издает паровоз, когда  движется?     Ч-ч-ч!

 Характеристика звука [Ч] по плану – схеме.

Согласный, глухой и  всегда мягкий!  Обозначать  его мы будем зеленым цветом.

Вот пришло время отправляться на цветочную полянку.                  

Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной. 

4. Упражнение на дыхание «Машинист».

И. п. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и проговаривая «ч-ч-ч» на выдохе. 

5. Автоматизация звука в слогах.

Ребята, почему-то паровоз дальше не едет, а я забыла нужно произнести волшебные слоги подружить гласные  звуки со звуком «Ч».

 А--------ч, у--------ч, о------ч, и---------ч. 

6.  Упражнение на развитие общей моторики.

Мы приехали на цветочную полянку.

Мы шагаем друг за другом 
Лесом и зелёным лугом. 
Крылья пёстрые мелькают, 
В поле бабочки летают. 
1.2.3.4.5 – закружились все опять 
Это – левая рука. 
Это – правая рука. 
Справа - шумная дубрава, 
Слева - быстрая река. 
Обернулись мы, 
И вот стало всё наоборот. 
Слева – шумная дубрава, 
Справа – быстрая река. 
Неужели стала правой .
Моя левая рука?

Дети встают за логопедом

Шаги на месте.

Машут рукам, как крыльями.

Хлопки в ладоши. Поворот 180°

Левую руку вперед перед собой

Правую руку вперед  перед собой

Левую руку отводим  в сторону

Правую руку отводим в сторону

Поворот 90 °

Левую руку отводим  в сторону

Правую руку отводим в сторону

Левую руку вперед

Правая руку вперед

Ребята посмотрите, что лежит на полянке. Это коробка, посмотрим, что в ней, здесь медальончики, коробочка и письмо.

Интересно от кого оно?

 Я  сейчас прочитаю его. 

От насекомых.

 Это письмо от насекомых, которые живут на этой полянке.

Один мальчик  поймал их и посадил в банку. И не отпустит их, пока мы не выполним его задания. Для  выполнения заданий  вам нужны будут медальончики. Это цветочки с картинкой в центре. А здесь еще один конверт, а в нем  первое задание.

Ну что ребята поможем насекомым?    

7.Игра: «Где спрятался звук?»

Вот первое задание.  «Где слышится звук Ч, найди и гусеницу подними». В названиях ваших картинок найдите, где спрятался звук Ч. (в начале, в середине или в конце слова) на цветочках сидят гусеницы. Найдите свою гусеницу.

(Дети определяют место звука «Ч»  в слове и находят свою гусеницу, потом называют слово и говорят, где слышится звук «Ч» и кладут гусениц на стол.)

Молодцы справились и этим  заданием.  А  здесь еще один конверт, а в нем  второе  задание.

8.Игра: « Сколько слогов в слове?»

  Вот второе задание.  «Сколько слогов в слове посчитай, и свой цветок поднимай».  Вы  должны посчитать, сколько слогов в названии вашей картинки  найти и поднять цветочек  с таким  же числом полосок.

(Дети считают, сколько слогов в названии картинки и находят свой цветочек, называют слово и говорят, сколько слогов в слове  и  кладут цветок на стол.)

Молодцы справились и с эти заданием. Откроем следующий конверт, а  в нем третье  задание.

Но  перед следующим заданием нам нужно сделать пальчиковую гимнастику.

9.Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»         

Дружно пальчики считаем-     Насекомых называем.               Бабочка, кузнечик, муха,        

Это жук с зелёным брюхом.       Это кто же тут звенит?                Ой, сюда комар летит!         

Сжимают  и разжимают пальцы Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращают мизинцем.

Прячут руки за спину.

10.Звуковой анализ слова. 

 В этой  коробочке спрятались звуки их нужно поймать и слово собрать, а потом   с этим словом  поиграть.

Игра «Поймай звуки и сложи слово» (ж-у-ч-о-к).

- Сколько звуков в этом слове?

- Назовите  гласные звуки.

- Назовите твердые согласные звуки.

- Назовите мягкие  согласные звуки

- Какой первый звук, последний, второй, третий, четвертый, пятый звук.

Звуковой  анализ слова. (Пенал «гусеница»)

Дети самостоятельно выкладывают символы.

Молодцы и с этим  заданием справились.  Вот еще один конверт, а в нем  написано, где спрятана банка.

Давайте  найдем, эту  банку с насекомыми.

Вот она. Ребята давайте же выпустим насекомых из банки, пусть летят на свою полянку.                                         

  11. Автоматизация звука в связной речи.

А чтобы насекомые  не расстраивались, мы прочитаем стихи.

Сел кузнечик на сучок,                       Бабочка несла в чуланчик

Подготовил свой смычок,                   Сумочку и чемоданчик.

Замечательно  играет                           А ворчливый сверчок

Утром солнышко встречает.               Бочку нес на чердачок.

                                 Жук увидел одуванчик

                               И прилег  как на диванчик.

Я думаю, что наши стихи насекомым  понравились.

 А нам  пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде, я хочу узнать,  хорошо ли  потупил этот мальчик что поймал и посадил  насекомых в банку?

-  Ребята, а что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой,  если исчезнут насекомые?                                          

Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

III Этап

-С каким звуком мы сегодня играли?

-А кому мы сегодня помогали?

Ответы детей.

-  Вот и  пришло время отправляться в детский сад. Я паровоз, а вы вагоны, вставайте за мной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

Конспект занятия по автоматизации звука (Р) в речи детей. Лексическая тема "Подводный мир"

Конспект занятия по закреплению лексического материала и совершествования речи детей  условиях логопункта....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....