Статя на тему: "Значение игры в работе учителя - логопеда ДОУ"
статья (логопедия) по теме

Шумал Ольга Николаевна

   Игра помогает сделать учебный материал учителя - логопеда увлекательным, вызывет у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №1597 структурное подразделение «Детский сад 326»

Статья на тему:

«Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ».

Подготовила:

учитель – логопед

Шумал ОН.

13.06.2014 г.

Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ.

           Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности.

           Не касаясь описания различных форм речевых нарушений у детей, хочется подчеркнуть, что при любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который явно бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Это необходимо для общего психического развития ребенка, для его успешного обучения в школе.

           Поэтому при организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи одновременно служит и формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности, причем каждое занятие кроме отработки техники речи одновременно ориентируется и на развитие коммуникативных возможностей детей.

           Отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания. Необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их речевую активность.Из этого же следует, что работа над речью должна проводиться в тесной связи с предметно-практической, игровой деятельностью детей, являющейся стимулом к развитию речи.

           Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребенок овладевает элементами абстракции. Он познает предметы окружающего  его мира и как бы овладевает ими. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развития себя как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

           Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой деятельности дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои умения и способности.

           Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

           Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны соответствовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться  со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, абстрагировать.

           В процессе игры интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

           Психологи установили, что усвоение детьми знаний начинается с материальных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений . Так, практические действия дети описывают словесно. Это отражает их взаимодействие с познаваемым ими материалом, то есть осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами  действия. Опора же на действия с предметами или их моделями, схемами постепенно сокращается, уходит.  Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная же форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

           Проведение игр с детьми, умелое руководство ими требует большого мастерства от ведущего – педагога. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет или задачу, поставленную в игре, распределить роль с учетом возможностей детей, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование согласно возрастным особенностям детей.

          Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель-логопед должен обратить на нее внимание.

           Вот некоторые рекомендации для организации речевых  игр и упражнений:

-        игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут);

-        они должны проводиться в неторопливом ритме;

-        игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей;

-        в игре должен присутствовать элемент соревнования;

-        выигравший должен быть отмечен;

-        в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности;

-        в процессе игры необходимо развивать у детей навыки контроля  за своей и чужой речью;

-        особое место в игре отводится учителю-логопеду. Он должен коррегировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.

         Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно условно разделить на 3 группы в соответствии с их целями:

  1. Обучающие игры. Это игры на развитие слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произнесение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах  и предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

2.        Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов. В данную группу мы определяем игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам, а также игры, формирующие понятия о форме геометрических фигур (круг, треугольник , квадрат, прямоугольник, овал);

3. Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи. Сюда входят игры, которые охватывают разные части речи простые предложения, простые распространенные предложения, предлоги в предложениях и т.д.

          Рекомендую каждую игру прикреплять к определенной лексической теме. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда"

Данная статья освещает эффективность использования ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ по трем направлениям: в работе с детьми, родителями и педагогами...

Статья: «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда по профилактике дисграфии»

Статья: «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда по профилактике дисграфии» рекомендована учителям -логопедам...

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...

статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».

Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием....