Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда"
статья по логопедии на тему

Давыдова Татьяна Николаевна

Данная статья освещает эффективность использования ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ по трем направлениям: в работе с детьми, родителями и педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal_statya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Актуальность использования ИКТ в практике учителя-логопеда.

В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности. Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Использование ИКТ в образовательном процессе

В своей деятельности я выделила три направления использования ИКТ в образовательном:

  • работа с детьми
  • работа с родителями
  • работа с педагогами

ИКТ в работе с детьми

Целью применения ИКТ в организованной деятельности детей является прочное запоминание материала, создание положительного эмоционального фона.

Задачи:

  • расширять словарный запас, представления об окружающем мире
  • расширять  зону ближайшего развития ребенка
  • способствовать  интеллектуальному и социальному развитию детей
  • мотивировать познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания и достижения положительного отношения к логопедической работе
  • развивать эмоционально-волевую сферу детей
  • побуждать к активной творческой деятельности
  • создавать положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.

Для решения данных задач я применяю различные формы использования ИКТ:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

  • электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.)
  • DVD, CD диски и аудиокассеты («Говорящий логопед», «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);
  • специальные обучающие компьютерные программы и игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Скоро в школу. Учимся говорить правильно», «Скоро в школу. Игродром», «Играем и учимся. Развитие речи для малышей», «Нескучные уроки», «Развивающие игры. Логика. Внимание. Память», «Я думаю», «Маша и медведь», «Баба Яга учится читать», «Игры для тигры», «Домашний логопед», и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

  • игры, презентации на сайтах www.logozavr.ruviki.rdf.ru
  • игры на развивающем портале Мерсибо

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в  Microsoft PowerPoint.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

5. Использование интерактивных технологий Mimio

6. Использование технологий БОС-дыхание и БОС-здоровье

Предоставляющиеся возможности:

  • повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации)
  • улучшение речевого продуцирования
  • расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов
  • повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала)
  • повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная)
  • активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук
  • формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития
  • создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности
  • реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения)
  • возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности)
  • совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни)
  • подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях
  • предупреждение нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний
  • нормализация речевого дыхания
  • укрепление центральной нервной системы ребенка, оздоровление организма в целом
  • повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем

ИКТ в работе с родителями

Формы использования ИКТ:

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.

Предоставляющиеся возможности:

  • нахождение на сайтах необходимых информационных материалов
  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями (собрания, консультации, мастер-классы и тренинги, открытые мероприятия и праздники)
  • самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения
  • консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета

ИКТ в работе с педагогами

Формы использования ИКТ:

1. Сетевое общение

2. Использование информационных интернет-ресурсов 

3. Создание собственного мини-сайта на НС портале, ведение странички на сайте ДОУ

Предоставляющиеся возможности:

  • обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты
  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций
  • обучение на вебинарах и дистанционных курсах повышения квалификации

В результате работы по внедрению информационных технологий отмечены преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

  • ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей
  • Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн
  • Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы)
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности


Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  • Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация)
  • Подбор дополнительного познавательного материала
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
  • Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний

Преимуществом ИКТ для логопедической практики является: 

  • использование игровой формы обучения
  • полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов
  • дифференцированный подход к обучению
  • объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов
  • повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты)
  • формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
  • активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе
  • экономия временных ресурсов

Проблемы использования компьютерных технологий в непрерывно-образовательной деятельности.

ИКТ позволяет выполнять определенную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, НО НЕ ПОДОРВАТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА!

Применяя ИКТ в образовательном процессе нельзя также забывать о том, что мы общаемся с детьми, и для них нужно ЖИВОЕ общение! ВАЖНО не подменить его общением с компьютером и не превратить его в технический практикум.

Ошибки применения ИКТ в ходе НОД

  • недостаточная методическая подготовленность педагога
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • бесплановость
  • неправильная продолжительность работы с компьютером (частота и время)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Внедрение информационных технологий в работу учителя-логопеда является в настоящее время актуальным направлением. Данная статья освещает эффективность использования презентаций, компьютерных игр в сов...

Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фо...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Информационно-коммуникационные технологии учитель-логопед может использовать- в научно-методической деятельности учителя-логопеда;- в коррекционно-развивающей работе с детьми;- во взаимодействии с пед...

Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компет...

Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»

В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда(из опыта работы)...