Конспект занятия "Дифференциация звуков [c] - [ш]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пичугина Людмила Владимировна

Цели:

 

1.     Развитие фонематического слуха: закрепление умения дифференцировать звуки «С» и «Ш» по акустическим    признакам.

 

2.    Обучение детей дифференцированному произнесению звуков    «С» и «Ш» на материале слов и предложений. 

 

3.    Развитие навыков звукового анализа и синтеза:          определение  позиции   звуков  «С» или «Ш» в слове.

 

4.    Развитие психологической базы  речи:

 

·        довести   объём   линейной  зрительной памяти до 6 единиц;

·        развитие мышления – формирование операции обобщения   (по фонематическому признаку).

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.doc823 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Учитель-логопед: Пичугина Людмила Владимировна

 

 

 

Цели:

  1.  Развитие фонематического слуха: закрепление умения дифференцировать звуки «С» и «Ш» по акустическим    признакам.

  1. Обучение детей дифференцированному произнесению звуков    «С» и «Ш» на материале слов и предложений.  

 

  1. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:          определение  позиции   звуков  «С» или «Ш» в слове.

  1. Развитие психологической базы  речи:

  • довести   объём   линейной  зрительной памяти до 6 единиц;
  • развитие мышления – формирование операции обобщения   (по фонематическому признаку).

     

 

Оборудование:

Предметные картинки и игрушки в названии которых есть звуки «С» и «Ш»,  «Волшебный мешочек».

Словарный материал:

Слова со звуками «С» и «Ш» в начале, середине и конце слова, слова-паронимы.

Ход занятия:

Организационный момент.

 

- Давайте вспомним, что мы изучаем на занятии «грамота»?

- Чем отличается звук от буквы?

- Теперь повторите вместе: буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.

     

  • А сегодня на занятии мы будем различать  звуки, а какие вы догадаетесь сами.

    Я назову картинки, а вы подумайте, какой общий звук слышится в этих              словах.

  (Оса, лес, суп,  – звук «С»; шуба, мышь, уши – звук «Ш»)

 Актуализация опорных знаний.

1.   Дифференциация «С» – «Ш» по месту образования.

- Давайте вспомним, что делают язык и губы когда произносим звуки «С» -«Ш»?

а) Что общего у этих звуков? – «Во рту есть преграда – они согласные, голосок молчит – глухие, оба звука – твёрдые».

б)  Чем отличаются? – « При произнесении звука «С» - язык опускается вниз,

и воздушная струя – узкая и холодная. А  при произнесении звука «Ш» - язык поднимается вверх, воздушная струя – широкая и тёплая».

  • А есть ли у них мягкие пары? – У звука «С» – есть, а у «Ш» – нет.

Основная часть.

1. Развитие фонематического слуха.

 Ребята, а зачем необходимо правильно произносить звуки «С» и «Ш»?      (анализ слов – паронимов)

 - Послушайте слова: миска – мишка. – «Изменился только один звук – и изменилось всё слово».

 - А что произойдёт с предложением, если изменить один звук? (На столе стоит миСка. В лесу живёт миШка.)  - «Предложение изменится, потеряет смысл».

  1.  Дифференциация звуков «С» - «Ш» в словах.

а) Игра «Насос-змея»

- Произнесите звук «С» и скажите, какое звучание он напоминает? (Выставляется зрительный символ – насос)

  • А теперь произнесите звук «Ш» – какое звучание он напоминает?

(выставляется зрительный символ – змея)  

-  Сейчас, я буду называть слова, а вы  поднимите  соответствующий символ, когда  услышите  звук «С» и «Ш»:

   Слова: машина, шишки, носки, шапка, колос, краска, собака, мышка, стул, шуба, миска, лес, крыша, санки.

б)   Игра «Чьи вещи?»

Этого мальчика зовут Паша, а эту девочку – Соня. Дети перепутали свои  вещи. Давайте мы им поможем их разобрать. Вещи Паши – со звуком «Ш», Сони – звуком «С».

  • Назовите вещи и распределите картинки с изображением вещей под картинками с изображением детей.

Слова:  рубашка, шорты, шапка, шарф, шуба; сапоги, косынка, сарафан, свитер, сандалии.

3. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие тактильных ощущений

 а)  Игра «Чудесный мешочек»

 - В этом волшебном мешочке лежат разные предметы. Ощупай предметы  и назови их, потом достань из мешочка, проверь правильность ответа, и определи какой звук есть в названии предмета: «С» или «Ш» и в какой позиции (в начале, в середине или в конце слова)

 

Предметы: страус, совочек, шнурок, карандаш, чашка, ракушка, салфетка, мишка, матрешка, погремушка, самолетик, бусы, лошадка, собака, фломастер, соска.

б) Игра «Отгадай слово»

Логопед называет слово не произнося первый или последний звук, предлагает ребенку определить какой звук пропущен «С» или «Ш» и проговорить слово полностью.

Слова: шапка, санки, шуба, сумка, сова, шайба, сок, душ, суп, шум, квас,  ананас, камыш, компас, нос.

  4. Дифференциация «С» – «Ш» в предложениях  (парные картинки со   словами-паронимами)

  • Однажды дети шли из библиотеки и попали под дождь. Книжка намокла и  в ней пропали некоторые слова.  Помогите детям, вставьте  нужные слова. Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте:

  • Мама сварила вкусную…(кашу). Деньги платят в … (кассу).
  • Даша катает …(мишку). Муку насыпали в … (миску).
  • В сарае протекает … (крыша). В подвале завелись …(мыши).
  • Малыш ест вкусную … (кашку). Солдат надел на голову … (каску).

5. Развитие линейной памяти.

Игра «Кого/ чего не стало?»

- Что нарисовано на картинках? На какие 2 группы можно их разделить?  ( в помощь выставляются символы).

-  закрой глаза и скажи, что изменилось? Чего не стало? (переворачиваются  карточки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук «Ш» /«С»).

 Слова: лиса, свёкла, груша, слон, шар, карандаш.

б)  Игра «Четвертый лишний»

  • Назовите картинки. Что лишнее? Почему? Как назвать одним словом оставшиеся картинки?

Слова:   Автобус, троллейбус, самосвал, шар

         Шапка, шуба, шарф, бусы

         Кукушка, синица, стрекоза, сорока

         Сковорода, кастрюля, стакан, шкаф

 Итог занятия.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Какие звуки сегодня различали на занятии?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...