перспективное планирование по развитию навыков языкового анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Сабсай Елена Леонидовна

Планирование занятий по развитию наыков языкового анализа и синтеза в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза.

Старшая логопедическая группа, 1-ый год обучения.

Сентябрь.

Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

  1.  Квартал (октябрь, ноябрь, декабрь).

Октябрь.

  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков

(звучащие игрушки, предметы, хлопки).

  1. Развивать слуховое восприятие на материале неречевых звуков.
  2. Упражнять  в воспроизведении различных ритмических рисунков.
  3. Учить различать звукокомплексы по тембру и громкости.
  4. Учить самостоятельно, произносить звукокомплексы с различным тембром и громкостью.
  5. Учить дифференцировать на слух правильно и неправильно произнесённые слова.
  6. Учить детей выделять гласные (а, о, у, и) на фоне других звуков.
  7. Учить детей выделять гласные (а, о, у, и) на фоне слова.
  8. Учить детей выделять ударный гласный в начале слова, затем безударный.
  9. Проводить анализ и синтез звукосочетаний ау, ау и т. д.

Ноябрь.

  1. Учить подбирать слова в рифму.
  2. Учить воспроизводить слоговые ряды со сменой ударного слога.
  3. Учить воспроизводить слоговые сочетания с одним согласным и разными гласными звуками.
  4. Учить подбирать слова на гласные звуки.
  5. Продолжать закреплять умение определять наличие звука в слове (на материале изученных звуков).
  6. Учить определять конечный гласный в словах.
  7. Дать представление о гласных и согласных звуках, и их различиях.
  8. Учить выделять согласные  «п», «т» из ряда звуков, затем из ряда слогов.
  9. Учить выделять из слова первый и последний согласный (на материале изученных звуков).
  10. Учить проводить анализ и синтез обратного слога типа АП (на материале изученных звуков).
  11. Дать понятия: звук, гласный, согласный, слово.

Декабрь.

  1. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками.
  2. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по звонкости \ глухости  (сначала по 2 слога, потом по 3).
  3. Закрепить понятия:  начало, конец слова. Дать понятие: середина слово.
  4. Познакомить детей с согласными звуками «н», «м», «к».
  5. Учить определять место звука в слове: начало, середина, конец.
  6. Учить детей проводить анализ и синтез прямых слогов типа: ПА.
  7. Учить детей проводить полный звукобуквенный анализ слов типа: кот.
  8. Дать понятие: предложение.

  1. Квартал (январь, февраль, март).

Январь.

  1. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по мягкости \ твёрдости.
  2. Учить детей воспроизводить слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков.
  3. Дать понятие: твёрдый - мягкий согласный звуки.
  4. Познакомить детей с согласными звуками: «б», «д» и их мягкими вариантами.
  5. Учить детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в изолированном положении, в слогах.
  6. Продолжать совершенствовать навык определения места звука в слове.

Февраль.

  1. Учить детей воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными.
  2. Познакомить  детей с согласными звуками: «г», «ф», «в», «х» и их мягкими вариантами.
  3. Продолжать дифференцировать изученные твёрдые и мягкие согласные в слогах и словах.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Учить детей полному звукобуквенному анализу слов типа: осы, мак, нога, вата.
  6. Дать представление о гласных звуках, как слогообразующих.
  7. Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трёхсложных слов. Ввести понятие: «слово», «слог».
  8. Ввести понятие: «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.

Март.

  1. Учить детей воспроизводить слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
  2. Познакомить детей с согласными звуками «с», «з» и их мягкими вариантами, гласным звуком «ы».
  3. Упражнять детей в определении места звука в слове, на материале пройденных звуков.
  4. Учить детей полному звукобуквенному анализу слов типа: стол, каток.
  5. Продолжать дифференцировать изученные согласные.
  6. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
  7. Закреплять навыки слогового анализа слов.
  8. Закреплять навыки анализа предложений без предлогов.
  9. Познакомить детей с некоторыми правилами правописания:

Раздельное написание слов в предложении;

Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных;

            Точка в конце предложения.

  1. Учить детей составлять детей графические схемы предложений.
  2. Закреплять понятия: «звуки: гласные – согласные, твёрдые – мягкие», слово, предложение.

  1. Квартал (апрель, май, июнь).

Апрель.

  1. Закреплять представления о гласных и согласных звуках и их признаках.
  2. Продолжать детей с согласными звуками: «ш», «ж».
  3. Дать понятие: «согласный: звонкий - глухой».
  4. Закреплять умение детей определять место звука в слове (на материале изученных звуков).
  5. Совершенствовать навык звукобуквенного анализа пройденных типов слов.
  6. Познакомить детей с правилом правописания: ши - жи.
  7. Закреплять навыки слогового анализа.
  8. Познакомить детей с простыми предлогами: на, под, в.
  9. Закреплять навыки анализа предложений без предлогов и простыми предлогами.

Май.

  1. Уточнить и закрепить представления о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твёрдости – мягкости согласных.
  2. Познакомить детей с гласным звуком «э». Учить определять его место в слове.
  3. Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализа.
  4. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове (начало, середина, конец слова).
  5. Закреплять навык слогового анализа.
  6. Закреплять навыки анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Июнь.

Закреплять изученный материал на индивидуальных занятиях.

Подготовительная логопедическая группа, 2-ой год обучения.

Сентябрь.

Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

  1. Квартал (октябрь, ноябрь, декабрь).

Октябрь.

  1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках и их признаках.
  2. Упражнять детей в дифференциации пройденных звуков.
  3. Упражнять детей в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  4. Закрепить умение выделять звук из слова. Определять место звука в слове.
  5. Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализы слов типа: слон, мост, лист, блин, каток.
  6. Закрепить навыки слогового анализа слов.
  7. Закрепить навыки анализа предложений без предлога и предложений с простыми предлогами, составлять их графические схемы.

Ноябрь.

  1. Закрепить представление детей о твердости – мягкости согласных, дать понятие звонкости – глухости.
  2. Продолжать совершенствовать навык звукобуквенного анализа  слов.
  3. Познакомить детей с согласным «й», учить определять место этого звука в слове, упражнять в подборе слов с этим звуком.
  4. Закрепить навыки слогового анализа слов.
  5. Продолжать изучать простые предлоги, учить анализировать предложения с ними и составлять их графические схемы.

Декабрь.

  1. Упражнять детей в различении твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.
  2. Познакомить детей с j-тированными гласными (е, е, ю, я).
  3. Учить детей проводить полный звукобуквенный анализ слов типа: кошка, мишка, Наташа.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

  1. Квартал (январь, февраль, март).

Январь.

  1. Продолжать упражнять детей в различении согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.
  2. Продолжать детей знакомить с j- тированными гласными. Познакомить с ролью j-тированных гласных в смягчении согласных.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Февраль.

  1. Познакомить детей с согласными звуками «ц», «ч», «щ».  Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
  2. Продолжать учить детей дифференцировать согласные звуки по изученным признакам.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа предложений без предлога и предложений с изученными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  8. Познакомить детей с правилами правописания: ча-ща, чу-щу.

Март.

  1. Познакомить детей с согласными звуками «л», «р» и их мягкими вариантами. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
  2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина.
  3. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  4. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  5. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  6. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  7. Учить детей анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  8. Закрепить знания известных правил  правописания.

  1. Квартал (апрель, май, июнь).

Апрель.

  1. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
  2. Сформировать у детей представление о том, что буквы «ь» и «ъ» не обозначают звуков.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  5. Закрепить умение детей подбирать слова на заданный звук.
  6. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  7. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  8. Учить детей анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  9. Закрепить знания известных правил  правописания.

Май.

  1. Совершенствовать навык определения места звука в слове.
  2. Совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук.
  3. Совершенствовать у детей навык полного звукобуквенного анализа слов.
  4. Продолжать учить детей дифференцировать гласные и  согласные звуки по изученным признакам.
  5. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  6. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  7. Совершенствовать навык  анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  8. Закрепить знания известных правил  правописания.

Июнь.

Закреплять весь изученный материал на индивидуальных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Презентация "Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть  навыками простого анализа и синтеза.Для этого необходимосформировать у дошкольников фонематическое восприятие.Вся система логопедической ...

Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников

В содержании разработки представлен комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков язык...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Трудности усвоения навыков языкового анализа и синтеза, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование навыков языкового анализа и синтеза должно осуществляться на уровне слова и предложения, слога, фонемы.Самой сложной формой языкового анализа и синтеза является полный фонематический анал...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений

В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...