Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «В гости к королеве Вкусноежке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Куликова Марина Владимировна

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

«В гости к королеве Вкусноежке»

                    

Вид занятия: лексико-грамматическое

Специфика обучаемых: подгруппа детей с ОНР третьего уровня имеющих ЗПР,  страдающих ДЦП.

Возраст: 6 лет

Программа: Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников»

Источники:

1.      Л.Н Смирнова «Логопедия в детском саду»

2.      О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»

3.      Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»

 

Цель занятия: учить детей отрабатывать в практическом плане навыка образования относительных прилагательных на основе лексической темы «Продукты питания»

 

Задачи:

1.      Закрепить знания детей  по теме «Продукты питания»

2.      Развивать навык речевого внимания и мышления на основе игровых упражнений

3.      Закреплять навык использования в речи относительных прилагательных

4.      Развитие зрительного восприятия на основе использования современных коммуникативных технологий.

5.      Развивать координацию речи с мелкой и общей моторикой на основе пальчиковых игр  и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

«В гости к королеве Вкусноежке»

Вид занятия: лексико-грамматическое

Специфика обучаемых: подгруппа детей с ОНР третьего уровня имеющих ЗПР,  страдающих ДЦП.

Возраст: 6 лет

Программа: Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников»

Источники:

  1. Л.Н Смирнова «Логопедия в детском саду»
  2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»
  3. Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»

Цель занятия: учить детей отрабатывать в практическом плане навыка образования относительных прилагательных на основе лексической темы «Продукты питания»

Задачи:

  1. Закрепить знания детей  по теме «Продукты питания»
  2. Развивать навык речевого внимания и мышления на основе игровых упражнений
  3. Закреплять навык использования в речи относительных прилагательных
  4. Развитие зрительного восприятия на основе использования современных коммуникативных технологий.
  5. Развивать координацию речи с мелкой и общей моторикой на основе пальчиковых игр  и упражнений.

Оборудование:

Мультимедийный проектр, «пирожки» из поролона для массажа кистей и пальцев рук, разрезная картинка из 4 частей, крупа (манная, рисовая, гречневая), заготовки основы из фетра на липучках, кастрюля, кружка, пирог, фрукты, овощи, продукты питания)

Предварительная работа:

Беседа о продуктах питания и их роли в жизни человека.

Ход занятия

Логопед: Логопед приветствует детей

Психогимнастика:

Ребята, сейчас, давайте встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. (закройте глаза и представьте себе, вы ловите мяч, а он «теплый», Своим теплом он излучает добро, а мы должны его передать людям, которые держат его в руках. (сделаем это?) а для этого Мы будем передавать его с улыбкой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом.

Раздаётся звонок ( на мультимедийном проекторе появляется конверт с письмом)

Логопед: Ребята, посмотрите, нам по электронной почте пришло письмо, сейчас мы  его прочитаем! (логопед читает содержимое письма)

 Логопед: Ребята, кто прислал нам письмо? Для чего?

Нам его прислала Королева – Вкусноежка, для того, чтобы пригласить нас в королевство вкусной и здоровой пищи на конкурс поваров. (желательно превращение детей в поварят, одев на них поварские шапочки, но для этого нам необходимо выполнить несколько испытаний. Все готовы?

Логопед: Ребята, посмотрите на экран (картинка изображающая профессию повара), кто изображён на картине. Что он делает? (логопед ведёт беседу, выслушивает ответы детей)

Логопед: Ребята, я вам предлагаю сегодня побыть в роли поварят, а для того, чтобы быть на них похожими мы наденем поварские шапочки.

Логопед ведёт беседу с детьми.

Логопед: Скажите, кто-нибудь из вас видел, как делаются пирожки. А хотите самим их напечь? А какие продукты для теста нам понадобятся, а что понадобится для  начинки? Кто с какой начинкой любит пирожки? Тогда приступаем к работе! Помоем ручки под теплой водой? (имитация мытья рук). Вытрем ручки (имитация вытирания рук). Замесим тесто? (повторяйте за мной движения и слова) 

1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Дети: Тесто мнём, мнём

Тесто жмём, жмём

Тесто мы месили.

Пирожки слепили.

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп,

Есть с капустой пирожок,

С мясом и картошкой.

 Я повидло положу

В тесто, в серединку.

Всех друзей я угощу

Сладкою начинкой.

 Логопед. А теперь каждый выбирает себе начинку,  ( дети берут муляжи фруктов, овощей, рыбы и кладут в пирожок – разрезанную пополам губку) и нам расскажет с какой начинкой у каждого пирожок. А теперь пусть кто-нибудь опишет начинку своего пирожка, а мы попробуем угадать.

  • У моего пирожка начинка из рыбы – это пирожок с  рыбной начинкой;
  • из фруктов – с фруктовой начинкой;
  • из моркови – с морковной начинкой;
  • из мяса – с мясной начинкой;
  • из овощей – с овощной начинкой;
  • из грибов – с грибной начинкой;
  • из яблок – с яблочной начинкой.

2. Ответы на вопросы логопеда.

Логопед. Ребята, мы с вами испекли вкусные пирожки, а что ещё можно испечь? Называем, загибаем пальчики на правой руке (блины, хлеб, булочки, печенье). А какой самый главный продукт необходим для приготовления этих изделий.

Дети. Мука

Логопед. Продукты из муки какие?

Дети. Мучные.

Логопед. А королева Вкусноежка предлагает вам угадать, какое изделие из муки она больше всего любит. Вам интересно узнать? А для этого соберите изображение, соединив правильно части картинки (дети на полу собирают большую разрезную картинку). Что же  любит Вкусноежка?

Дети. Торт

Логопед. А вы? (выслушиваются ответы детей)

Логопед. Ребята, отгадайте загадку:

"Жидкое, а не вода, белое, а не снег" (показать стакан с молоком)

Дети. Молоко.

Логопед. Давайте назовем продукты из молока. Называем, загибаем пальчики на левой руке.

Дети. Из молока делают творог, масло, кефир

Логопед. Продукты из молока как называются?

Дети. Молочные.

3. Беседа о значении продуктов питания для человека. (обыгрывается  на экране) Логопед. «….Ой, посмотрите, кто к нам пришел? (на картинке худой мальчик)

Логопед. А теперь послушайте стих

Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей, 
Падает от слабости,
А любит только сладости.

Логопед. Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?

Дети. Потому что ничего не ел.  Потому что человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут.

4. Грамматические упражнения. Образование относительных прилагательных

Игра "Что приготовить?"

Логопед: Ребята, давайте попробуем для Мити сварить вкусную кашу. (Перед детьми тарелочки с крупой: рис, манка, гречка, дети их трогаю, описывают форму, цвет). Дети рассматривают и называют крупы. Идёт беседа - если каша из пшена, то она какая?....(пшенная) и тд.

Логопед:   А если эти каши будут сварены на молоке, то они какие? (молочные)

Логопед:   А теперь попробуем сварить кашу для Мити. Но для этого вы должны с закрытыми глазами, выбрать и определить из какой группы вы будете её варить.

Логопед выставляет на стол мешочки с крупой, дети выбирают мешочек, ощупывают крупу и отгадывают, при этом произносят: « Я сварю кашу из пшена, угощу Митю  пшенной кашей…» и тд.

 

5. Подбор обобщающего слова

Логопед. Так с какими продуктами мы сегодня встретились?

На экране показываются картинки с продуктами, ребёнок должен их отгадать и назвать одни словом.

Картинки 1 слайда:

Дети. Молоко, сыр, йогурт

 Логопед. Это продукты какие?

 Дети. Молочные

Картинки 2 слайда:

Дети. Хлеб, батон, булочка

Логопед. Это продукты какие?

Дети. Продукты мучные

Картинки 3 слайда:

Дети. Колбаса, котлета, сосиски  

Логопед. Это продукты какие?

Дети. Мясные

Игра «Четвёртый лишний».

Логопед: вам как поварам принесли подносы с продуктами. Посмотрите и определите, какой продукт здесь «лишний». Объясните свой выбор.

Детям показывают поднос с продуктами

  • 3 молочных продукта – 1 мясной.
  • 3 мучных продукта – 1 молочный.

Дети отгадывают и объясняют свой выбор.

Физкультминутка:

Логопед: Ребята, а вы любите сладости. А какие они бывают? А как выдумаете, их можно много есть? Почему? Ребята, а как называют людей, которые едят много сладостей?

Дети. Сладкоежки.

Логопед: А теперь я на минутку предлагаю отправиться в страну сладкоежек и немного отдохнуть.

Звучит весёлая песня «В мире будет много радости, если будет много сладостей». Дети повторяют движения за педагогом.

Логопед - Ребята, вы помните, что содержалось в письме королевы? О чём мы сегодня с вами беседовали? Логопед вместе с детьми повторяет названия продуктов (молочные, мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья человека и всех людей.

 Логопед: Ребята, мы с вами и подошли к самому интересному. Сделаем  сюрприз для королевы, приготовим обед со своим другом. Но для этого, нужно разделиться на команды по 2 человека. Сегодня вы попробуете приготовить обед для королевы. Но каждая команда будет готовить своё блюдо. Давайте выберем, кто, что будет готовить.

        Дети выбирают и выполняют задание.(перед детьми лежат силуэты кружек, кастрюль и пирогов из фетра, а также различные продукты вырезанные из этого материала, с обратной стороны к ним приклеена липучка. Для компота дети собирают ягоды, фрукты, для супа овощи и тд, пирог украшают различными продуктами. Затем дети объясняют, из чего состоит их блюдо, и соответственно называют его - фруктовый компот, свекольный суп, грибной пирог и тд.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, доказали королеве, что мы много знаем о продуктах и их роли для жизни человека. Приготовили вкусный обед для неё

Логопед: Дети, а что вам больше всего сегодня понравилось, или может быть кому-то что-то не понравилось? Какое у вас настроение от нашего занятия? (проводится рефлексия)

Логопед: А королева вам тоже приготовила сюрприз - шоколадные медали.

Логопед детям вручает медали, и дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Имена собственные и их уменьшительные формы. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения"

Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 5-6  лет, воспитывающихся в условиях специальной группы. Продолжительность занятия составляет в среднем 20-25 ми...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Наши любимые домашние животные»

- уточнить и систематизировать знания детей : о названиях домашних животных и их детенышей ; о месте их содержания ; о пользе домашних животных.- активизировать словарь детей словами , обозначающими и...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Относительные прилагательные»

Цели:  - образование и употребление относительных прилагательных от названия ткани;- закрепление представлений о тканях;- установление причинно-следственных связей;- развитие связной устной ...