Перспективный план по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР, НВОНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Старостина Марина Александровна

Предлагаю вашему вниманию подробный авторский перспективный план по подготовке детей к обучению грамоте  в подготовительной группе для детей с ФФНР, НВОНР.

Занятия расчитаны 2 раза в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл перспективный план по грамоте65.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Перспективный план

по подготовке  к обучению грамоте в подготовительной группе

Месяц

Тема

занятия

Формирование фонематического слуха, развитие

речевого внимания.

Звуко-слоговой анализ, грамота

Структура родной речи

Лексико-грамматический строй речи

Развитие общей,

мелкой, артикуляционной моторики (динамические паузы)

Домашнее задание

(упражнения для закрепления материала)

Сентябрь

1  занятие

 Устная речь.

Культура общения.

Узнавание речевых звуков  на слух из потока неречевых,

Определение на слух границ предложения

Понятия: « текст», «предложение»

Коллективный рассказ на тему осень

Пальчиковые динамические игры «Ладошки вверх  - вниз -на бочок- в кулачок»,  «ладонь-кулак»

Составить связный рассказ на тему: «Как я провёл лето».

2  Занятие

Предложение.

Знаки препинания.

Определение на слух  интонации предложений (повествовательное, восклицательное, вопросительное)

Понятия «предложение»,

Знакомство с графической схемой предложения,

«знаки препинания»

Составление  разных предложений по типу

Высказвания,  исправление предложений с нарушенной грамматической структурой в игре: «Незнайкины предложения».

Зарисовка в тетради схем предложения, штриховка знаков препинания.

Составить как можно больше предложений вопросительных  о школе ( чем занимаются дети на перемене в школе?..)

3  занятие

Знакомство со слово

Определение на слух живых и неживых предметов в игре «живой - неживой», игра на внимание «ухо-нос-рот».

Понятие «слова-предметы»

Совершенствование связной речи при ответах на вопросы о человеке и животных

Изображение животных телодвижениями,

Штриховка  неживых предметов в тетради.

Подобрать слова- предметы, которые нельзя потрогать (любовь, вера, ласка, радость, счастье…)

4занятие

Слова-действия

Развитие слухового внимания в игре «пожалуйста»

Понятия «предложение», «слово», «крылатые выражения»

Подбор слов- действий по смыслу в предложениях в игре «закончи фразу»

Игра  «делай всё наоборот»

Подобрать слова-предметы  к словам-действиям в игре о животных  «кто ползает, кто летает, кто прыгает»

5  занятие

Слова-признаки

Узнавание на слух слов - признаков в игре  «поймай слово-признак»

Понятие «слово-признак»

Подбор слов - признаков игре «смысловые цепочки»,

Словообразование слов-признаков в игре  «Что из чего»

Пальчиковая игра «Пять пальчиков»

Работа в тетради «нарисуй помидор меньше огурца, огурец больше моркови»

Подобрать как можно больше слов-признаков к слову-предмету «осень»( золотая, овощная, солнечная…)

6 занятие

Деление слов на слоги

Определение на слух слов, слогов.

Понятия : «звук», «слово», «слог»

Разучивание считалки про верблюдов

Пальчиковая игра «апельсин»

Составить слоговую схему своего имени

7 занятие

Слоги. Ударение

Дать представление об ударном слоге, способах его определения; работа со слогоударными схемами

Узнавание на слух  слов с правильным ударением

Понятия : «звук», «слово», «слог», «ударный слог»

Пересказ истории про волшебника Ударения с помощью вопросов

Отстукивание слов хлопками

Составить предложения со словами –паронимами

«вилки-вилки, замок-замок. кружки-кружки.

8 занятие

Формирование представления о звуках

Узнавание неречевых звуков (аудиозапись животных, воспроизведение за ширмой различных шумов, звуков)

Понятия :«неречевой звук, речевой звук»

Знакомство с органами речи: губы. Зубы. Язык, голос)

Договаривание предложений  подходящим словом  в игре «Подскажи словечко»

Зарисовка под музыку  картин, предметов. (перевод из слышимого в видимое)

Вспомнить, какие звуки можно услышать  в квартире.(телефонный звонок, скрип двери, свист  чайника, шипение на сковородке, шум пылесоса)

октябрь

9 занятие

Знакомство с алфавитом.

Письменная речь.

Буква А

Подбор слов со звуком «А», определение позиции звука «А» в слове

Понятия : «согласный звук», «гласный звук», «алфавит».

Буква «заглавная», «строчная».

Знакомство с союзным словом  «А»

Работа в тетради : Пропись буквы А, штриховка буквы А

Игры с буквами «Буквенный конструктор» (выложи из палочек букву А)

Подобрать слова с двумя звуками  А в слове (ананас, аквариум, карандаш, парашют, сарай).

10 занятие

Знакомство с буквой У

Подбор слов со звуком «У», определение позиции звука в слове.

Анализ звукового ряда из двух звуков АУ, УА.

Понятия : «слово,  гласный звук.»

Знакомство с предлогом У, составление предложений с помощью графических схем в игре « У кого кто»

Употребление существительных в винительном падеже, множественном числе.

Игры с буквами «буквенный конструктор», «почини букву», «найди букву и раскрась.

Найти слова со звуком  «У» в группе (стул, тумбочка, утюг, кенгуру, кружка, бумага, подушка, кукла).

11 занятия

Знакомство с буквой О

Закреплять умение узнавать звук на слух, определять его позицию в слове, подбирать слова со звуком о.

Воспроизведение  звуковой анализ звуковых рядов из трёх звуков: АУО, ОУА, АОУ..,

Познакомить детей с различными видами ребусов, научить их отгадывать.

Понятия : «звук, слог, слово, ребус»

Знакомство с предлогом «О».

Учить детей составлять слова с данным предлогом, правильно употреблять существительные множественного  числа в предложном падеже.

Познакомить детей с особенностями употребления слова «пальто» в речи.

Артикуляционная гимнастика «»окошечко-бублик»

Игры с буквами: « пластилиновая буква», « посели букву на строчку»

Динамическая игра : «Остановка» (дети свободно ходят по группе, в момоент произнесения слова со звуком «О» делают остановку.).

Вспомнить  и подобрать слова со звуком «О» в конце слова.

12 занятие

Знакомство с буквой И

Совершенствовать умение  узнавать звук на слух, анализ звукового ряда из 4 звуков: АИОУ, АУОИ, ИАУО, УОИА,…

Понятия : «звук, слог, слово».

Знакомство  с союзом «И», составление предложений по картинкам.

Словоизменение существительных единственного  числа во множественное.

Образование притяжательных прилагательных в игре «чьи ушки»

Артикуляционная гимнастика «Хоботок-улыбка»

Игры с буквами «сложи букву из палочек», «допиши букву»

Найти в газете букву И и обвести её в игре «глазастики»

ноябрь

13 занятие

 Знакомство с буквой Ы

Выделение ударного гласного после согласного

Понятия :«звук», слог, слово, предложение.»

Формировать у детей понятие «многозначные слова» (кисти)

Договаривание предложений словами именительного падежа со звуком ы в конце слова.

Пальчиковый массаж «медведь»,

Игры с буквами «буква на строчке», напиши букву на спине соседу»

Вспомнить  и подобрать слова со звуком ы в середине слова.

14 занятие

Гласные звуки А, О, У, И, Ы

Закрепить  и систематизировать знания о гласных звуках

Понятия: «гласные звуки, слоги, правило о  деление слов на слоги: «сколько в слове гласных, столько и слогов».

Составление предложений со словами на гласные звуки.

Работа в тетради; прописывание гласных букв, вставление букв в слова в игре «буквы заблудились»).

Подобрать слово к звуко-слоговой схеме:  о                 о                 а

……….  ………….   ……………

15 занятие

Знакомство с буквой М,

Звуками МЬ, М

Мягкость - твёрдость согласных звуков, выделение начального согласного. Определение позиции звука в слове, отгадывание ребусов, кроссвордов.

Понятия: «мягкий – твёрдый, звонкий согласный звук».

Большая буква (имена людей)

Составление предложений по схемам с написанными словами.

Артикуляционная гимнастика « ниточка»

Динамическая игра по д музыку «Живая буква в паре»

Игры с буквами «Выложи из спичек букву М»

Игра  с мячом «жадина» ( учить детей правильно согласовывать   существительные с  местоимениями в нужном роде.).

16 занятие

Знакомство с буквой Д,

Со звуками Д, ДЬ

Мягкость-твёрдость согласных, звуковой анализ слов «дом», дым»

Понятия: «мягкий - твёрдый , звонкий согласный звук.»

Составление предложений с двумя словами «дом», «дым» .

Артикуляционная гимнастика «дятел»

Выучить скороговорку про деда Додона и научиться проговаривать её с разной интонацией.

17  занятие

Знакомство с буквой  В

Со звуками В, ВЬ

Развитие фонематического слуха в играх; «поймай звук», «твёрдый или мягкий», «заменяй-ка»

Звуковой анализ предложения.

Понятия: «заглавная буква»

Образование сложных слов, употребление их в предложении.

Познакомить детей с предлогом «В». Составление предложений с помощью схемы по картинкам.

Игры с буквами «прописываем букву в воздухе кончиком носа,

Выкладываем букву из семян.

Работа в тетради;  Печатаем буквы заглавные и строчные.

Печатаем предложение ; У Вовы вата.

Вспомнить птиц , в названии которых слышится звук «В»(журавль, ворона, воробей, скворец, …

18 занятие

Знакомство с буквой Н

Со звуками Н, НЬ

Учить  детей подбирать слова к звуковым схемам (на позицию звука в слове)

Звуковой анализ слова Нина, Инна

Понятия: «звук, слог, слово, слова-признаки.»

Познакомить детей с предлогом «НА».

Закреплять умение составлять предложения  с помощью схем и опорных слов.

Совершенствовать умение подбирать слова –антонимы (слова-наоборот»)

Игры с буквами «изобрази руками», «выложи из ниточки»

Работа в тетради: прописывание буквы, штриховка.

Динамическая пауза « Ножки».

Узнать для чего человеку и животным нужны носы. (прочитать рассказ в свободное для детей время «Нос».)

19 занятие

Знакомство с буквой П,

Со звуками П, ПЬ

Развитие фонематического слуха в играх; «найди словечки на картинке»,

«добавляй-ка». Проговаривание скороговорки; У пеньков пять опят.

Понятия: «согласный мягкий - твёрдый звук, звонкий согласный, скороговорка.»

Знакомство с предлогом «ПО»

Составление предложений с помощью схем.

Развивать связную речь на таму «Петин маршрут»

Уточнить понятие «Маршрут»

Игры с буквами «Выложи букву из  8 пуговиц»

Подобрать живые слова-предметы на букву П.

20 занятие

Знакомство со звуками «Т», «ТЬ,  буквой Т

Звуковой анализ предложения : У Вовы вата.

Составление чистоговорок в игре «доскажи словечко».

 Понятия: «мягкий  -твёрдый согласный звук»

Знакомство с предлогом «ОТ»

Составление предложений с помощью схемы.

Активизировать  у детей глагольный словарь в игре «Кто как голос подаёт»

Игра с  буквами; «изобрази букву  руками, кистями, указательными, средними, безымянными, мизинчиками. пальчиками. Сложи букву из 2,3,4 палочек.

Динамическая игра «четыре стихии»

Научиться в быстром темпе проговаривать скороговорку и с разной интонацией: От топота копыт пыль по полю летит.

2 1 занятие

Дифференциация звуков «Д -Т»

Проговаривание пословицы в быстром темпе; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Проговаривание слоговых дорожек с данными звуками.

Соотнесение звуковых моделей слов и картинок.

Понятия: «звонкие - глухие согласные»

Развитие связной речи в обсуждении пословицы.

Работа в тетради; Вставь пропущенные буквы в слова.

Внимательно понаблюдать и найти, что есть  в твоём доме с этими звуками в игре «разведчики»

декабрь

22 занятие

Знакомство с буквой К,

Со звуками К, КЬ

Выделение последнего звука «К» в словах по картинкам.( замок, мак, каток, моток, комок, колобок., одуванчик)

Понятия : «твёрдый - мягкий звук», «предложение».

Знакомство с предлогом «К».

Составление предложений по картинкам с этим предлогом.

Уточнить употребление существительных в дательном падеже.

Употребление существительных в уменьшительно –ласкательной форме при помощи суффикса  «ОК», «ИК», «ЕК»

Пальчиковая игра «дождик»,

Подобрать слова со звуком «К» в конце слов (бак,мак, гамак, чудак, весельчак…)

23  занятие

Знакомство со  звуками « Х», « ХЬ «, буквой Х

Фонетико-фонематическая игра  со слогами; «скажи наоборот»

Развитие фонематического слуха в игре «исправь ошибки Хомки», «чистоговорки от Хомки»

Понятия : «твёрдый- мягкий звук», «предложение».

Употребление существительных в родительном падеже в игре «Кто без чего».

Подбор слов-предметов к словам –признакам.(крепкий,красивый,морской..)

Проговаривание скороговорки; Хохлатые хохотушки хохотом хохотоали: ха-ха-ха, ха-ха-ха!.

Игры с буквой; «изобрази букву карандашами, нарисуй на столе, воздухом «ХХХХ»

Печатание буквы Х, предложения : « У Хомы хата.»

Вспомнить и подобрать слова со звуком «Х» мальчикам, со звуком «ХЬ» девочкам._хата,ухо,пух, хлеб, хохот

24 занятие

Дифференциация звуков К-Х

Определение на слух звуков «Х», «К»

Фонематическая игра «Помоги Крошечке- Хаврошечке».

Проговаривание слов, включающих звуки «К-Х» (кухня, хлопушка. холодильник).

Понятия «твёрдый- мягкий звук», «предложение».

Употребление существительных в родительном падеже в игре «Кто без чего», образование притяжательных прилагательных в игре «чьи хвосты»

Работа в тетради; чередование букв К-Х,

Игра «вставь буквы»

Составить предложения со словами ; кухня, холодильник, хлопушка.

25 занятие

Знакомство со звуком и буквой Э

Фонетические упражнения  «подпевай-ка», «горки»

Фонематические упражнения «Узнай звук», «найди слова со звуком «Э».

Чтение слов с буквой Э

Понятия : «твёрдый -мягкий  согласный звук», «предложение».

Словарная работа; электростанция, электроприборы.

Договаривание предложений с существительными в косвенных падежах.

Тактильная игра «Волшебный мешочек»

Игры с буквами «сколько букв-посчитай»

Пофантазировать на тему  «Что будет, если отключить электричество».

26 занятие

Знакомство со звуками «С-СЬ»,с буквой С.

Развитие фонематичеких представлений в играх; «найди слова на картинке  «Зимний вечер», определение позиции звука в словах,

Понятия; «согласный твёрдый – мягкий, глухой звук», «слог»

Совершенствование связной речи: составление рассказа по картинке на тему «Зимний вечер».

Знакомство с предлогом «С»

Составление предложений с этим предлогом с помощью схемы.

Образование сложных слов №снегопад», «снегоход», «самокат», «самовар».

Образование родственных слов к слову «Снег» (снегоход, снежинка, снежный, снеговик, снегурочка..)

Игры с буквами ; Лепим букву из пластилина, рисуем соседу на спине пальчиком.

Подобрать слова, заканчивающиеся на «СТ» (мост, рост, куст, бюст, лист)

27 занятие

Знакомство с буквой  З,

со звуками З-ЗЬ

Развитие фонематического слуха в игре; «поймай звук»;

Соотнесение слов-отгадок  со схемой.

Звуковой анализ предложения; За кустом стоит коза.

Понятия; «ударение», «ударный слог».

Образование глаголов прошедшего времени с помощью приставок «ВЫ», «ЗА».

Познакомит ь  детей с предлогом «ЗА».

Совершенствовать умение составлять предложения с помощью схемы.

Дополнение  предложений…по опорным словам картинкам.

Работа в тетради; печатание буквы З

Игры с буквами; штриховка буквы завитушками

Составить предложения при ответах на вопрос; За что можно меня похвалить на занятии?

28 Занятие

Дифференциация звуков «С-З»

Дифференциация звуков С-З по звонкости и глухости.

Проговаривание слоговых дорожек.

Определение звуков С-З на фоне слова в игре; «Что лежит в сундуках?»

«Понятия звонкий – глухой согласный».

Составление предложений со словами лиса и заяц.

Работа в тетради; Вставь пропущенные буквы в слова в игре; «буква потерялась»(.онт, .ова, му.ыка,  но.ок).

Сравнить лису и зайца и найти как можно больше сходств и отличий этих животных.

29 занятие

Знакомство  со звуками «Б», «Бь»,  с буквой Б.

Проговаривание скороговорки;

Бык тупогуб,

тупогубенький бычок,

у быка бела губа была тупа.

Развитие фонематического слуха в игре; «найди слова на картинке Оркестр)

Дифференциация звуков с помощью картинки «Белка варит обед».

Понятие; «Большая буква»

Знакомство с предлогом «БЕЗ».

Составление предложений с этим предлогом.

Игры с буквами «Выложи из бобов», на что похожа буква Б

Работа в тетради; печатание буквы Б, пропись слогов;

 Помочь бельчатам разгадать слова и составить схемы слов.

30 Занятие

Дифференциация звуков «П-Б».

Подбор слов с данными звуками с опорой на картинку: «Вот так улов»!

Понятие «звонкий - глухой согласный звук».

Проговаривание скороговорки: « У попа папа поп,  у  боба папа боб».

Работа в тетради; печатание букв П, Б.

Дописывание букв в словах в игре; «буквы убежали». (.окс, .атон, .анама, .ананы).

Научиться проговаривать скороговорку в быстром темпе; Поля испекла батон, Боря съест его потом.

31 Занятие

Дифференциация звуков «Г-ГЬ».

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки»,  «добавь звук Г»

Фонематический анализ предложения; Вот Гога.

Понятия: твёрдый - мягкий согласный звук.

Упражнение в словообразовании (игра «один-много» (дорога-дороги, книга-книги…)

Составление предложений со словами-отгадками (горох, гриб, гнездо).

Работа в тетради; печатание буквы Г.

Игры с буквами; выложи из палочек,

Динамическая пауза: раз-два-три-букву Г изобрази.

Составить такой рассказ, чтобы в нём было как  можно больше слов со звуками «Г», «ГЬ»!

32 Занятие

Дифференциация звуков К, Г.

Повторение букв К, Г.

Выделение первого звука в словах и чтение по первым буквам слова «друг» в игре «прочитай по первым буквам».

Соотнесение звуковых схем и слов (сорока, голубь, снегирь, зяблик, ласточка).

Понятия: глухой - звонкий согласный звук.

Составление связного рассказа, подводя итог занятия на тему : «Как крокодил Гена друга искал».

Работа в тетради; печатание букв К и Г,

Дописывание букв в слова в дидактической игре: «буквы убежали»( до.,ма, сапо.,сто.,)

Игры с буквами: укрась буквы «колечками» и «гирляндами».

Вспомнить слова, в которых живут  эти буквы К, Г. ( кенгуру, книга, геракл).

январь

33 Занятие

Знакомство со звуком «Ш», с буквой Ш

Дидактическая игра: «где спрятался звук»

Проговаривание скороговорки в быстром темпе: Маша под душем моет шею и уши.

Понятия: шипящие звуки, родственные слова (мышь, мышонок, мышата, мышиный, мышеловка), знакомство с понятием рифма.

Составление предложений по опорным схемам.

Подбор рифм в игре: «найди слова-рифмы»

Составление связного  рассказа по серии картинок: «Шаловливые мышата»

Работа в тетради: пропись буквы Ш, слогов с ней.

Игры с буквами; укрась букву шарами, выложи из палочек, изобрази пальчиками.

Подобрать как можно больше слов, заканчивающихся на слог «шка» (мышка, мишка, подушка, лягушка, шишка, фишка, мартышка…)

34 Занятие

Дифференциация звуков «Ш-С».

Развитие фонематического слуха в игре: «ошибки Чебурашки».

Проговаривание слогов, слов с дифференцируемыми звуками С-Ш.

Понятия; свистящие, шипящие звуки .

Составление предложений со словами «мишка», «шишка».

Чтение рассказа про старуху Шапокляк».

Работа в тетради; печатание букв С, Ш.

Дописывание в словах букв С-Ш в игре «Буквы стёрла старуха Шапокляк».

Подобрать слова со звуками С-Ш в одном слове (сушки, шоссе, шустрый, пушистый, старушка, соловушка, шустрик, Саша, сынишка, машинист).

35 Занятие

Знакомство с буквой Ж,

Со звуком Ж

Игры на развитие фонематического слуха: «поймай звук», «добавляй-ка», «заменяй-ка»

Понятия «шипящий звук», «твёрдый звонкий звук», «слог», «слово».

Распостранение предложения:

«Жук жужжит»

Игры на словоизменение : «скажи лаского».

Работа в тетради: «звуковой анализ предложения ;Жук жужжит.

Игры с буквами: «допиши букву», «найди букву»

Динамическая пауза ; Изобрази букву телодвижением, когда услышишь звук «Ж»(игра на внимание)

Подобрать слова-признаки к слову жук : (чёрный, колорадский, жужжащий, блестящий, майский, ядовитый…)

З6 Занятие

Дифференциация звуков  «Ш»-«Ж».

Игры со слогами: «наоборот», «читалочка», «ребусы».

Правило правописание: ЖИ-ШИ пиши с буквой и.

Разучивание стихотворения про Алёнку:

Алёнка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из жёлудя мышонка,

Умеет всё Алёнка.

Работа в тетради: допиши ЖИ или ШИ в словах

Игры с буквами «Подари наряды буквам» (штриховка шариками и кружочками букв)

Сравнение элементов  букв

Подобрать слова со звуками; мальчикам со звуком «Ж», девочкам со звуком «Ш»

37 Занятие

Дифференциация звуков «Ж-З».

Игры на развитие фонематического слуха «Отличи звуки», «добавляй-ка», «заменяй-ка»

Понятия: «звонкие, твёрдые звуки»

Разучивание стихотворения про козу и ежа:

Как то вздумалось ежу

Пригласить к себе козу

Спросила гостья у ежа:

Есть ли у ежа лоза

Пришлось колючему ёжу

Готовит для козы лозу.

Работа в тетради: допиши слог ЖА или ША  в словах в игре «слоги убежали»

Вспомнить и назвать предметы,  которые могут «жужжать» и «звенеть» в игре  «Что жужжит», «что звенит».

февраль

38 Занятие

Знакомство с буквой Я

Звуковой анализ слова Язык,

Соотнесение слоговых  схем и слов

Понятия «гласный звук», «мягкий согласный звук», «слог»

Договаривание предложений по картинкам.

Распостранение предложения : Висит яблоко. Составление схем этих предложений.

Динамическая игра «Считай- выполняй»

(подпрыгни столько раз, сколько звуков Я услышишь….)

Динамическая игра с мячом «Что я люблю»

Работа в тетради6 Пропиши букву «Я»

Игра «Заколдованная буква» ( со счётными палочками)

Составить предложения на тему «Что я люблю»

39 Занятие

Звуки А-Я

Фонопедическое упражнение «слоговые дорожки: та-та-тя, мя-ма-мя…

Игра читалочка «слоги парами»

Ма-мя, па-пя, ба-бя, са-ся,да-дя, на-ня..

Понятия: «гласные звуки», «мягкий – твёрдый согласный»

Составление предложений со словами;  мак, мяч.

Лексико-грамматическая игра «У кого кто» на словообразование существительных в  именительном падеже.( у овцы-ягнята, у лошади –жеребята…)

Динамическая игра «Цапля и лягушка»

Работа в тетради; «Буквы чередуются»,

Учим стихотворение про Петю:

Петя был мал

Он траву мял

Увидала мать

Не велела мять.

40 Занятие

Знакомство с буквой Л, со звуками Л, ЛЬ

Развитие фонематического слуха в игре «прятки» на определение позиции звука в слове.

Игра на дифференциацию звуков Л-ЛЬ «твёрдый  или мягкий»

Подбор слов на заданные начальные слоги слов: ла, ло, лу, лы, ли.

Звуковой анализ слов: «лиса», «лук».

Понятия: « мягкий -твёрдый  согласный  звук».

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, ЬИ. Согласование прилагательных с существительных.

Составление предложений со словами лук и лиса. (Лиса увидела лук. Лиса не любит лук.)

Дополнение предложений слвосочетанием «зелёные луга» .Вдоль реки раскинулись зелёные луга….)

Динамическая пауза: «дни недели».

   Подобрать слова со звуком  Л мальчикам, со звуком ЛЬ девочкам.

41 занятие

Знакомство со звуком  «Е»,

С буквой «Е»

Развитие фонематического слуха в игре «Прятки» ( на  определения позиции звука в слове)., игра «начало убежало» ( добавление звука «е» в начало слова).

Понятия: «гласный звук», «мягкие согласные».

Договаривание предложений с опорой на картинки существительными в именительном падеже в игре «доскажи словечко»

Развитие связной речи  в игре «Если» (Если на небе светит солнце, то…)

Работа в тетради; Прописывание буквой в тетрадях,

Игры с буквами; Выкладывание из палочек буквы «Е» (из 4,8)

Найти слова, которые подходят к звуковым моделям;

--- Е ----

Е ----  -----  

Е ---- ----- ------

---- Е ----- ------

42 Занятие

Знакомство с о звуком «Ё», с буквой Ё

Развитие фонематического слуха в игре «поймай звук»

Подбор слов на букву «Ё» и разучивание стихотворения:

На букву «Ё» ты назовёшь три слова

Ёрш, ёж, и ёлка

И всё ужасно колко.

Понятия : «ударение, гласный звук, родственные слова».

Дополнение предложений словами в именительном падеже единственного и множественного числа.

Подбор родственных слов  к слову «ёж»

Работа в тетради: Прописывание буквы «Ё»,

Развитие фонематического слуха в игре «В каких словах живёт звук «Ё» ( проведи дорожки к букве).

Пальчиковая игра: «ёлочка».

Составить связный рассказ про ёжика или выучить любое стихотворение про него.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо.

Жили-были серый ёж и его ежиха.

Серый ёж был очень тих  и ежиха тоже

И ребёнок был у них-

Очень тихий ёжик.

Вдоль лесных дремучих троп,

Гуляют тихо: топ, топ. Топ.

43  Занятие

Дифференциация звуков «О- Ё »

   Выделение слов со звуками «О», «Ё»  на фоне картинки.

Правило: «звук Ё всегда ударный».

Словообразование существительных во множественное  число из единственного: метла - мётлы, стекло -  стёкла, слеза - слёзы, гнездо - гнёзда).

Работа в тетради: Печатание букв, слогов, дописывание  пропущенных букв «О», «Ё» в словах ( п.с,  п.ст, м.л, м.х,  кл.н, кл.ун).

Динамическая пауза: Как живёшь?».

Составить связный рассказ про Тёму и Тому.

44 Занятие

Знакомство с буквой Р,

Со звуками Р, РЬ

Развитие  звукового анализа и синтеза в игре «заменяй-ка», «звуковая рамка».

Отбор слов со звуком «Р» в игре «разведчики»

Совершенствование  речевого внимания в игре «Подскажи словечко»

Понятия:  «звонкий, мягкий- твёрдый  согласный звук, рифма, родственные слова»

Разучивание скороговорки про лодыря.

Спряжение глагола в настоящем времени «протирать зеркало» в игре «Друзья»

Подбор родственных слов к слову: «рыба» по опорным схемам( рыбак, рыбный, рыболов, рыбка, рыбёшка)

Тренировка навыков письма в игре «Буквы заблудились».

Печатание и звуковой анализ предложения:

У Ромы репка.

Объяснить смысл пословицы; Без труда, не выешь и рыбку из пруда.

март

45 Занятие

Дифференциация звуков «Р, РЬ, Л, ЛЬ»

Совершенствование  фонематического слуха в игре на дифференциацию согласных звуков «Р-Л» в игре «Эхо», «Добавляй-ка», «Заменяй-ка»

Проговаривание на слухсов сложно-слоговой структуры. Деление слов на слои; корабль, карамель, лекарство, лагерь, ларёк, зеркало, календарь, кораблекрушение, электричество, треугольник, карусель.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: игла- игра –игры.

Понятия:  «твердый- мягкий согласный звук».

Формирование словообразования в игре: «Назови профессию» (В аптеке работает-аптекарь, В колоколоа бьёт звонарь. Траву косит косарь. Земля пашет пахарь. Хлеб печёт пекарь. Директору помогает секретарь.

Работа в тетради; печатание букв Р-Л.

Звуко-слоговой анализ предложения: У  Ларисы  иглы.

Динамическая игра; «подари подарки Рите, Роме, Лене, Луше.»

Выучить и научиться быстро проговаривать скороговорки: Карл к Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Свинья тупорыла, носом землю рыла.Весь двор перерыла.

46  Занятие

Знакомство с буквой Ф,

Со звуками Ф, ФЬ

Дидактическое упражнение: «Узнай по описанию» (Это предмет мебели. В него вешают одежду. Что это? – шкаф)

Дидактическое упражнение « исправь ошибки в предложении»:

Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.

На клёне зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.

На дерево уселся граф. Живёт в красивом доме грач.

Понятия: «твёрдый- мягкий глухой звук, слово, предложение».

Оставить интересные предложения по картинкам, в названии которых звуки «Ф», «ФЬ».(фотоаппарат, фазан, конфета, фиалка, фундук).

Работа в тетради: печатание буквы Ф.

Печатание предложения : У Фимы фантик.

Динамическая пауза: Раз, два ,три букву Ф изобрази.

Подобрать слова со звуками Ф, ФЬ.

47  Занятие

Звуки «В-Ф, ВЬ – ФЬ.

Дидактическая  игра со слогами: «Скажи наоборот», (ва-фа, во-фо…)

Назови первый звук в словах:

Фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, ворона, воспитетель, фитурист.

Понятия:  «звонкий- глухой, твёрдый - мягкий звук».

Проговаривание скороговорки:

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Влас у нас, а Афанас у вас.

Динамическая игра; «Подари подарки Фиме и Вите.

Выучить стихотворение, предложить детям декламировать его по ролям.

В огороде Фёкла

Ахала и окала:

«Уродилась  свекла

На грядке около!

Жалко Фёкле свёклу,

Жалко свёкле Фёклу.

Жаловалась Фёкла;

«Заблудилась свёкла»

Ю. Моргун.

48  занятие

Знакомство с буквой Ю, со звуком «Ю».

Игра на  развития звукового анализа «найди слово», отгадывание ребуса и кроссворда

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза в игре «Превращения»

Понятия: «гласный звук»

Чтение текста на тему «игра»

Отбор слов с заданным звуком.

Отгадать ребуса со звуком «Ю»  

Подобрать слова со звуком  «Ю» в начале слова, состоящее из двух слогов.(юрта, юнга, юла, Юля, Юра, юбка, юность.)

49  Занятие

Дифференциация звуко «У-Ю»

Проговаривание слоговых цепочек с данными звуками

Понятия: «гласные звуки», твёрдый-мягкий согласный»

Договаривание предложений словами со звуками «У-Ю»Правильное употребление существительных в винительном падеже.в игре «Кто что любит?»

Работа в тетради: дописывание букв У-Ю в данные слова в игре «Буква потерялась»(Слух,плюс,круг,крюк,Катюша,катушка.)

Решить кроссворд по картинкам

Подобрать слова со звуком «Ц» в конце :(молодец, огурец, свинец, принц.._)

50  Занятие

Знакомство с буквой Ц,

Со звуком Ц

Отбор слов со звуком «Ц»

Сочинение чистоговорок по картинкам

Звуковой анализ слова «цапля»

Родственные слова к слову «Цвет»

Составление рассказа по картинке «Во дворе»

Употребление существительных во множественном числе со звуком «Ц», в игре «Один-много»- кольцо, яйцо, овца..)

Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффикса «Ц» (болотце,письмецо…)

Подбор родственных слов к слову: «цвет». (цветовод, цветочки, цветник).

Изображение буквы с помощью рук, работа в тетради; пропись букв , слогов с буквой Ц

Сочинить стихотворение- буриме с данными рифмами:

Пуговица-

Яйцо- кольцо,

Теплица- птица,

Оконце-солнце,

Решить кроссворд по картинкам

Подобрать слова со звуком «Ц» в конце :(молодец, огурец, свинец, принц.._)

51 Занятие

Дифференциация звуков С-Ц

Развитие фонематического слуха в игре «выбери игрушки со звуком «С-Ц».

Понятия: «свистящие звуки»

Словообразование существительных женского рода с суффиксами –иц-_, -ниц- (сахарница, салфетница, хлебница…)

Работа в тетради: «печатание букв С-Ц, дописывание недостающих букв в тетради в игре «буквы заблудились»

Отгадать ребусы и с этими словами – отгадками составить предложения.(месяц, спица).

52 Занятие

Знакомство с буквой  Й

Развитие речевого слуха и речевого чутья в игре «Доскажи словечко»

Понятия: «согласный мягкий, звонкий звук».

Род существительных ( соотнесение с местоимениями мой, моя, моё) в игре « Чьи вещи» (слова со звуком «Й»6майка. Зайка, воробей, соловей, каравай, трамвай)

Изображение буквы с помощью шнурков на бархатной бумаге.

Попытаться с помощью взрослых найти такие слова, в которых есть оба этих звука «ЛЬ»-«Й» (лейка, клей, налетай,  наклейка, пожалей, клюй…)

Составить с этими словами предложения.

апрель

53  Занятие

Звуки ЛЬ-Й

Чтение звуков, слогов и подбор к ним слов с помощью опорных картинок

Понятия: «согласные, мягкие звонкие звуки».

Составление предложений  в игре «Предложение рассыпалось (Егор, поливает, лейки, из..)

Печатание букв в тетради в игре «Буквы чередуются»

Вспомнить и подобрать слова , заканчивающиеся на «ЧОК»

54 Занятие

Знакомство с буквой  Ч

Вспомнить и подобрать слова героев любимых сказок со звуком «Ч» ( Ч ипполино, черепаха, Иван-Царевич», печка)

Слоговой анализ слов. Дифференциация на слух длинных и коротких  слов.

Правила правописания «ЧА», «ЧУ»

Употребление сложносочинённых предложений  в игре «Почемучка»,

«Исправь предложения».

Работа в тетради; «Пропиши букву»

Работа в тетради «Вставь пропущенные буквы»

Динамическая пауза ; «Человечки»

Вспомнить слова, которые заканчиваются на …ЧКА.( бочка, дочка, девочка, кочка…_

55 занятие

Дифференциация звуков Ч-ТЬ.

Повторение слоговых цепочек с заданными звуками.

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в игре «Заменяй-ка», «Добавляй-ка»( тя или ча).

Звуковой анализ предложения; Грачата громко пищат.

Понятия ; «слог», «мягкие звуки».

Употребление сложноподчинённых предложений  в игре « Для чего?»

Работа в тетради «Найди букву-  буква спряталась»

Проведи дорожки от картинок к звуковым символам.

Научиться в быстром темпе проговаривать скороговорку; Четыре маленьких чумазеньких чертёка чертили чёрными чернилами чертёж.

56  Занятие

Дифференциация звуков Ч-СЬ

Игры на  дифференциацию звуков; «повтори не ошибись»,  «читалочка».

Понятия ; «слог», «мягкие звуки».

Употребление предложений в игре; «У кого кто».( подбор детёнышей к словам; галка, барсучиха, гусыня, рысь).

Работа в тетради; «прописывание букв  Ч и Т,  записывание недостающих букв в словах в игре ; «буква потерялась».

Проговариваем скороговорку в быстром темпе и с разной интонацией;

Синичка, синичка, воробью сестричка.

57занятие

Знакомство с буквой Щ, со звуком Щ

Развитие фонематического слуха в игре ; «Что лежит в ящике»

Соотнесение слоговых схем и слов

Понятия ; «слог», «мягкий звук».

Правило правописания; ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Пересказ по опорной картинке на тему; «Щука»

Словообразование профессий; носильщик, гонщик, каменщик…

Образование существительных с помощью суффиксов «Щ»: рука-ручища…

Работа в тетради; Прописывание буквы, звуковой анализ слова –щука.

Игры с буквами; «изобрази с помощью рук»

Отгадывание ребусов

58 Занятие

Дифференциация звуков Щ-Ч

Дифференциация звуков в проговаривание слоговых дорожек.

Правил о правописания: ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Соотнесение слов и картинок в подборе слов – предметов к словам – признакам.(почтовый, прочный, речная, сочные, колючие…)

Работа в тетрадях: допиши слоги в словах в игре «слоги потерялись»

Научиться проговаривать скороговорку в быстром темпе, интонируя определённое слово;

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

59 Занятие

Дифференциация звуков «Щ»-«СЬ»

Развитие фонематического восприятия в игре: «найди слова на картинке» (картинка на тему: «На берегу реки»).

Звуковой анализ предложения; Сима варит щи.

Понятия ; «слог», «мягкий звук».

Составление связного рассказа по картине: «На берегу реки».

Чтение предложений; У Сени щенок. Сима варит щи. На осине сидят щеглы.

Звуковой анализ предложения в тетради.

Научиться чётко проговаривать  скороговорку; Щенок тащит в ящик кости.

Гуси щиплют щавель в роще.

60  Занятие

Знакомство с буквой мягкий знак

Развитие фонематического слуха в игре «волшебники» ( «превращение слов-предметов в слова-действия, путём добавления  «Ь» ; состав-составь,  удар-ударь, трон – тронь).

Понятия: «мягкий знак», «мягкие согласные звуки».

Составление предложений со словами, в которых есть мягкий знак(соль, боль, ..)

Работа в тетради: печатание буквы «Ь»,

Слов с «Ь»

Игры с буквой»на что похожа буква, изобрази пальчиками.

Реши кроссворд:

..ль

..ль

..ль

(соль, моль, боль, толь, тюль, мель)

аперель

61 Занятие

Разделительный мягкий знак

Дидактическое упражнение; «математическая грамота» (бельё-бе+т=…., ворона-на+бьи….)

Понятие: «разделительный знак».

Согласование существительных с числительными (Я наблюдал за 5…(обезьянами)

Спилили тополь с семью …(сучьями).

Я нарисовал узор с  шестью …(листьями).

Употребление слов с разделительным мягким знаком в именительном падеже в предложениях по картинкам( В марте бегут…ручьи. В апреле оживают …деревья. В мае просыпаются …муравьи).

Работа в тетради; «Вставь пропущенный разделительный мягкий знак».

Реши кроссворд:

….ья ( семья, друзья, колья).

62 занятие

Знакомство с буквой твёрдый знак

Чтение слов с твёрдым знаком

Понятие: «твёрдый знак».

Пересказ рассказа: «Старик»Л.Н.Толстого.

Образование родственных слов к слову «ехать» с помощью приставок.

Работа в тетради: «печатание твёрдого знака».

Составить рассказ по картинке о том как волк догонял зайца.

63занятие

Закрепление проёденного материала

Определение на слух слогов, слов, предложений.

Понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»

Закрепление навыка связно отвечать на поставленные вопросы.

Словоизменение с помощью суффиксов «чок», «ищ».

Динамическая игра «Буратино», «собери слоги»,  «нарисуй ключик»

Составить рассказ или сочинить сказку свою на тему «Золотой ключик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.

Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1.     Развивать фонематическое восприятие.2.     Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе

обобщение у детей знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте....

Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР

Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР...

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

ООД по обучению грамоте в подготовительной группе с детьми ФФНР по нравственно-патриотическому воспитанию.

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:-закрепить правильное произношение и различение звука С;-упражняться в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры со звуком С; в...