Перспективный план по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР, НВОНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагаю вашему вниманию подробный авторский перспективный план по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР, НВОНР.
Занятия расчитаны 2 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективный план по грамоте | 65.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Месяц | Тема занятия | Формирование фонематического слуха, развитие речевого внимания. Звуко-слоговой анализ, грамота | Структура родной речи | Лексико-грамматический строй речи | Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики (динамические паузы) | Домашнее задание (упражнения для закрепления материала) |
Сентябрь | 1 занятие Устная речь. Культура общения. | Узнавание речевых звуков на слух из потока неречевых, Определение на слух границ предложения | Понятия: « текст», «предложение» | Коллективный рассказ на тему осень | Пальчиковые динамические игры «Ладошки вверх - вниз -на бочок- в кулачок», «ладонь-кулак» | Составить связный рассказ на тему: «Как я провёл лето». |
2 Занятие Предложение. Знаки препинания. | Определение на слух интонации предложений (повествовательное, восклицательное, вопросительное) | Понятия «предложение», Знакомство с графической схемой предложения, «знаки препинания» | Составление разных предложений по типу Высказвания, исправление предложений с нарушенной грамматической структурой в игре: «Незнайкины предложения». | Зарисовка в тетради схем предложения, штриховка знаков препинания. | Составить как можно больше предложений вопросительных о школе ( чем занимаются дети на перемене в школе?..) | |
3 занятие Знакомство со слово | Определение на слух живых и неживых предметов в игре «живой - неживой», игра на внимание «ухо-нос-рот». | Понятие «слова-предметы» | Совершенствование связной речи при ответах на вопросы о человеке и животных | Изображение животных телодвижениями, Штриховка неживых предметов в тетради. | Подобрать слова- предметы, которые нельзя потрогать (любовь, вера, ласка, радость, счастье…) | |
4занятие Слова-действия | Развитие слухового внимания в игре «пожалуйста» | Понятия «предложение», «слово», «крылатые выражения» | Подбор слов- действий по смыслу в предложениях в игре «закончи фразу» | Игра «делай всё наоборот» | Подобрать слова-предметы к словам-действиям в игре о животных «кто ползает, кто летает, кто прыгает» | |
5 занятие Слова-признаки | Узнавание на слух слов - признаков в игре «поймай слово-признак» | Понятие «слово-признак» | Подбор слов - признаков игре «смысловые цепочки», Словообразование слов-признаков в игре «Что из чего» | Пальчиковая игра «Пять пальчиков» Работа в тетради «нарисуй помидор меньше огурца, огурец больше моркови» | Подобрать как можно больше слов-признаков к слову-предмету «осень»( золотая, овощная, солнечная…) | |
6 занятие Деление слов на слоги | Определение на слух слов, слогов. | Понятия : «звук», «слово», «слог» | Разучивание считалки про верблюдов | Пальчиковая игра «апельсин» | Составить слоговую схему своего имени | |
7 занятие Слоги. Ударение | Дать представление об ударном слоге, способах его определения; работа со слогоударными схемами Узнавание на слух слов с правильным ударением | Понятия : «звук», «слово», «слог», «ударный слог» | Пересказ истории про волшебника Ударения с помощью вопросов | Отстукивание слов хлопками | Составить предложения со словами –паронимами «вилки-вилки, замок-замок. кружки-кружки. | |
8 занятие Формирование представления о звуках | Узнавание неречевых звуков (аудиозапись животных, воспроизведение за ширмой различных шумов, звуков) | Понятия :«неречевой звук, речевой звук» Знакомство с органами речи: губы. Зубы. Язык, голос) | Договаривание предложений подходящим словом в игре «Подскажи словечко» | Зарисовка под музыку картин, предметов. (перевод из слышимого в видимое) | Вспомнить, какие звуки можно услышать в квартире.(телефонный звонок, скрип двери, свист чайника, шипение на сковородке, шум пылесоса) | |
октябрь | 9 занятие Знакомство с алфавитом. Письменная речь. Буква А | Подбор слов со звуком «А», определение позиции звука «А» в слове | Понятия : «согласный звук», «гласный звук», «алфавит». Буква «заглавная», «строчная». | Знакомство с союзным словом «А» | Работа в тетради : Пропись буквы А, штриховка буквы А Игры с буквами «Буквенный конструктор» (выложи из палочек букву А) | Подобрать слова с двумя звуками А в слове (ананас, аквариум, карандаш, парашют, сарай). |
10 занятие Знакомство с буквой У | Подбор слов со звуком «У», определение позиции звука в слове. Анализ звукового ряда из двух звуков АУ, УА. | Понятия : «слово, гласный звук.» | Знакомство с предлогом У, составление предложений с помощью графических схем в игре « У кого кто» Употребление существительных в винительном падеже, множественном числе. | Игры с буквами «буквенный конструктор», «почини букву», «найди букву и раскрась. | Найти слова со звуком «У» в группе (стул, тумбочка, утюг, кенгуру, кружка, бумага, подушка, кукла). | |
11 занятия Знакомство с буквой О | Закреплять умение узнавать звук на слух, определять его позицию в слове, подбирать слова со звуком о. Воспроизведение звуковой анализ звуковых рядов из трёх звуков: АУО, ОУА, АОУ.., Познакомить детей с различными видами ребусов, научить их отгадывать. | Понятия : «звук, слог, слово, ребус» | Знакомство с предлогом «О». Учить детей составлять слова с данным предлогом, правильно употреблять существительные множественного числа в предложном падеже. Познакомить детей с особенностями употребления слова «пальто» в речи. | Артикуляционная гимнастика «»окошечко-бублик» Игры с буквами: « пластилиновая буква», « посели букву на строчку» Динамическая игра : «Остановка» (дети свободно ходят по группе, в момоент произнесения слова со звуком «О» делают остановку.). | Вспомнить и подобрать слова со звуком «О» в конце слова. | |
12 занятие Знакомство с буквой И | Совершенствовать умение узнавать звук на слух, анализ звукового ряда из 4 звуков: АИОУ, АУОИ, ИАУО, УОИА,… | Понятия : «звук, слог, слово». | Знакомство с союзом «И», составление предложений по картинкам. Словоизменение существительных единственного числа во множественное. Образование притяжательных прилагательных в игре «чьи ушки» | Артикуляционная гимнастика «Хоботок-улыбка» Игры с буквами «сложи букву из палочек», «допиши букву» | Найти в газете букву И и обвести её в игре «глазастики» | |
ноябрь | 13 занятие Знакомство с буквой Ы | Выделение ударного гласного после согласного | Понятия :«звук», слог, слово, предложение.» Формировать у детей понятие «многозначные слова» (кисти) | Договаривание предложений словами именительного падежа со звуком ы в конце слова. | Пальчиковый массаж «медведь», Игры с буквами «буква на строчке», напиши букву на спине соседу» | Вспомнить и подобрать слова со звуком ы в середине слова. |
14 занятие Гласные звуки А, О, У, И, Ы | Закрепить и систематизировать знания о гласных звуках | Понятия: «гласные звуки, слоги, правило о деление слов на слоги: «сколько в слове гласных, столько и слогов». | Составление предложений со словами на гласные звуки. | Работа в тетради; прописывание гласных букв, вставление букв в слова в игре «буквы заблудились»). | Подобрать слово к звуко-слоговой схеме: о о а ………. …………. …………… | |
15 занятие Знакомство с буквой М, Звуками МЬ, М | Мягкость - твёрдость согласных звуков, выделение начального согласного. Определение позиции звука в слове, отгадывание ребусов, кроссвордов. | Понятия: «мягкий – твёрдый, звонкий согласный звук». | Большая буква (имена людей) Составление предложений по схемам с написанными словами. | Артикуляционная гимнастика « ниточка» Динамическая игра по д музыку «Живая буква в паре» Игры с буквами «Выложи из спичек букву М» | Игра с мячом «жадина» ( учить детей правильно согласовывать существительные с местоимениями в нужном роде.). | |
16 занятие Знакомство с буквой Д, Со звуками Д, ДЬ | Мягкость-твёрдость согласных, звуковой анализ слов «дом», дым» | Понятия: «мягкий - твёрдый , звонкий согласный звук.» | Составление предложений с двумя словами «дом», «дым» . | Артикуляционная гимнастика «дятел» | Выучить скороговорку про деда Додона и научиться проговаривать её с разной интонацией. | |
17 занятие Знакомство с буквой В Со звуками В, ВЬ | Развитие фонематического слуха в играх; «поймай звук», «твёрдый или мягкий», «заменяй-ка» Звуковой анализ предложения. | Понятия: «заглавная буква» | Образование сложных слов, употребление их в предложении. Познакомить детей с предлогом «В». Составление предложений с помощью схемы по картинкам. | Игры с буквами «прописываем букву в воздухе кончиком носа, Выкладываем букву из семян. Работа в тетради; Печатаем буквы заглавные и строчные. Печатаем предложение ; У Вовы вата. | Вспомнить птиц , в названии которых слышится звук «В»(журавль, ворона, воробей, скворец, … | |
18 занятие Знакомство с буквой Н Со звуками Н, НЬ | Учить детей подбирать слова к звуковым схемам (на позицию звука в слове) Звуковой анализ слова Нина, Инна | Понятия: «звук, слог, слово, слова-признаки.» | Познакомить детей с предлогом «НА». Закреплять умение составлять предложения с помощью схем и опорных слов. Совершенствовать умение подбирать слова –антонимы (слова-наоборот») | Игры с буквами «изобрази руками», «выложи из ниточки» Работа в тетради: прописывание буквы, штриховка. Динамическая пауза « Ножки». | Узнать для чего человеку и животным нужны носы. (прочитать рассказ в свободное для детей время «Нос».) | |
19 занятие Знакомство с буквой П, Со звуками П, ПЬ | Развитие фонематического слуха в играх; «найди словечки на картинке», «добавляй-ка». Проговаривание скороговорки; У пеньков пять опят. | Понятия: «согласный мягкий - твёрдый звук, звонкий согласный, скороговорка.» | Знакомство с предлогом «ПО» Составление предложений с помощью схем. Развивать связную речь на таму «Петин маршрут» Уточнить понятие «Маршрут» | Игры с буквами «Выложи букву из 8 пуговиц» | Подобрать живые слова-предметы на букву П. | |
20 занятие Знакомство со звуками «Т», «ТЬ, буквой Т | Звуковой анализ предложения : У Вовы вата. Составление чистоговорок в игре «доскажи словечко». | Понятия: «мягкий -твёрдый согласный звук» | Знакомство с предлогом «ОТ» Составление предложений с помощью схемы. Активизировать у детей глагольный словарь в игре «Кто как голос подаёт» | Игра с буквами; «изобрази букву руками, кистями, указательными, средними, безымянными, мизинчиками. пальчиками. Сложи букву из 2,3,4 палочек. Динамическая игра «четыре стихии» | Научиться в быстром темпе проговаривать скороговорку и с разной интонацией: От топота копыт пыль по полю летит. | |
2 1 занятие Дифференциация звуков «Д -Т» | Проговаривание пословицы в быстром темпе; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Проговаривание слоговых дорожек с данными звуками. Соотнесение звуковых моделей слов и картинок. | Понятия: «звонкие - глухие согласные» | Развитие связной речи в обсуждении пословицы. | Работа в тетради; Вставь пропущенные буквы в слова. | Внимательно понаблюдать и найти, что есть в твоём доме с этими звуками в игре «разведчики» | |
декабрь | 22 занятие Знакомство с буквой К, Со звуками К, КЬ | Выделение последнего звука «К» в словах по картинкам.( замок, мак, каток, моток, комок, колобок., одуванчик) | Понятия : «твёрдый - мягкий звук», «предложение». | Знакомство с предлогом «К». Составление предложений по картинкам с этим предлогом. Уточнить употребление существительных в дательном падеже. Употребление существительных в уменьшительно –ласкательной форме при помощи суффикса «ОК», «ИК», «ЕК» | Пальчиковая игра «дождик», | Подобрать слова со звуком «К» в конце слов (бак,мак, гамак, чудак, весельчак…) |
23 занятие Знакомство со звуками « Х», « ХЬ «, буквой Х | Фонетико-фонематическая игра со слогами; «скажи наоборот» Развитие фонематического слуха в игре «исправь ошибки Хомки», «чистоговорки от Хомки» | Понятия : «твёрдый- мягкий звук», «предложение». | Употребление существительных в родительном падеже в игре «Кто без чего». Подбор слов-предметов к словам –признакам.(крепкий,красивый,морской..) Проговаривание скороговорки; Хохлатые хохотушки хохотом хохотоали: ха-ха-ха, ха-ха-ха!. | Игры с буквой; «изобрази букву карандашами, нарисуй на столе, воздухом «ХХХХ» Печатание буквы Х, предложения : « У Хомы хата.» | Вспомнить и подобрать слова со звуком «Х» мальчикам, со звуком «ХЬ» девочкам._хата,ухо,пух, хлеб, хохот | |
24 занятие Дифференциация звуков К-Х | Определение на слух звуков «Х», «К» Фонематическая игра «Помоги Крошечке- Хаврошечке». Проговаривание слов, включающих звуки «К-Х» (кухня, хлопушка. холодильник). | Понятия «твёрдый- мягкий звук», «предложение». | Употребление существительных в родительном падеже в игре «Кто без чего», образование притяжательных прилагательных в игре «чьи хвосты» | Работа в тетради; чередование букв К-Х, Игра «вставь буквы» | Составить предложения со словами ; кухня, холодильник, хлопушка. | |
25 занятие Знакомство со звуком и буквой Э | Фонетические упражнения «подпевай-ка», «горки» Фонематические упражнения «Узнай звук», «найди слова со звуком «Э». Чтение слов с буквой Э | Понятия : «твёрдый -мягкий согласный звук», «предложение». | Словарная работа; электростанция, электроприборы. Договаривание предложений с существительными в косвенных падежах. | Тактильная игра «Волшебный мешочек» Игры с буквами «сколько букв-посчитай» | Пофантазировать на тему «Что будет, если отключить электричество». | |
26 занятие Знакомство со звуками «С-СЬ»,с буквой С. | Развитие фонематичеких представлений в играх; «найди слова на картинке «Зимний вечер», определение позиции звука в словах, | Понятия; «согласный твёрдый – мягкий, глухой звук», «слог» | Совершенствование связной речи: составление рассказа по картинке на тему «Зимний вечер». Знакомство с предлогом «С» Составление предложений с этим предлогом с помощью схемы. Образование сложных слов №снегопад», «снегоход», «самокат», «самовар». Образование родственных слов к слову «Снег» (снегоход, снежинка, снежный, снеговик, снегурочка..) | Игры с буквами ; Лепим букву из пластилина, рисуем соседу на спине пальчиком. | Подобрать слова, заканчивающиеся на «СТ» (мост, рост, куст, бюст, лист) | |
27 занятие Знакомство с буквой З, со звуками З-ЗЬ | Развитие фонематического слуха в игре; «поймай звук»; Соотнесение слов-отгадок со схемой. Звуковой анализ предложения; За кустом стоит коза. | Понятия; «ударение», «ударный слог». | Образование глаголов прошедшего времени с помощью приставок «ВЫ», «ЗА». Познакомит ь детей с предлогом «ЗА». Совершенствовать умение составлять предложения с помощью схемы. Дополнение предложений…по опорным словам картинкам. | Работа в тетради; печатание буквы З Игры с буквами; штриховка буквы завитушками | Составить предложения при ответах на вопрос; За что можно меня похвалить на занятии? | |
28 Занятие Дифференциация звуков «С-З» | Дифференциация звуков С-З по звонкости и глухости. Проговаривание слоговых дорожек. Определение звуков С-З на фоне слова в игре; «Что лежит в сундуках?» | «Понятия звонкий – глухой согласный». | Составление предложений со словами лиса и заяц. | Работа в тетради; Вставь пропущенные буквы в слова в игре; «буква потерялась»(.онт, .ова, му.ыка, но.ок). | Сравнить лису и зайца и найти как можно больше сходств и отличий этих животных. | |
29 занятие Знакомство со звуками «Б», «Бь», с буквой Б. | Проговаривание скороговорки; Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Развитие фонематического слуха в игре; «найди слова на картинке Оркестр) Дифференциация звуков с помощью картинки «Белка варит обед». | Понятие; «Большая буква» | Знакомство с предлогом «БЕЗ». Составление предложений с этим предлогом. | Игры с буквами «Выложи из бобов», на что похожа буква Б Работа в тетради; печатание буквы Б, пропись слогов; | Помочь бельчатам разгадать слова и составить схемы слов. | |
30 Занятие Дифференциация звуков «П-Б». | Подбор слов с данными звуками с опорой на картинку: «Вот так улов»! | Понятие «звонкий - глухой согласный звук». | Проговаривание скороговорки: « У попа папа поп, у боба папа боб». | Работа в тетради; печатание букв П, Б. Дописывание букв в словах в игре; «буквы убежали». (.окс, .атон, .анама, .ананы). | Научиться проговаривать скороговорку в быстром темпе; Поля испекла батон, Боря съест его потом. | |
31 Занятие Дифференциация звуков «Г-ГЬ». | Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки», «добавь звук Г» Фонематический анализ предложения; Вот Гога. | Понятия: твёрдый - мягкий согласный звук. | Упражнение в словообразовании (игра «один-много» (дорога-дороги, книга-книги…) Составление предложений со словами-отгадками (горох, гриб, гнездо). | Работа в тетради; печатание буквы Г. Игры с буквами; выложи из палочек, Динамическая пауза: раз-два-три-букву Г изобрази. | Составить такой рассказ, чтобы в нём было как можно больше слов со звуками «Г», «ГЬ»! | |
32 Занятие Дифференциация звуков К, Г. Повторение букв К, Г. | Выделение первого звука в словах и чтение по первым буквам слова «друг» в игре «прочитай по первым буквам». Соотнесение звуковых схем и слов (сорока, голубь, снегирь, зяблик, ласточка). | Понятия: глухой - звонкий согласный звук. | Составление связного рассказа, подводя итог занятия на тему : «Как крокодил Гена друга искал». | Работа в тетради; печатание букв К и Г, Дописывание букв в слова в дидактической игре: «буквы убежали»( до.,ма, сапо.,сто.,) Игры с буквами: укрась буквы «колечками» и «гирляндами». | Вспомнить слова, в которых живут эти буквы К, Г. ( кенгуру, книга, геракл). | |
январь | 33 Занятие Знакомство со звуком «Ш», с буквой Ш | Дидактическая игра: «где спрятался звук» Проговаривание скороговорки в быстром темпе: Маша под душем моет шею и уши. | Понятия: шипящие звуки, родственные слова (мышь, мышонок, мышата, мышиный, мышеловка), знакомство с понятием рифма. | Составление предложений по опорным схемам. Подбор рифм в игре: «найди слова-рифмы» Составление связного рассказа по серии картинок: «Шаловливые мышата» | Работа в тетради: пропись буквы Ш, слогов с ней. Игры с буквами; укрась букву шарами, выложи из палочек, изобрази пальчиками. | Подобрать как можно больше слов, заканчивающихся на слог «шка» (мышка, мишка, подушка, лягушка, шишка, фишка, мартышка…) |
34 Занятие Дифференциация звуков «Ш-С». | Развитие фонематического слуха в игре: «ошибки Чебурашки». Проговаривание слогов, слов с дифференцируемыми звуками С-Ш. | Понятия; свистящие, шипящие звуки . | Составление предложений со словами «мишка», «шишка». Чтение рассказа про старуху Шапокляк». | Работа в тетради; печатание букв С, Ш. Дописывание в словах букв С-Ш в игре «Буквы стёрла старуха Шапокляк». | Подобрать слова со звуками С-Ш в одном слове (сушки, шоссе, шустрый, пушистый, старушка, соловушка, шустрик, Саша, сынишка, машинист). | |
35 Занятие Знакомство с буквой Ж, Со звуком Ж | Игры на развитие фонематического слуха: «поймай звук», «добавляй-ка», «заменяй-ка» | Понятия «шипящий звук», «твёрдый звонкий звук», «слог», «слово». | Распостранение предложения: «Жук жужжит» Игры на словоизменение : «скажи лаского». | Работа в тетради: «звуковой анализ предложения ;Жук жужжит. Игры с буквами: «допиши букву», «найди букву» Динамическая пауза ; Изобрази букву телодвижением, когда услышишь звук «Ж»(игра на внимание) | Подобрать слова-признаки к слову жук : (чёрный, колорадский, жужжащий, блестящий, майский, ядовитый…) | |
З6 Занятие Дифференциация звуков «Ш»-«Ж». | Игры со слогами: «наоборот», «читалочка», «ребусы». | Правило правописание: ЖИ-ШИ пиши с буквой и. | Разучивание стихотворения про Алёнку: Алёнка наша не спеша Из шишки сделала ежа, Из жёлудя мышонка, Умеет всё Алёнка. | Работа в тетради: допиши ЖИ или ШИ в словах Игры с буквами «Подари наряды буквам» (штриховка шариками и кружочками букв) Сравнение элементов букв | Подобрать слова со звуками; мальчикам со звуком «Ж», девочкам со звуком «Ш» | |
37 Занятие Дифференциация звуков «Ж-З». | Игры на развитие фонематического слуха «Отличи звуки», «добавляй-ка», «заменяй-ка» | Понятия: «звонкие, твёрдые звуки» | Разучивание стихотворения про козу и ежа: Как то вздумалось ежу Пригласить к себе козу Спросила гостья у ежа: Есть ли у ежа лоза Пришлось колючему ёжу Готовит для козы лозу. | Работа в тетради: допиши слог ЖА или ША в словах в игре «слоги убежали» | Вспомнить и назвать предметы, которые могут «жужжать» и «звенеть» в игре «Что жужжит», «что звенит». | |
февраль | 38 Занятие Знакомство с буквой Я | Звуковой анализ слова Язык, Соотнесение слоговых схем и слов | Понятия «гласный звук», «мягкий согласный звук», «слог» | Договаривание предложений по картинкам. Распостранение предложения : Висит яблоко. Составление схем этих предложений. | Динамическая игра «Считай- выполняй» (подпрыгни столько раз, сколько звуков Я услышишь….) Динамическая игра с мячом «Что я люблю» Работа в тетради6 Пропиши букву «Я» Игра «Заколдованная буква» ( со счётными палочками) | Составить предложения на тему «Что я люблю» |
39 Занятие Звуки А-Я | Фонопедическое упражнение «слоговые дорожки: та-та-тя, мя-ма-мя… Игра читалочка «слоги парами» Ма-мя, па-пя, ба-бя, са-ся,да-дя, на-ня.. | Понятия: «гласные звуки», «мягкий – твёрдый согласный» | Составление предложений со словами; мак, мяч. Лексико-грамматическая игра «У кого кто» на словообразование существительных в именительном падеже.( у овцы-ягнята, у лошади –жеребята…) | Динамическая игра «Цапля и лягушка» Работа в тетради; «Буквы чередуются», | Учим стихотворение про Петю: Петя был мал Он траву мял Увидала мать Не велела мять. | |
40 Занятие Знакомство с буквой Л, со звуками Л, ЛЬ | Развитие фонематического слуха в игре «прятки» на определение позиции звука в слове. Игра на дифференциацию звуков Л-ЛЬ «твёрдый или мягкий» Подбор слов на заданные начальные слоги слов: ла, ло, лу, лы, ли. Звуковой анализ слов: «лиса», «лук». | Понятия: « мягкий -твёрдый согласный звук». | ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, ЬИ. Согласование прилагательных с существительных. Составление предложений со словами лук и лиса. (Лиса увидела лук. Лиса не любит лук.) Дополнение предложений слвосочетанием «зелёные луга» .Вдоль реки раскинулись зелёные луга….) | Динамическая пауза: «дни недели». | Подобрать слова со звуком Л мальчикам, со звуком ЛЬ девочкам. | |
41 занятие Знакомство со звуком «Е», С буквой «Е» | Развитие фонематического слуха в игре «Прятки» ( на определения позиции звука в слове)., игра «начало убежало» ( добавление звука «е» в начало слова). | Понятия: «гласный звук», «мягкие согласные». | Договаривание предложений с опорой на картинки существительными в именительном падеже в игре «доскажи словечко» Развитие связной речи в игре «Если» (Если на небе светит солнце, то…) | Работа в тетради; Прописывание буквой в тетрадях, Игры с буквами; Выкладывание из палочек буквы «Е» (из 4,8) | Найти слова, которые подходят к звуковым моделям; --- Е ---- Е ---- ----- Е ---- ----- ------ ---- Е ----- ------ | |
42 Занятие Знакомство с о звуком «Ё», с буквой Ё | Развитие фонематического слуха в игре «поймай звук» Подбор слов на букву «Ё» и разучивание стихотворения: На букву «Ё» ты назовёшь три слова Ёрш, ёж, и ёлка И всё ужасно колко. | Понятия : «ударение, гласный звук, родственные слова». | Дополнение предложений словами в именительном падеже единственного и множественного числа. Подбор родственных слов к слову «ёж» | Работа в тетради: Прописывание буквы «Ё», Развитие фонематического слуха в игре «В каких словах живёт звук «Ё» ( проведи дорожки к букве). Пальчиковая игра: «ёлочка». | Составить связный рассказ про ёжика или выучить любое стихотворение про него. Эту сказку ты прочтёшь Тихо, тихо, тихо. Жили-были серый ёж и его ежиха. Серый ёж был очень тих и ежиха тоже И ребёнок был у них- Очень тихий ёжик. Вдоль лесных дремучих троп, Гуляют тихо: топ, топ. Топ. | |
43 Занятие Дифференциация звуков «О- Ё » | Выделение слов со звуками «О», «Ё» на фоне картинки. | Правило: «звук Ё всегда ударный». | Словообразование существительных во множественное число из единственного: метла - мётлы, стекло - стёкла, слеза - слёзы, гнездо - гнёзда). | Работа в тетради: Печатание букв, слогов, дописывание пропущенных букв «О», «Ё» в словах ( п.с, п.ст, м.л, м.х, кл.н, кл.ун). Динамическая пауза: Как живёшь?». | Составить связный рассказ про Тёму и Тому. | |
44 Занятие Знакомство с буквой Р, Со звуками Р, РЬ | Развитие звукового анализа и синтеза в игре «заменяй-ка», «звуковая рамка». Отбор слов со звуком «Р» в игре «разведчики» Совершенствование речевого внимания в игре «Подскажи словечко» | Понятия: «звонкий, мягкий- твёрдый согласный звук, рифма, родственные слова» | Разучивание скороговорки про лодыря. Спряжение глагола в настоящем времени «протирать зеркало» в игре «Друзья» Подбор родственных слов к слову: «рыба» по опорным схемам( рыбак, рыбный, рыболов, рыбка, рыбёшка) | Тренировка навыков письма в игре «Буквы заблудились». Печатание и звуковой анализ предложения: У Ромы репка. | Объяснить смысл пословицы; Без труда, не выешь и рыбку из пруда. | |
март | 45 Занятие Дифференциация звуков «Р, РЬ, Л, ЛЬ» | Совершенствование фонематического слуха в игре на дифференциацию согласных звуков «Р-Л» в игре «Эхо», «Добавляй-ка», «Заменяй-ка» Проговаривание на слухсов сложно-слоговой структуры. Деление слов на слои; корабль, карамель, лекарство, лагерь, ларёк, зеркало, календарь, кораблекрушение, электричество, треугольник, карусель. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: игла- игра –игры. | Понятия: «твердый- мягкий согласный звук». | Формирование словообразования в игре: «Назови профессию» (В аптеке работает-аптекарь, В колоколоа бьёт звонарь. Траву косит косарь. Земля пашет пахарь. Хлеб печёт пекарь. Директору помогает секретарь. | Работа в тетради; печатание букв Р-Л. Звуко-слоговой анализ предложения: У Ларисы иглы. Динамическая игра; «подари подарки Рите, Роме, Лене, Луше.» | Выучить и научиться быстро проговаривать скороговорки: Карл к Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Свинья тупорыла, носом землю рыла.Весь двор перерыла. |
46 Занятие Знакомство с буквой Ф, Со звуками Ф, ФЬ | Дидактическое упражнение: «Узнай по описанию» (Это предмет мебели. В него вешают одежду. Что это? – шкаф) Дидактическое упражнение « исправь ошибки в предложении»: Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку. На клёне зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист. Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан. На дерево уселся граф. Живёт в красивом доме грач. | Понятия: «твёрдый- мягкий глухой звук, слово, предложение». | Оставить интересные предложения по картинкам, в названии которых звуки «Ф», «ФЬ».(фотоаппарат, фазан, конфета, фиалка, фундук). | Работа в тетради: печатание буквы Ф. Печатание предложения : У Фимы фантик. Динамическая пауза: Раз, два ,три букву Ф изобрази. | Подобрать слова со звуками Ф, ФЬ. | |
47 Занятие Звуки «В-Ф, ВЬ – ФЬ. | Дидактическая игра со слогами: «Скажи наоборот», (ва-фа, во-фо…) Назови первый звук в словах: Фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, ворона, воспитетель, фитурист. | Понятия: «звонкий- глухой, твёрдый - мягкий звук». | Проговаривание скороговорки: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Влас у нас, а Афанас у вас. | Динамическая игра; «Подари подарки Фиме и Вите. | Выучить стихотворение, предложить детям декламировать его по ролям. В огороде Фёкла Ахала и окала: «Уродилась свекла На грядке около! Жалко Фёкле свёклу, Жалко свёкле Фёклу. Жаловалась Фёкла; «Заблудилась свёкла» Ю. Моргун. | |
48 занятие Знакомство с буквой Ю, со звуком «Ю». | Игра на развития звукового анализа «найди слово», отгадывание ребуса и кроссворда Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза в игре «Превращения» | Понятия: «гласный звук» | Чтение текста на тему «игра» Отбор слов с заданным звуком. | Отгадать ребуса со звуком «Ю» Подобрать слова со звуком «Ю» в начале слова, состоящее из двух слогов.(юрта, юнга, юла, Юля, Юра, юбка, юность.) | ||
49 Занятие Дифференциация звуко «У-Ю» | Проговаривание слоговых цепочек с данными звуками | Понятия: «гласные звуки», твёрдый-мягкий согласный» | Договаривание предложений словами со звуками «У-Ю»Правильное употребление существительных в винительном падеже.в игре «Кто что любит?» | Работа в тетради: дописывание букв У-Ю в данные слова в игре «Буква потерялась»(Слух,плюс,круг,крюк,Катюша,катушка.) | Решить кроссворд по картинкам Подобрать слова со звуком «Ц» в конце :(молодец, огурец, свинец, принц.._) | |
50 Занятие Знакомство с буквой Ц, Со звуком Ц | Отбор слов со звуком «Ц» Сочинение чистоговорок по картинкам Звуковой анализ слова «цапля» | Родственные слова к слову «Цвет» | Составление рассказа по картинке «Во дворе» Употребление существительных во множественном числе со звуком «Ц», в игре «Один-много»- кольцо, яйцо, овца..) Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффикса «Ц» (болотце,письмецо…) Подбор родственных слов к слову: «цвет». (цветовод, цветочки, цветник). | Изображение буквы с помощью рук, работа в тетради; пропись букв , слогов с буквой Ц | Сочинить стихотворение- буриме с данными рифмами: Пуговица- Яйцо- кольцо, Теплица- птица, Оконце-солнце, Решить кроссворд по картинкам Подобрать слова со звуком «Ц» в конце :(молодец, огурец, свинец, принц.._) | |
51 Занятие Дифференциация звуков С-Ц | Развитие фонематического слуха в игре «выбери игрушки со звуком «С-Ц». | Понятия: «свистящие звуки» | Словообразование существительных женского рода с суффиксами –иц-_, -ниц- (сахарница, салфетница, хлебница…) | Работа в тетради: «печатание букв С-Ц, дописывание недостающих букв в тетради в игре «буквы заблудились» | Отгадать ребусы и с этими словами – отгадками составить предложения.(месяц, спица). | |
52 Занятие Знакомство с буквой Й | Развитие речевого слуха и речевого чутья в игре «Доскажи словечко» | Понятия: «согласный мягкий, звонкий звук». | Род существительных ( соотнесение с местоимениями мой, моя, моё) в игре « Чьи вещи» (слова со звуком «Й»6майка. Зайка, воробей, соловей, каравай, трамвай) | Изображение буквы с помощью шнурков на бархатной бумаге. | Попытаться с помощью взрослых найти такие слова, в которых есть оба этих звука «ЛЬ»-«Й» (лейка, клей, налетай, наклейка, пожалей, клюй…) Составить с этими словами предложения. | |
апрель | 53 Занятие Звуки ЛЬ-Й | Чтение звуков, слогов и подбор к ним слов с помощью опорных картинок | Понятия: «согласные, мягкие звонкие звуки». | Составление предложений в игре «Предложение рассыпалось (Егор, поливает, лейки, из..) | Печатание букв в тетради в игре «Буквы чередуются» | Вспомнить и подобрать слова , заканчивающиеся на «ЧОК» |
54 Занятие Знакомство с буквой Ч | Вспомнить и подобрать слова героев любимых сказок со звуком «Ч» ( Ч ипполино, черепаха, Иван-Царевич», печка) | Слоговой анализ слов. Дифференциация на слух длинных и коротких слов. Правила правописания «ЧА», «ЧУ» | Употребление сложносочинённых предложений в игре «Почемучка», «Исправь предложения». | Работа в тетради; «Пропиши букву» Работа в тетради «Вставь пропущенные буквы» Динамическая пауза ; «Человечки» | Вспомнить слова, которые заканчиваются на …ЧКА.( бочка, дочка, девочка, кочка…_ | |
55 занятие Дифференциация звуков Ч-ТЬ. | Повторение слоговых цепочек с заданными звуками. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в игре «Заменяй-ка», «Добавляй-ка»( тя или ча). Звуковой анализ предложения; Грачата громко пищат. | Понятия ; «слог», «мягкие звуки». | Употребление сложноподчинённых предложений в игре « Для чего?» | Работа в тетради «Найди букву- буква спряталась» Проведи дорожки от картинок к звуковым символам. | Научиться в быстром темпе проговаривать скороговорку; Четыре маленьких чумазеньких чертёка чертили чёрными чернилами чертёж. | |
56 Занятие Дифференциация звуков Ч-СЬ | Игры на дифференциацию звуков; «повтори не ошибись», «читалочка». | Понятия ; «слог», «мягкие звуки». | Употребление предложений в игре; «У кого кто».( подбор детёнышей к словам; галка, барсучиха, гусыня, рысь). | Работа в тетради; «прописывание букв Ч и Т, записывание недостающих букв в словах в игре ; «буква потерялась». | Проговариваем скороговорку в быстром темпе и с разной интонацией; Синичка, синичка, воробью сестричка. | |
57занятие Знакомство с буквой Щ, со звуком Щ | Развитие фонематического слуха в игре ; «Что лежит в ящике» Соотнесение слоговых схем и слов | Понятия ; «слог», «мягкий звук». Правило правописания; ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. | Пересказ по опорной картинке на тему; «Щука» Словообразование профессий; носильщик, гонщик, каменщик… Образование существительных с помощью суффиксов «Щ»: рука-ручища… | Работа в тетради; Прописывание буквы, звуковой анализ слова –щука. Игры с буквами; «изобрази с помощью рук» | Отгадывание ребусов | |
58 Занятие Дифференциация звуков Щ-Ч | Дифференциация звуков в проговаривание слоговых дорожек. | Правил о правописания: ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. | Соотнесение слов и картинок в подборе слов – предметов к словам – признакам.(почтовый, прочный, речная, сочные, колючие…) | Работа в тетрадях: допиши слоги в словах в игре «слоги потерялись» | Научиться проговаривать скороговорку в быстром темпе, интонируя определённое слово; Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. | |
59 Занятие Дифференциация звуков «Щ»-«СЬ» | Развитие фонематического восприятия в игре: «найди слова на картинке» (картинка на тему: «На берегу реки»). Звуковой анализ предложения; Сима варит щи. | Понятия ; «слог», «мягкий звук». | Составление связного рассказа по картине: «На берегу реки». Чтение предложений; У Сени щенок. Сима варит щи. На осине сидят щеглы. | Звуковой анализ предложения в тетради. | Научиться чётко проговаривать скороговорку; Щенок тащит в ящик кости. Гуси щиплют щавель в роще. | |
60 Занятие Знакомство с буквой мягкий знак | Развитие фонематического слуха в игре «волшебники» ( «превращение слов-предметов в слова-действия, путём добавления «Ь» ; состав-составь, удар-ударь, трон – тронь). | Понятия: «мягкий знак», «мягкие согласные звуки». | Составление предложений со словами, в которых есть мягкий знак(соль, боль, ..) | Работа в тетради: печатание буквы «Ь», Слов с «Ь» Игры с буквой»на что похожа буква, изобрази пальчиками. | Реши кроссворд: ..ль ..ль ..ль (соль, моль, боль, толь, тюль, мель) | |
аперель | 61 Занятие Разделительный мягкий знак | Дидактическое упражнение; «математическая грамота» (бельё-бе+т=…., ворона-на+бьи….) | Понятие: «разделительный знак». | Согласование существительных с числительными (Я наблюдал за 5…(обезьянами) Спилили тополь с семью …(сучьями). Я нарисовал узор с шестью …(листьями). Употребление слов с разделительным мягким знаком в именительном падеже в предложениях по картинкам( В марте бегут…ручьи. В апреле оживают …деревья. В мае просыпаются …муравьи). | Работа в тетради; «Вставь пропущенный разделительный мягкий знак». | Реши кроссворд: ….ья ( семья, друзья, колья). |
62 занятие Знакомство с буквой твёрдый знак | Чтение слов с твёрдым знаком | Понятие: «твёрдый знак». | Пересказ рассказа: «Старик»Л.Н.Толстого. Образование родственных слов к слову «ехать» с помощью приставок. | Работа в тетради: «печатание твёрдого знака». | Составить рассказ по картинке о том как волк догонял зайца. | |
63занятие Закрепление проёденного материала | Определение на слух слогов, слов, предложений. | Понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» | Закрепление навыка связно отвечать на поставленные вопросы. Словоизменение с помощью суффиксов «чок», «ищ». | Динамическая игра «Буратино», «собери слоги», «нарисуй ключик» | Составить рассказ или сочинить сказку свою на тему «Золотой ключик». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Игра "Бросай-ка"
развивающая игра "Бросай-ка"...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие.2. Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе
обобщение у детей знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте....
Перспективный план кружка по обучению грамоте "АБВГДЕйка"
Занятия составлены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий. Все части занятия спланированы, основываясь на неразрывной связи между психическими процесса...
Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР
Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР...
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе....