Перспективный план кружка по обучению грамоте "АБВГДЕйка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Исламова Нурбану Фиркатовна

Занятия составлены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий. Все части занятия спланированы, основываясь на  неразрывной связи между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Утвержден:

Протоколом совета педагогов

№1 от 03.09.2014 г.

Заведующая муниципальным

дошкольным образовательнымучреждением

«Детский сад

присмотра и оздоровления для детей с урологическими заболеваниями 64»

 

                         /А.В. Мугизова/

03.09.2015

Перспективный план по развитию речи детей

в кружке «АБВГДЕйка»

(обучение грамоте)

на 2015-2016 учебный год

Составила: учитель-логопед

Исламова Нурбану Фиркатовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Пояснительная записка

Занятия проводятся подгруппами с детьми подготовительной к школе группы. Длительность занятий по 25-30 минут, два раза в неделю: сентябрь – 8, октябрь – 8, ноябрь – 8, декабрь – 8, январь – 6, февраль – 8, март – 8, апрель – 8, май – 8 занятий. Всего 70 занятий. Занятия составлены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий. В основу методики положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.

 

  1. Обучение грамоте. Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка  к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения. Предлагаемая в пособии последовательность работы по  звукам  и буквам заимствована у Г.А. Каше (см.: Каше Г.А.Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985).
  2. Фразеологизмы русского языка.  Изучение их способствует   обогащению словаря, средств речевого общения,  развитию чувства языка, выразительности речи.
  3. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
  4. Дыхательно-координационные упражнения направлены на активизацию дыхания, развитие речевого дыхания, снятие мышечного напряжения.
  5. Симметричные рисунки направлены на развитие координации движений и графических навыков.
  6. Графические диктанты направлены на развитие умений действовать по правилам и самостоятельно по заданиям взрослого, а также на развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
  7. Пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
  8. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления способствуют снятию зрительного напряжения и укреплению глазных мышц.


Сроки

Обучение грамоте

Фразео-

логизмы

Упражнения на развитие высших психических функций

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

Дыхательно-координацион-ные упражнения

Симметричные рисунки

Графические диктанты

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления

1.

Сентябрь 1 неделя

Звук у.

Буква у.

Аршин проглотить

Упражнение на развитие слуховой памяти «Запомни 10 слов».

Упражнение «Горячая монета».

Рисование одновременно двумя руками геометрической фигуры.

Прорисовывание буквы в воздухе.

2.

Звук а.

Буква а.

Слуховое упражнение «Пожалуйста».

Пение на звук:

а-а-а.

Диктант:

1 вверх,

2 вправо,

1 вниз,

2 вправо,

1 вверх.

Движение глазами по 4 основным направлениям.

3.

Сентябрь 2 неделя

Звуки а,у.

Буквы а,у.

Вернемся к нашим баранам.

Слуховое упражнение «Угадай слово».

Упражнение «Одуванчик».

Печатание слогов.

«Пальчики здороваются»

Движение глазами по 4 направлениям.

4.

Звук и.

Буква и.

Зрительное упражнение «Запомни 10 картинок».

Упражнение «Горячая монета».

Рисование одновременно двумя руками геометрической фигуры.

«Разминка».

5.

Сентябрь 3 неделя

Звуки п, пь.

Буква п.

Водить за нос.

Игра «Цветные слова». Развитие зрительной памяти.

Графический диктант под диктовку.

Движение глазами по 4 основным направлениям.

6.

Звуки а,у, и, п, пь.

Буквы а,у,и, п.

«Стираем и сушим белье». Развитие слуховой памяти.

Упражнение «Горячая монета».

Печатание слогов.

«Моя семья».

7.

Сентябрь 4 неделя

Звук э.

Буква э.

Волосы дыбом.

«Чего не стало?» Развитие зрительного внимания.

«Чудо-шар».

Рисование одновременно двумя руками геометрической фигуры.

Рисование графического узора.

8.

Буква т.

«Какой первый звук?» Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Рисование одновременно двумя руками солнышка.

Печатание слогов.

Движение глазами по 4 основным направлениям.

9.

Октябрь 1 неделя

Звуки т, ть.

Вот где собака зарыта!

«Чудесный мешочек». Развитие осязательной памяти.

«Листья летят». Дыхательное упражнение.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

10.

Звуки п, пь, т, ть.

Запомни 10 слов на звук.

Рисование одновременно двумя руками облачка.

Посмотреть на кончики пальцев на уровне средней линии лица.

11.

Октябрь 2 неделя

Звуки к, кь.

Буква к.

Всыпать по первое число.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

«Чудо-шар».

Печатание слогов.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

12.

Звуки п, пь, т, ть.

Буквы п, т, к.

«Угадай слово». «4-й лишний».

Рисование графического узора.

«Наш малыш».

13.

Октябрь 3 неделя

Звуки м,мь.

Буква м.

Втирать очки.

«Найди такую же» Развитие зрительного внимания.

Рисование одновременно двумя руками облачка.

3 круга по часо-вой, 3 круга против часовой стрелки.

14.

Звук о.

Буква о.

«Чего не стало?» Развитие зрительного внимания.

Печатание слогов

15.

Октябрь 4 неделя

Звук х.

Буква х.

Голая правда.

«Найди на слух 5-й лишний».

«Летят листочки»

Игра «Веселые спортсмены».

Нарисовать глазами квадрат.

16.

Звуки к, х.

Упражнение на развитие логического запоминания.

Рисование одновременно двумя руками восьмерок.

Игра «Живая страница». Развитие пространст-венной ориентировки.

17.

Ноябрь

1 неделя

Звук ы. Буква ы.

Дело в шляпе.

«Чего не стало?» Развитие зрительного внимания.

Графический диктант.

«Шалун».

Нарисовать глазами 3 горизонтальные восьмерки.

18.

Звуки ы, и.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Пение на звуки ы, и.

Энергетическое упражнение «Точки мозга».

19.

Ноябрь

2 неделя

Звук с.

Довести до белого каления.

Речевые логические задачи. Игра «12 вопросов». Развитие мышления, речи, воображения.

Пение на звук с.

Печатание слогов.

Упражнение на расслабление и концентрацию.

Нарисовать одним глазом 3 круга.

20.

Звук сь.

«Договори слово». Развитие речевого слуха.

Упражнение «Забей гол».

Рисование одновременно двумя руками горизонтальных восьмерок.

Нарисовать глазами пружинки.

21.

Ноябрь

3 неделя

Звуки с, сь.

Буква с.

Зарубить на носу.

Игра «3-й лишний». Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку.

Упражнение «Художники».

Печатание слогов.

Упражнение «Здравствуй».

22.

Звуки з, зь.

Буква з.

Упражнение «Единственное и множественное число». Развитие речи, мышления, памяти.

«Горячее молоко».

Графический диктант.

Нарисовать глазами пружинки.

23.

Ноябрь

4 неделя

Звуки с, сь, з, зь.

За семью печатями.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

«Мельница». Упражнение на развитие зрительно-логической памяти.

Рисование графического узора.

«Комарик».

24.

Звуки н, нь.

Буква н.

Упражнение на развитие знаково-символической памяти.

Печатание слогов.

25.

Декабрь

1 неделя

Буква я.

Козел отпущения.

Игра «Наоборот».

«Сдуй ватку с носа».

Рисование одновременно двумя руками квадратов и штриховка вертикальными линиями.

Моргание, глядя по 4 основным направлениям.

26.

Звуки б, бь.

Буква б.

«Подбери подходящее по смыслу 3-е слово».

«Чудо-шар».

Печатание слогов.

27.

Декабрь

2 неделя

Звуки б, бь, п, пь.

Лезть на рожон.

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти «Подбери слово-признак».

«Сдуй ватку с носа».

Работа с кассой букв.

Напиши глазами буквы (изученные).

28.

Закрепление пройденного

Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти «Запомни попарно картинку и цвет».

Рисование одновременно двумя руками треугольников и штриховка вертикальными линиями.

Напиши глазами буквы (изученные).

29.

Декабрь

3 неделя

Звуки в,вь.

Буква в.

Медвежья услуга.

Упражнение «Пары фигурок». Развитие зрительно-логической памяти.

«Снежинки».

Печатание слогов.

Составление букв из ниток.

30.

Звуки д, дь.

Упражнение «Счастливые Хрюши».

«Снежинки».

Рисование одновременно двумя руками овалов и штриховка вертикальными линиями.

Шнуровки.

31.

Декабрь

4 неделя

Буква д.

На козе не подъедешь.

Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти «Плохой сторож».

«Нарисуй двумя руками домик».

Работа с кассой.

Шнуровки.

Нарисовать в воздухе геометрические фигуры.

32.

Звуки д, дь, т, ть.

Буквы д, т.

Упражнение «Продолжи фразу». Развитие речи и мышления. Игра «Внимание, нарисуй такую же».

Дыхание через одну ноздрю (поочередно).

Написать двумя руками букву д.

Пальчиковая гимнастика «Лягушка».

33.

Январь

2 неделя

Дифферен-циация звуков т, ть, д, дь.

Отложить в долгий ящик.

Игра «Нахождение слов, продолжи ряд». Развитие мышления.

Нарисовать двумя руками грибок и черепашку.

Графический диктант.

Пальчиковая игра «Черепашка».

34.

Звук г, гь.

Буква г.

Упражнение «Запомни с помощью картинки сочетание слов». Развитие зрительной опосредованной памяти.

Дыхание через одну ноздрю (поочередно).

Нарисовать двумя руками мышку по образцу.

Пальчиковая игра «Черепашка».

Глазами вверх, вниз.

35.

Январь

3 неделя

Звуки г, к.

Буквы г, к.

Подложить свинью.

Упражнение «Закончи фразу». Развитие мышления.

Дыхание через одну ноздрю (поочередно).

Напиши двумя руками букву к.

Работа с кассой.

Упражнение «Изобрази с помощью жестов».

36.

Звук ш.

Упражнение «Помоги прочитать сказку». Развитие сообразительности.

Упражнение «Сдуй ватку».

Напиши двумя руками букву ш.

Работа с кассой.

Игра «Танграм».

37.

Январь

4 неделя

Звук ш

(второе занятие)

Попасть в переплет.

Игра «Что это?». Сочетание двух признаков.

Упражнение «Сдуй ватку с носа».

Напиши двумя руками букву ш.

«Напиши глазами букву ш».

38.

Буква ш.

Упражнение «Пиктограммы «Муравей и голуб-ка»». Развитие зрительно-ассоциа-тивной памяти.

Произношение звука ш на выходе.

«Нарисуй двумя руками шарики и заштрихуй».

Игра «Танграм».

Пальчиковая гимнастика «Солнце».

Гимнастика для глаз.

39.

Февраль

1 неделя

Дифферен-циация звуков

с-ш.

Сбоку припека.

Упражнение «Сравнение предметов». Развитие логического мышления.

Произношение звуков ш-с на выдохе.

Пальчиковая гимнастика «Солнце».

Нарисовать правым, а затем левым глазом букву ш.

40.

Звук л.

Упражнение «Приставалочка». Развитие опосредованной памяти.

Упражнение «Мельница».

«Нарисуй двумя руками ладошки».

Графический диктант.

Игра «Танграм».

41.

Февраль

2 неделя

Звуки л, ль.

Типун тебе на язык.

Упражнение «Назови слова наоборот». Развитие речи.

«Нарисуй двумя руками снежинки».

Упражнение «Ухо-нос».

Гимнастика для глаз.

42.

Буква е.

Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти.

Дыхание через одну ноздрю (поочередно).

«Нарисуй двумя руками букву е».

Рисование графического узора.

Игра «Танграм».

43.

Февраль

3 неделя

Звук ж.

Ударить в грязь лицом.

Упражнение «Разрезные открытки». Развитие мышления и воображения.

Пальчиковая гимнастика «Повар».

Гимнастика для глаз.

44.

Звук ж. Буква ж.

Игра «Внимание, нарисуй такую же».

Упражнение «Мельница».

«Нарисуй двумя руками жуков».

Печатание слогов.

Пальчиковая гимнастика «Повар».

45.

Февраль

4 неделя

Дифферен-циация звуков з-ж.

Сесть в калошу.

Упражнение «Разрезные от-крытки». Развитие мышления и воображения.

Графический диктант.

Упражнение «Ухо-нос».

Гимнастика для глаз.

46.

Дифферен-циация звуков ж-ш.

Упражнение «Медведь». Развитие опосредованной памяти.

Дыхательное упражнение «Певец».

«Нарисуй двумя руками горки».

Нарисовать правым, а затем левым глазом букву.

47.

Март

1 неделя

Звук р.

Точить лясы.

Игра «Определи понятие». Развитие речи.

Рисование графического узора.

Составление букв из ниток.

48.

Дифферен-циация звуков р, рь.

Игра «Внимание». Развитие зрительного внимания.

Упражнение «Мельница».

«Нарисуй двумя руками букву р».

Гимнастика для глаз.

49.

Март

2 неделя

Буква р.

Белены объесться.

Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти.

Графический диктант.

Упражнение «Ухо-нос».

50.

Дифферен-циация звуков р,рь – л,ль.

Обучение приемам образного запоминания слов.

Дыхательное упражнение «Певец».

Упражнение «Вот гвоздь, вот молоток».

51.

Март

3 неделя

Буква ё.

Горе луковое.

Упражнение «Сравнение предметов». Развитие мыслительной операции.

Упражнение «Задуй свечку».

«Нарисуй двумя руками ежиков».

Упражнение «Вот гвоздь, вот молоток».

Нарисовать правым, а затем левым глазом букву.

52.

Звук й.

Буква й.

Упражнение «Пиктограммы «Животные весной»». Развитие зрительной памяти.

Упражнение «Мельница».

Графический диктант.

53.

Март

4 неделя

Звук й.

Буква й.

(второе занятие)

Играть в бирюльки.

«Найди такую же». Развитие зрительного внимания.

Упражнение «Узнай по запаху».

«Нарисуй двумя руками елку».

Упражнение «Вот гвоздь, вот молоток».

Гимнастика для глаз.

54.

Звук ч.

Буква ч.

Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти.

Дыхательное упражнение «Певец».

Упражнение «Ухо-нос».

55.

Апрель

1 неделя

Звук ч.

Буква ч.

(второе занятие).

Пролетел, как фанера над Парижем.

Упражнение «Найди отличия». Развитие наблюдательности.

Упражнение «Бабочки».

Работа с кассой.

Нарисовать правым, а затем левым глазом букву.

56.

Дифферен-циация звуков

ч-т.

Кроссворд.

Упражнение «Одуванчик».

«Нарисуй двумя руками чайник».

57.

Апрель

2 неделя

Буква мягкий знак(ь).

Рубаха-парень.

Упражнение «Разрезные открытки». Развитие мышления и воображения.

Дыхательное упражнение «Певец».

Упражнение «Ухо-нос».

58.

Разделитель-ный мягкий знак(ь).

Упражнение «Сравнение предметов». Развитие мыслительной операции.

Упражнение «Бабочки».

«Нарисуй двумя руками лесенку».

Работа с кассой.

Нарисовать правым, а затем левым глазом букву.

59.

Апрель

3 неделя

Звук ц.

Буква ц.

Душа нараспаш-ку.

Упражнение «Разрезные открытки». Развитие мышления и воображения.

Упражнение «Цветы».

Шнуровка.

60.

Дифферен-циация звуков

ц-с.

Игра «Внимание, нарисуй такую же».

Дыхательное упражнение «Певец».

«Нарисуй двумя руками птицу».

Составление букв из ниток.

Гимнастика для глаз.

61.

Апрель

4 неделя

Звук щ.

Буква щ.

Бельмо на глазу.

Упражнение «Запомни фразы». Развитие слуховой памяти.

Упражнение «Одуванчик».

Работа с кассой.

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

62.

Дифферен-циация звуков щ-с-сь.

Кроссворд.

Упражнение «Бабочки».

Рисование графического узора.

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

63.

Май

1 неделя

Звуки ф, фь.

Буква ф.

Попасть на удочку.

Кроссворд.

Дыхание через одну ноздрю.

Нарисуй двумя руками факел.

Составление букв из ниток.

64.

-

Буква ю.

Упражнение «Разрезные картинки» на развитие мышления и воображения.

Упражнение «Цветы».

Работа с кассой.

Гимнастика для глаз.

65.

Май

2 неделя

Разделитель-ный твердый знак(ъ).

Вверх тармашка-ми.

Игра «Найди  слова, продолжи ряд» на развитие мышления.

Упражнение «Бабочки».

Составление букв из круп.

66.

-

В сказочной стране

Кроссворд.

Упражнение «Цветы».

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

В мае последние две недели - повторение, закрепление пройденного материала.

Литература:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М.: Творческий центр, 1999.
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
  5. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград.: Учитель, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Перспективное планирование кружка по обучению математике «Дошколёнок»

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результат....