Работа над шипящими звуками
консультация по логопедии на тему

Петрова Инна Васильевна

Работа над шипящими звуками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над шипящими звуками373.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

В гостях у шипящих звуков

Для родителей часто остается загадкой, почему один ребенок в 5 лет произносит все звуки, а их ребенок не выговаривает половину звуков родного языка или  «застрял»  на каком-то одном звуке. Предлагаю разобраться в этом далеко не самом простом вопросе. В большинстве случаев имеющиеся трудности вполне могут быть преодолены силами самих родителей. Важно лишь правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. В этот раз мы отправимся в гости к шипящим звукам.
К шипящим  относят звуки: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ». Это известно всем из курса школьной программы. Какие же трудности испытывает ребенок, сталкиваясь с этими звуками?
Очень показательным, с точки зрения логопедии, является рассказ Виктора  Драгунского «Заколдованная буква» из цикла «Денискины рассказы».
Дети случайно заметили разницу в произношении слова
 шишки  и пытались выяснить, кто из них прав.  Дениска в спор не вступал, но по дороге домой долго размышлял о нем: «Я шел и домой и всё время думал: чего они так спорили, раз оба неправы? Ведь это очень простое слово?» В итоге  он решил проверить свое умозаключение: «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски и не хыхки, а коротко и ясно: Фыфки! Вот и всё!» 
Советую вам, уважаемые родители
, перечитать этот рассказ. Очень смешно!  Да, конечно, если это только не ваши дети так произносят слова.  В этом рассказе показано, какими звуками дети могут заменять в речи звук «Ш». Остается только выяснить, как исправить эти замены. Но не спешите… Послушайте, как ваш ребенок произносит это «простое» слово  шишки. Слушайте внимательно, а еще лучше, если вы приглядитесь к его речевому аппарату: губам, языку, щекам. Возможно, вы услышите и другие замены: «титки», «сиськи», «щищки».  В других случаях вы можете заметить, что кончик языка просовывается между резцами (межзубное произношение) и звук приобретает характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи. Еще более неприятный и необычный  для слуха оттенок придает звуку «хлюпающее» произношение. Иногда, при этом можно заметить раздувание щек.  В последних двух случаях произношение звуков проявляется в искаженном звучании, а не в их замене другими звуками.
Существуют, как правило, две причины неправильного произношения звуков:
= Выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка (неправильное строение челюстей и зубов, короткая подъязычная связка).
= Недостаточная подвижность речевых органов (чаще всего речь идет о слабости (парезах) мышц языка и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки).
В этих случаях родители с самого начала должны понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребенка будет протекать в усложненных условиях. Родителям важно знать, что такие нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом», а потребуют специальной логопедической помощи. За этой помощью лучше обратиться в возможно более ранние сроки.
А теперь рассмотрим те случаи, когда ребенок заменяет звук «Ш» более простыми по артикуляции звуками: «Ф», «Х», «С», «СЬ», «ШЬ», «Т». 
Одной из частых причин таких замен являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в их различении).  Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков:  ш – ф,   ш - с,    ш - сь,   ш - х,   ш - т.
Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании «С» и «Ш», т.е. если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком «С») артикуляцией звука «Ш», поскольку произношение «сыски» вместо «шишки» кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляционных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука. Эта форма трудностей в звукопроизношении коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены, неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет
сыски вместо шишки. Однотипные ошибки возникают и при чтении.
В  тех случаях, когда один звук речи заменяется другим из-за не различения ребенком этих звуков на слух, специальная помощь должна заключаться в развитии у ребенка способности к такому различению. Большую помощь при этом могут оказать ребенку и сами родители. Необходимо любыми способами довести до сознания ребенка
разницу в звучании звуков. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий.
Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук
] –  свист вытекающей из крана воды, звук [Х] – греем замерзшие руки, звук [Ф]- воздух выходит из воздушного шарика, [Т] – стучат колеса вагона, звук [Ш] - шум листьев дерева во время сильного ветра или шипение змеи.
В ходе игры взрослый достаточно громко произносит  то звук [с], то [ш]. Каждый раз он спрашивает у ребенка: «Что это лес шумит или водичка из крана бежит?» После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемого им в речи звука, нужно закрепить это навык путем специальных упражнений. Все эти упражнения рассчитаны на то, чтобы внимание было постоянно привлечено к нужной паре звуков.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Упражнение «Фишечный диктант»
Инструкция: 
«Я буду говорить слова. Если ты услышишь в слове звук
], то поставишь на стол фишку (положишь карандаш, пуговицу…).    (В данном случае ребенок заменяет звук «Ш» на звук «С»).
Взрослый последовательно произносит каждое слово, несколько выделяя при этом звуки «Ш» и «С»
Примерные слова: шапка, шуба, сумка, стол, школа, шарф, сом, суп, стул, шаль, шляпа, сандалии, самолет, шаги, шахматы.
Взрослый: «Посчитай, сколько у тебя фишек. А теперь давай проверим, правильно ли ты услышал».
Взрослый повторяет слова, начиная с первого, а ребенок подтверждает: услышал ли он заданный звук или нет. Фишка отодвигается в сторону, если звук  услышан верно.
В конце упражнения ребенок делает вывод: пропустил он звуки (если фишек при проверке не хватило)  или поставил лишние фишки (если ставил там, где нет заданного звука).

2. Упражнение «Хлопни в ладошки»
Упражнение очень похоже на первое, но вместо фишек, ребенок хлопает в ладошки на заданный звук. Здесь выполнение задания происходит сразу. Взрослый либо хвалит малыша, либо просит быть внимательнее.

3. Упражнение «Покажи букву»
Хорошо выполнять это упражнение, если ребенок знает буквы. Если ребенок  ещё с буквами незнаком, то покажите ему букву  
Ш, а потом поиграйте в игру. Упражнение  выполняется аналогично второму.

4. Упражнение «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать»
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если услышит в слове звук «Ш», либо прятать руки за спину, если звука не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора и спросить, т.е. ребенок должен сказать, что он услышал в слове песенку леса (змеи).

5. Упражнение «Собираем пуговки»
Взрослый предлагает ребенку пуговки и объясняет, что он в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова со звуком «Ш». Взрослый называет слова, а ребенок опускает в сумочку пуговки. Упражнение проводится аналогично первому.

6. Упражнение «Собери картинки»
Взрослый показывает картинки и называет их, выделяя голосом звуки «Ш» и «С». Ребенок получает картинку, если услышит в слове звук «Ш».

Во всех этих упражнениях слова произносит взрослый, а ребенок только на слух определяет: есть в них заданный звук или нет. Когда ребенок научиться произносить звук «Ш», развитие фонематического слуха необходимо продолжить. Упражнения при этом усложняются, потому что ребенок не только учиться слушать взрослого, но и самого себя.

Развитие речевого дыхания

Качество речи, её громкость, плавность зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для  тренировки речевого дыхания рекомендуются приведённые ниже игры.

Кто дольше?
Вместе с ребёнком дуйте на лежащий на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, лёгкий. Вдох производится через нос.

Буря в стакане
Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

Бабочка (птичка)
На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щёк, - бабочка полетит.

Снежинка
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.

Учимся штриховать

Штриховка - очень полезное упражнение! Позволяет координировать свои движения, соблюдать границы контура, формирует нажим, захват карандаша, развивает графические умения и навыки.

Правила штриховки

  • Штриховать только в заданном направлении;
  • Не заходить за контуры рисунков;
  • Соблюдать одинаковое расстояние между штрихами;
  • Штриховать лучше карандашами или ручками.

Штриховка делается под руководством взрослого. Нужно контролировать направление и параллельность линий, посадку ребёнка и то, как он держит карандаш.

Основные линии штриховки

http://ndou205.narod.ru/images/shtrihovka.jpg

Логопедическая азбука для родителей

http://ndou205.narod.ru/images/logoped/azbuka01.jpg  http://ndou205.narod.ru/images/logoped/azbuka02.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация артикуляционных упражнений для шипящих звуков в игровой форме

Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

Организация индивидуальной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков.

В статье отражены основные этапы коррекционной работы на шипящими звуками....

Шипящие звуки и звук Ть. Конспекты занятий по индивидуальной работе в условиях детского сада.

Вашему вниманию представлена серия конспектов для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основу положен речевой материал Ольги Игоревны Крупенчук. Материал включает этапы авто...