Перелетные птицы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кошечкина Елена Владимировна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Перелетные птицы»

Учитель-логопед

Кошечкина

Елена Владимировна

МКДОУ «Детский сад №3»

г. Дзержинск

2014г.

Цель:

Развивать лексико-грамматический строй речи через формирование представлений о перелетных птицах весной.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Продолжать учить образовывать родственные слова к слову грач.

Продолжать учить составлять распространенные предложения по наглядно-графической модели.

Закреплять умение правильно употреблять предлог НАД.

Коррекционно-развивающие: 

Закреплять правильное произношение звуков в самостоятельной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Перелетные птицы».

Упражнять в образовании множественного числа существительных, глаголов в именительном падеже.

Упражнять в согласовании слов в предложении в роде, числе и падеже.

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.

Развивать координацию движений, мелкую моторику, интонационную выразительность речи чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов.

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение примет наступающей весны в природе.

Знакомство с названиями перелетных птиц.

Пересказа рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных» А.Э.Брема).

Конструирование «Грачи».

С детьми со средним уровнем развития работа над слоговой структурой слов – названием перелетных птиц.

Оборудование:

Компьютерная презентация.

Предметные картинки перелетных птиц: соловей, грач, трясогузка, лебедь, журавль, кукушка, скворец.

Карточки с двумя картинками для составления предложений с предлогом НАД.

Карточка-схема для образования существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Солнышко, лучи – наглядно-графическая модель для составления предложений о перелетных птицах.

Металлофон.

Методы и приемы:

Сюжетная основа занятия, вопросы, беседа, словесные игры, игровые упражнения, знаково-символическое моделирование, художественное слово, элементы логопедической ритмики, пальчиковая гимнастика, педагогическая оценка.

Дифференцированный подход:

Подгруппа с более или менее высоким уровнем развития (условное обозначение      ):

        Миша К., Влад Б., Алена А., Родион В.

Подгруппа со средним уровнем развития (условное обозначение      ):

        Лиза Ш., Настя К., Таня К.,        

Дети со средним уровнем развития испытывают трудности в произношении слов сложной слоговой структуры, трудности в согласовании слов в предложении, редко изъявляют желание высказываться на фронтальном занятии.

Детям с более или менее высоким уровнем развития предлагаются более трудные слова по звуко-слоговому составу.

Для закрепления понятий используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем из средней.

Вовлечение детей со средним уровнем в активную работу обеспечивается подбором вопросов и наглядного материала.

Для детей со средним уровнем увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Дифференциро-

ванный подход

Деятельность детей

Ι. Вводная часть.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал  постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

- Почему вы решили, что это весна?

- Правильно, весной проталины, бегут ручьи, и солнце греет теплее, но наше солнышко закрыли тучи. Как же быть? Весне трудно без солнышка.

- Дети, давайте поможем весне и

Разгоним тучи. Эти тучи не простые, они с заданиями. Тучи уйдут и освободят солнышко, если вы выполните их задания. Задания тучек мы увидим на «волшебном экране».

ΙΙ. Основная часть.

1. Закрепление обобщающего понятия «перелетные птицы». Образование существительных множественного числа.

- «Волшебный экран» покажи нам первое задание.

- Посмотрите на экран.

- Первая тучка принесла нам кого?

- Назовем птиц.

- Как можно, одним словом назвать этих птиц?

- Почему этих птиц называют перелетными?

- Тучка предлагает вам поиграть в игру «Один-много».

Игра «Один-много».

Лебедь –

Аист –

Скворец –

Журавль –

Соловей –

Кукушка –

Трясогузка -

- Молодцы, выполнили задание тучки. Одной тучки не стало.

2. Составление предложений с предлогом НАД.

Игра «Составь предложение».

- Второе задание тучки.

- Весной птицы возвращаются в родные края и пролетают над разными местами.

- Назовем, что могут пролетать птицы.

- Тучка вас просит рассказать над чем пролетают птицы, чтобы вернуться в домой.

- Какое маленькое слово-предлог вы произносили?

- Когда предмет находится выше чего-то, тогда появляется маленькое слово-предлог НАД.

- Задание выполнили и еще одной тучи не стало.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Работа над слоговой структурой слова.

- Следующее задание тучки.

- Весной у птиц много важных дел. Что делают перелетные птицы весной?

-Посмотрите на экран, какие птицы заботливые родители.

- Тучка просит вас назвать птенцов у перелетных птиц.

- Выходите на ковер.

Игра «Отхлопай слово»

- Но сначала вам нужно позвать к себе перелетную птицу. В этом вам поможет металлофон.

Игра У кого кто?

- Назовите одного и несколько птенцов. У кого схема, тот и говорит.

4. Развитие мелкой моторики руки.

Пальчиковая гимнастика

«Птенцы и птенчики».

- На дереве было гнездо с птенцами.

Птенцы были голодные, громко просили есть.

- Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице,

по две букашки,

по три мошки.

- Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала.

- Молодцы, выполнили задание тучки. Еще одной тучки не стало. Осталось только две тучки.

5. Образование родственных слов.

- «Волшебный экран» покажи нам следующее задание.

- Тучка вас спрашивает, какая птица прилетает весной самая первая.

- Правильно, именно грачи возвращаются с зимовки первыми, как только начинает таять снег.

- Грачи дружные птицы. Они вместе строят гнезда на вершинных деревьев, по несколько гнезд на одном дереве.

- Тучка просит нас помочь свить гнезда грачу. Каждое гнездо – это слово.

Игра «Назови слово»

Птенец грача –

Птенцы грача –

Их мать –

Чьи следы –

Скопление гнезд –

- Повторим слова. Эти слова похожи на какое слово?

- Слова, которые похожи как родственники – называются родственные слова.

6. Согласование существительных с числительными.

Игра «Считай и называй»

- Тучи сфотографировали перелетных птиц.

- Последняя тучка вас спрашивает, сколько птиц на фотографии.

- Последней тучки не стало.

7. Составление предложений по наглядно-графической схеме.

Игра «Составь предложение».

- Тучи мы прогнали, но солнышко светит, но не греет. Чего ему не хватает.

- Давайте подарим солнцу лучи.

- Луч появится, если расскажите самое интересное о перелетной птице. В этом вам помогут картинки-подсказки.

8. Координация речи с движением.

«Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи

И всю землю освети!

Чтоб весна скорей настала

Чтобы нам теплее стало,

Чтобы капли звонко пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтоб цветочки распускались,

С юга птицы возвращались.

Солнце, солнце, землю грей!

Пусть весна идёт быстрей!

- Спасибо ребята, теперь солнце не только светит, но и греет. Возвращаются перелетные птицы и несут на своих крылышках весну.

ΙΙΙ. Заключительная часть.

- О ком мы говорили?

- О ком расскажите дома?

Дети отвечают.

Это весна.

Дети отвечают.

Весной проталины, бегут ручьи, …, теплее греет солнце.

Хоровое называние птиц.

Дети отвечают.

Повторяют ответ.

Осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.

Дети отвечают. За правильный ответ получают картинку с птицами.

Дети отвечают предложением с предлогом НАД.

Дети отвечают.

Повторяют ответ.

Возвращаются с юга, находят себе пару, строят гнезда, откладывают яйца, выводят и кормят птенцов.

Смотрят слайды.

Отхлопывают слово (название птицы) на металлофоне.

Грач, ле-бедь, жу-равль, ку-куш-ка, а-ист, скво-рец, со-ло-вей.

Используя схему, называют птенцов в единственном и множественном числе.

У грача грачонок, грачата. У лебедя лебеденок, лебедята. У журавля журавленок, журавлята. И т.д.

Пальцы правой руки собирают в «щепоть» левой рукой  сбоку обхватывает пальцы.

Большой палец по одному разу прикасается поочередно ко всем пальцам.

Одновременное двукратное прикосновение большого пальца поочередно ко всем пальцам.

Большой палец прикасается по три раза поочередно ко всем пальцам.

Пальцы собираются в «щепоть» и  поочередно с силой «чистят» верхние края остальных пальцев, на обеих руках поочередно.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Повторяют ответ.

Хоровое проговаривание родственных слов.

Дети берут картинку и считают птиц.

Картинки дает логопед.

Дети берут «лучи» и составляют предложение о перелетных птицах.

«Лучи» дает логопед.

Дети, взявшись за руки, идут в центр круга.

Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.

Останавливаются и на слово весна поднимают руки вверх.

Перекрещивают руки на груди и трут плечи.

Движение кистей рук, имитирующее падение капель.

Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»).

Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч.

Взмахивают руками.

Хлопают в ладоши на каждое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...