Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным МБДОУ детский сад №4
материал по логопедии на тему

Шептунова Ольга Витальевна

Данный комплекс мер построен  на общих принципах в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей,

для которых он не является родным МБДОУ детский сад №4

На основании приказа №273 от 21.04.2014г.  Отдела образования Администрации                        г. Каменск-Шахтинского  «О мерах по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является  родным» в  МБДОУ детский сад №4 разработан, утверждён и реализуется комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является  родным.

Данный комплекс мер построен  на общих принципах в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования.

Комплекс мер

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1. Обследование детей, посещающих МБДОУ с целью выявления детей нуждающихся в логопедической помощи, в том числе детей билингвистов

учитель-логопед  

Шептунова О.В.

15.10-30.11.

2. Направление детей нуждающихся в логопедической помощи на ПМПК

Заведующий МБДОУ Селезнёва Н.Л.

Учитель-логопед Шептунова О.В.

В соответствии с графиком заседания специалистов утверждённым ПМПК

3. Зачисление детей (по результатам рекомендаций ПМПК и на основании направлений отдела образования) в логопедические группы

Заведующий МБДОУ Селезнёва Н.Л.

 

01.09.

4. Диагностическое обследование  речеязыковой компетенции детей

учитель-логопед  

Шептунова О.В

01.09.-15.09.

5.  Разработка планов индивидуальной коррекционно-логопедической работы для ребёнка с двуязычаем

учитель-логопед  

Шептунова О.В

По итогам стартовой диагностики

6. Организация и проведение коррекционно-логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных)

учитель-логопед  

Шептунова О.В

В течение учебного года

7.  Развитие русской разговорной речи в повседневной жизни в ДОУ

Воспитатели логопедических групп

Постоянно в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда

8.  Консультирование родителей по организации речевого режима в семье

Учитель-логопед

Постоянно (в соответствии с запросами родителей)

      Задачи, реализуемые на основании данного комплекса мер, могут быть решены лишь при условии учета закономерностей овладения речью при двуязычии и особенностей усвоения второго языка в дошкольном возрасте. Чтобы иноязычный ребенок научился говорить по-русски, ему необходимо не только преодолеть трудности фонетического и фонологического порядка, т. е. научиться правильно произносить звуки и сочетания звуков русского языка, но и понимать значения русскоязычных слов на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
В логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком, реализуются
четыре группы задач.
      I. В области формирования звуковой стороны речи: 
      • сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка, как в изолированной позиции, так и в составе слова;
      • добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;
      • особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;
      • развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов;
      • обучить интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).
      II. 
В области лексики русского языка: 
      • обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН или ОНР;
      • активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
      III. 
В области грамматики: 
      • учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
      • воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой);
      • формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;
      • учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
      • научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
      • учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;
      • учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
      • формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
      • учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
      • активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;
      • закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
      • добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;
      • проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.
      IV. 
В области связной речи:
      • учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;
      • формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);
      • развивать диалогическую речь детей на русском языке;
      • создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке;
      • создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.


Работа с родителями.   В беседах с родителями логопед должен объяснить им цель логопедических занятий. Необходимо, чтобы они проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на логопедических занятиях. Полезно организовывать совместные с родителями прослушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мультфильмов на русском языке.

 Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие.
 Занятия проводит логопед 2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения проводятся индивидуальные занятия; во втором периоде обучения — в подгруппе из 3—5 человек. В третьем периоде становится возможным включение детей в групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек в группе).  Продолжительность занятий: в старшей группе — 20—25 мин, в подготовительной к школе группе — 30—35 мин.

Работа воспитателя.  Воспитатель способствует развитию русской разговорной речи и вне специальных занятий, т. е. в повседневной жизни.
      Задачи развития речи в этих условиях заключаются в следующем:
      1) закреплять те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с планами логопедических занятий);
      2) упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз;
      3) проводить индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.
      Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой.
      Целесообразно особое внимание уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия.
      Закрепление навыков русской речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. В процессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонации.

   

                                      Заведующий МБДОУ детский сад №4_____________Селезнёва Н.Л.

Учитель-логопед ___________  Шептунова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация обучения русскому языку с использованием УМК

Организация обучения русскому языку с использованием УМК...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 6-7 лет (подготовительная группа)

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 6-7 лет (подготовительная группа)...

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...

«Обучение русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Все мы знаем и зачастую на практике сталкиваемся с «иноязычными гражданами&ra...