Методическая копилка логопеда
методическая разработка по логопедии на тему

Утемишева Гузяль Касимовна

Представлен материал  в виде упражнений по постановке звуков к, г, х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_postanovki_zvukov_k.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

            Упражнения для постановки звуков  К, Г и Х

Описание правильной артикуляции звуков:

Рот чуть приоткрыт. Губы в легкой улыбке. Кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов внутрь рта. Задняя часть языка выгнута дугой кверху и своей верхней поверхностью (спинкой) смыкается с нёбом.

Для того чтобы выработать правильную артикуляцию этих звуков, надо научить ребенка делать легкую улыбку, а широкий язык выгибать и задвигать внутрь ротовой полости как можно глубже.

Далее предлагаются артикуляционные упражнения, способствующие выработке данной артикуляционной позы.

Хоботок-улыбка

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как вытянуть вперед хоботком губы (как при утрированном произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2—3 с. Предложите ребенку повторить упражнение.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...», в спокойном темпе. Повторить движение 6— 10 раз.

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык и закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз.

Лопатка — иголочка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как язык может менять форму. Сначала положите на нижнюю губу широкий расслабленный язык (поза «Лопатка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 3—5 секунд. Затем напрягите язык и, выдвинув вперед, придайте ему заостренную форму, напоминающую жало (поза «Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении тоже 3 — 5 секунд, после чего вновь расслабьте, придав форму лопатки.

Попросите ребенка повторить это упражнение, изображая то «Лопатку», то «Иголочку», несколько раз подряд.

Чистим нижние зубки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку почистить нижние зубы с помощью языка. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы-резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз, в спокойном темпе, 6—10 раз.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно покачать язычок на «качелях». Возможны следующие варианты:

1. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимается к носу и опускается к подбородку. Это «большие качели».

2. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается к внутренней стороне верхних зубов (резцов), затем ко внутренней стороне нижних зубов. Это «маленькие качели».

Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Горка

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как с помощью языка можно изобразить чудо-горку, которая то появляется, то исчезает. Для этого надо открыть рот и упереться широким кончиком языка в основания нижних резцов. После этого сначала выгнуть среднюю и заднюю части языка вверх — горка появляется, затем опустить их вниз — горка исчезает.

Движения нужно выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 6—10 раз.

Катушка

(динамическое артикуляционное упражнение) Покажите ребенку, как можно «покатать» язык во рту. Для этого так же, как в предыдущем упражнении, широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов. Затем, не отрывая кончика языка от зубов, «выкатить» среднюю часть языка изо рта, а затем вновь втянуть ее.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вперед-назад, вперед-назад...», в спокойном темпе, 6—10 раз.  

Упражнения для растяжения подъязычной связки

Часто родители спрашивают специалистов о том, достаточной ли длины подъязычная связка (уздечка) у их ребенка, не нужна ли операция по ее подрезанию. Действительно, у разных людей подъязычная связка может быть разной длины. Если у ребенка очень короткая уздечка языка, он не сможет произносить шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ и звук Р. Но на самом деле такая анатомическая особенность встречается весьма редко.

Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него совершенно точно не будет препятствий для постановки вышеперечисленных звуков, требующих подъема языка к нёбу.

И еще один важный показатель: у ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка логопеда.

Представлен материал художественной литературы по лексико - грамматическим темам....

В копилку методических приёмов логопеда

Универсальная игра, используемая на этапе автоматизации слогов различной структуры....

Методическая копилка учителя-логопеда «Лес. Грибы и ягоды» (подготовительная логопедическая группа)

Данная разработка  содержит комплект материалов необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса по лексической теме "Лес. Грибы и ягоды"....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Наша Армия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал содержит всю необходимую информацию для организации коррекционного процесса в рамках данной лексической темы....

Методическая копилка логопеда

Картотека предназначена для работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Удобна в использовании. Материал подобран для всех звуков. Можно давать в качестве домашнего задания. Картотек...

Методическая копилка.Логопед в сенсорной комнате.

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Современные технологии позволят нам сделать занятия с ребенком не только полезными, но увлекательными и интересными....