Методическая копилка.Логопед в сенсорной комнате.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Современные технологии позволят нам сделать занятия с ребенком не только полезными, но увлекательными и интересными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka._logoped_v_sensornoy_komnate.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Работа логопеда в сенсорной комнате. Картотека игр и упражнений.

Подготовила учитель- логопед

Лялина Татьяна Александровна.

Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Возникновение любого речевого нарушения ограничивает реализацию всех функций речи, видоизменяет познавательную деятельность и сказывается на возможности социальной адаптации ребенка.

  Сенсорная комната – комплекс инновационных технологий, особым образом организованная образовательная среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

 

I. Звуковые разминки. Мир звуков.

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие фонематического слуха, активизация внимания, развитие интереса, снятие нервно-психического напряжения.

Неяркий свет позволяет ограничить видимый мир для ребенка и увеличить нагрузку на слуховое восприятие, сконцентрировать внимание ребенка на слухе.

1. «Разговор леса»

Оборудование:

Музыкальный центр, диски с записью звуков природы, мягкие пуфы или ковер.

Свет приглушен ( несколько неярких источников света)

                     Дети как эхо повторяют звуковую комбинацию за взрослым.

  Ветер в лесу – ш-ш-ш.

 Уж ползет по траве – с-с-с.

 Прилетел жук – ж-ж-ж.

 Запел комарик – з-з-з.

Пролетела птица – шух-шух.

Засопел ежик – пых-пых-пых.

     2.«Чувствительное ушко» ( так же, ка и предыдущее упражнение)

Просим тишины – ц-ц-ц.

Разгоним крикливых птиц – кш-кш-кш.

Дуем на одуванчик – ф-ф-ф.

Журчит вода в ручейке – дз-дз-дз.

Зажужжала пчела – дж-дж-дж.

Загудел в поле трактор – р-р-р.

3.  «Музыкальная шкатулка»

Оборудование:

Музыкальные инструменты, колокольчики, мягкие пуфы или ковер, ширма. Свет приглушен ( или приглушаем свет во время угадывания инструментов.)

 

Ведущий рассказывает ребятам о каждом предмете из набора музыкальных игрушек, показывает, как пользоваться, чтобы игрушка зазвучала, объясняет, что звук может меняться (быть тихим, громким, звонким, глухим).

Дети берут по одной музыкальной игрушке, играют на ней, описывают звуки, которые издает инструмент.

Ведущий раскладывает музыкальные игрушки по периметру помещения. Ребята переходят от одной игрушки к другой, играя на каждой по очереди.

Ставим ширму и убираем за нее все музыкальные игрушки. Дети садятся по другую сторону от ширмы. Ведущий начинает производить звуки разными музыкальными игрушками поочередно, дети, не видя игрушки, на слух определяют их названия.

 

II. Игры и упражнения на коррекцию звукопроизношения.

       В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом». Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело — это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед «Волшебным зеркалом», учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление). Они с удовольствием «превращаются» в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.

1.Артикуляционная гимнастика и постановка звуков. Даже всем знакомая гимнастика в комнате интересней. 

           

Воздушно-пузырьковая колонна может использоваться   на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.

В процессе коррекционной работы учитель-логопед активно использует блоки релаксационного и активизирующего характера.

2. Формирование воздушной струи.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков — это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Звёздный  дождь» и «Светящиеся нити».

 На «песочном столе» рисуем воздухом и ищем сокровища.

                               

  2.« Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи»

Коррекционно-развивающие цели:

- развитие фонематического слуха, произносительных навыков в слогах, словах, предложениях, активизация внимания, памяти, развития воображения.

Оборудование:

Мягкие модули, ковер, проектор

Ход:

Напр. АВТОМАТИЗАЦИЯ звука С. Дети, мы отправляемся в путешествие. Закройте глаза, возьмитесь за руки. Раз, два, три – глазки открыли. ( в это время включается проектор). Путешествовать будем на нашем волшебном облачке, чтобы на него сесть, нужно придумать слово со звуком С и правильно его произнести. Молодцы! А теперь, чтобы облачко полетело, мы должны с вами произнести чистоговорку: СА-са – к нам летит оса

Су-су не боимся мы оса, СА –са улетай от нас оса.

Мы полетели. Закройте глазки и придумайте со словом оса предложение. Открыли глазки и произнесли свои предложения. Нам пора возвращаться. Закрыли глазки раз, два, три, глазки открыли, вот мы и на месте. ( проектор выключается.).


На этапе  автоматизации звуков используются следующие упражнения:

- «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

- «Горочка».   Набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).  

- «Дорожка».  Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками  и др.

Для развития фонематического слуха полезны следующие упражнения:

- «Прятки».    Опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

- «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

- «Два моря».   В оба контейнера рабочего стола наливается вода.   Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

- «Искатель». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй)  и раскладывает на две группы и др.

III. Игры и упражнения на активизацию и обогащения словарного запаса.

  1. « Придумай, как можно больше  слов»

Коррекционно-развивающие цели:

-активизация словаря, развитие внимания, памяти, интереса, снятие психо-эмоционального напряжения.

Оборудование:

Мягкие модули, сенсорные дорожки.

       Ход:

Ребенку предлагается задание:   подобрать , как можно больше прилагательных к слову . Ребенок называет прилагательное и делает шаг вперед.

                

  1. «Непростые шарики ( рыбалка)»( для нескольких детей)

Оборудование: сухой бассейн.

        Ход:

Дети находятся в сухом бассейне. Называя слово по заданию, ребенок достает и передаёт педагогу один мячик за каждое названное слово. Побеждает тот, кто больше достал мячиков из бассейна.

V. Игры и упражнения на коррекцию общей и мелкой моторики.

1. «Тактильные дощечки»

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие мелкой моторики., воображения, внимания, интереса, активизация словарного запаса снятие психо-эмоционального напряжения.

      Оборудование:

Тактильные дощечки, зеркальный шар, светильник со сменными разноцветными стеклами..

         Ход:

Напр. давайте представим себе море. В зависимости от погодных условий оно может быть разным. И мы попробуем его на « ощупь»

Ребенок закрывает глаза, перед ним кладется дощечка, ребенок проводит по ней ладонью и говорит свои ощущения ( гладкое, волнистое, доброе, колючее, злое и т.д.)

      2.«Заплети косичку»

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие мелкой моторики., воображения, внимания, интереса, зрительной активности, снятие психо-эмоционального напряжения.

Оборудование:

Фиброоптические волокна,  фибероптическая  занавесь

Панель способствует развитию тактильного, визуального восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность. Панель предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, также развивает осязательные навыки. Фибероптическая занавесь создает эффект мерцания при  полном или частичном отсутствии освещения.

 .

       Ход:

Ребенок из волокон плетете плетет косичку.

3.Рисование песком.

Стол – планшет для рисования песком необходим для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке.  Можем рисовать одной или двумя руками одновременно. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают «мануальный интеллект» ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.  

 

      4.  « Рыбки»

   

Оборудование: сухой бассейн.

 

* прокатывание шариков,

*собирание шариков по цвету и количеству, заданному взрослым,

*перекладывание шариков из одной руки в другую,

*сжимание шариков в руках,

*поглаживание шариков ладонями в сухом бассейне,

*доставание шариков со дна бассейна,

*поиск других предметов (например, кубиков или игрушек) отличающихся по фактуре, размеру, форме среди шариков

*выкладывание шариков в заданной последовательности по образцу или по памяти.

     5.«Релаксация»

 Оборудование: сухой бассейн

  Лёжа в бассейне, ребёнок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. глубокая мышечная релаксация способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.  

IV. Подготовка к обучению грамоте. Профилактика дисграфии и дислексии. 

Коррекционно-развивающие цели:

 Упражнять детей в узнавании образа буквы. Развитие мелкой моторики., воображения, внимания, интереса, зрительной активности, снятие психо-эмоционального напряжения. Развивать умение выполнять многоступенчатые инструкции.

  1. «Напиши буквы  

-на песке,

-светом (фиброоптическое волокно)

  1. Схема слова.

Оборудование: сухой бассейн, стол с песком.

*«Назови и напиши»\ упражняем в составлении схемы слова, учимся выполнять многоступенчатые инструкции.

 Ход:  в шариках потерялась игрушка. Найди её в бассейне. Назови .Составь схему слова с помощью шариков.

* «Собери слово».

           

            Ход: Взрослый предлагает найти  в песке буквы (  можно усложнить задание: найти на ощупь или  раздувая песок) и собрать из них слово, составить схему к слову (используя подручный материал: геометрические фигуры из математических наборов, кубики, пробки и тд.)

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Методическая копилка логопеда

Представлен материал  в виде упражнений по постановке звуков к, г, х....

Методическая копилка логопеда.

Представлен материал художественной литературы по лексико - грамматическим темам....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

Методическая копилка логопеда

Картотека предназначена для работы по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Удобна в использовании. Материал подобран для всех звуков. Можно давать в качестве домашнего задания. Картотек...