Формирование понятия ЗВУК.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Цели:

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие слухового внимания.

- Развитие ассоциативного мышления.

- Развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение).

Оборудование:

1.     Магнитофон, аудиозапись звуков (смех человека, мычание коровы, гудок автомобиля, звон колокола, шум дождя, шум моря, согласные звуки в алфавитном порядке, записанные с интервалом в 5-6 сек.)

2.     Шесть одинаковых плакатов с символическими изображениями частей тела.

3.     Мешочек из ткани размером 10  х   15 см с кулиской.

Организационный момент.

       Логопед просит каждого из ребенка, перед тем как он сядет на своё место, произнести какой-нибудь звук (чихнуть, покашлять, рассмеяться, громко отодвинуть стул и т. д.)

Логопед: Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое ЗВУК.

Основная часть.

Логопед: Сейчас мы послушаем плёнку с записью различных звуков. (Включает магнитофонную запись.) Знакомы ли вам эти звуки?

Дети: Да.

Логопед вновь включает магнитофонную запись и останавливает её по окончании каждого фрагмента. Пока звучит запись, логопед размещает на доске (начиная с левой стороны) шесть одинаковых плакатов. После прослушивания каждого звука проводится беседа.

Логопед: Дети, вы узнали этот звук.

Дети: Да, так мычит корова.

Логопед: Скажите, пожалуйста, вы должны увидеть корову, чтобы понять, что это мычит она?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издаёт, вы видите?

Дети: Нет.

Логопед: (Зачеркивает на плакате изображение глаза). Для того чтобы понять, что это мычит корова, вам надо её потрогать?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издает, вы можете потрогать?

Дети: Нет.

Логопед: (Зачеркивает на плакате изображение руки).  Для того чтобы понять, что это мычит корова, вам надо её понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издаёт, вы можете понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: (Зачеркивает на плакате изображение носа).  Что же надо сделать, чтобы понять, что это мычит корова?

Дети: Услышать.

Логопед: Правильно. Поэтому мы оставим на плакате изображение уха.

Аналогичная работа проводится со всеми записанными звуками. В результате на доске оказывается шесть плакатов, на которых не зачеркнутым остается только изображение уха.

Логопед: Итак, оказывается, для того чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать. Значит, то, что мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать, а можем только услышать, называется звуком. Правильно?

Дети: Да.

Логопед: Теперь давайте немного поиграем. (Раздаёт детям по одному мешочку.) Возьмите, пожалуйста, в руки мешочек и рассмотрите его. Загляните внутрь. Там что-нибудь лежит?

Дети: Нет.

Логопед: Опустите туда пальчики. Оттуда можно что-нибудь достать?

Дети: Нет.

Логопед: Понюхайте, из мешочка чем-нибудь пахнет?

Дети: Нет.

Логопед: Как видите, там нет ничего, что можно было бы увидеть, потрогать или понюхать. Теперь сделаем так. Я буду подходить к каждому из вас по очереди, вы откроете свой мешочек.

Логопед незаметно включает магнитофон, и дети слышат согласные звуки. Логопед останавливается около каждого ребенка, когда слышится какой-либо звук.

Логопед: Как же называется то, что сейчас выскакивало из ваших мешочков? Вы это видели, вы это могли понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: Как же это называется?

Дети: Звуки.

Логопед: Обратите, пожалуйста, внимание на их звучание. Короткое, резкое, вот такое. (Произносит согласные звуки и одновременно опускает указательный палец правой руки на тыльную сторону ладони левой.) Давайте попробуем сделать это вместе. Повторяйте за мной.

Дети повторяют за логопедом звуки и движения руки.

Логопед: Какой сильный удар. Он похож  на небольшой укольчик. Верно? Как выдумаете, можно сказать, что наш звук такой же короткий, резкий, как укол?

Дети: Да.

Логопед: Скажите, пожалуйста, а что надо сделать человеку, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Логопед: Давайте обозначим это так. (На доске рисует губы или показывает на картинке из игры: «Незнайка».)

Итог занятия.

Логопед: Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали? Звук – это то, что нельзя увидеть, потрогать, понюхать. Его можно только произнести и услышать. Вокруг нас очень много разных звуков. Есть и такие, при произнесении которых мы вспоминаем про укольчик. Так мы будем произносить согласные звуки нашего алфавита.

image

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формирование понятия ЗВУК.382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятия ЗВУК.

Цели:

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие слухового внимания.

- Развитие ассоциативного мышления.

- Развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение).

Оборудование:

  1. Магнитофон, аудиозапись звуков (смех человека, мычание коровы, гудок автомобиля, звон колокола, шум дождя, шум моря, согласные звуки в алфавитном порядке, записанные с интервалом в 5-6 сек.)
  2. Шесть одинаковых плакатов с символическими изображениями частей тела.
  3. Мешочек из ткани размером 10  х   15 см с кулиской.

Организационный момент.

       Логопед просит каждого из ребенка, перед тем как он сядет на своё место, произнести какой-нибудь звук (чихнуть, покашлять, рассмеяться, громко отодвинуть стул и т. д.)

Логопед: Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое ЗВУК.

Основная часть.

Логопед: Сейчас мы послушаем плёнку с записью различных звуков. (Включает магнитофонную запись.) Знакомы ли вам эти звуки?

Дети: Да.

Логопед вновь включает магнитофонную запись и останавливает её по окончании каждого фрагмента. Пока звучит запись, логопед размещает на доске (начиная с левой стороны) шесть одинаковых плакатов. После прослушивания каждого звука проводится беседа.

Логопед: Дети, вы узнали этот звук.

Дети: Да, так мычит корова.

Логопед: Скажите, пожалуйста, вы должны увидеть корову, чтобы понять, что это мычит она?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издаёт, вы видите?

Дети: Нет.

Логопед: (Зачеркивает на плакате изображение глаза). Для того чтобы понять, что это мычит корова, вам надо её потрогать?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издает, вы можете потрогать?

Дети: Нет.

Логопед: (Зачеркивает на плакате изображение руки).  Для того чтобы понять, что это мычит корова, вам надо её понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: А звук, который она издаёт, вы можете понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: (Зачеркивает на плакате изображение носа).  Что же надо сделать, чтобы понять, что это мычит корова?

Дети: Услышать.

Логопед: Правильно. Поэтому мы оставим на плакате изображение уха.

Аналогичная работа проводится со всеми записанными звуками. В результате на доске оказывается шесть плакатов, на которых не зачеркнутым остается только изображение уха.

Логопед: Итак, оказывается, для того чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать. Значит, то, что мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать, а можем только услышать, называется звуком. Правильно?

Дети: Да.

Логопед: Теперь давайте немного поиграем. (Раздаёт детям по одному мешочку.) Возьмите, пожалуйста, в руки мешочек и рассмотрите его. Загляните внутрь. Там что-нибудь лежит?

Дети: Нет.

Логопед: Опустите туда пальчики. Оттуда можно что-нибудь достать?

Дети: Нет.

Логопед: Понюхайте, из мешочка чем-нибудь пахнет?

Дети: Нет.

Логопед: Как видите, там нет ничего, что можно было бы увидеть, потрогать или понюхать. Теперь сделаем так. Я буду подходить к каждому из вас по очереди, вы откроете свой мешочек.

Логопед незаметно включает магнитофон, и дети слышат согласные звуки. Логопед останавливается около каждого ребенка, когда слышится какой-либо звук.

Логопед: Как же называется то, что сейчас выскакивало из ваших мешочков? Вы это видели, вы это могли понюхать?

Дети: Нет.

Логопед: Как же это называется?

Дети: Звуки.

Логопед: Обратите, пожалуйста, внимание на их звучание. Короткое, резкое, вот такое. (Произносит согласные звуки и одновременно опускает указательный палец правой руки на тыльную сторону ладони левой.) Давайте попробуем сделать это вместе. Повторяйте за мной.

Дети повторяют за логопедом звуки и движения руки.

Логопед: Какой сильный удар. Он похож  на небольшой укольчик. Верно? Как выдумаете, можно сказать, что наш звук такой же короткий, резкий, как укол?

Дети: Да.

Логопед: Скажите, пожалуйста, а что надо сделать человеку, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Логопед: Давайте обозначим это так. (На доске рисует губы или показывает на картинке из игры: «Незнайка».)

Итог занятия.

Логопед: Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали? Звук – это то, что нельзя увидеть, потрогать, понюхать. Его можно только произнести и услышать. Вокруг нас очень много разных звуков. Есть и такие, при произнесении которых мы вспоминаем про укольчик. Так мы будем произносить согласные звуки нашего алфавита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «речевой звук».

Звуки мы слышим и произносим.В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия «речевой звук», а так же подготовительные игры, це...

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "неречевой звук"

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений , направленных на развитие детей узнавать неречевые звуки....

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "речевой звук"

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия "речевой звук", а также подготовительные игры, цель которых - развитие речевого с...