Статья Мой ребенок не говорит
статья по логопедии на тему

Безрукова Анастасия Алексеевна

В статье рассматриваются фонологические нарушения в развитии ребенка (диагностика, причины)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pochemu_rebyonok_ne_govorit.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребёнок не говорит?

Речь – один из основных видов коммуникативной деятельности человека. При нарушении развития речи коммуникации ребёнка ограничены, снижается количество информации, получаемой им при общении с взрослыми, нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Ученые давно пытались выяснить механизм восприятия и продуцирования речи, но только сейчас туман в этой области начинает рассеиваться.

Недавние исследования с использованием самых современных методик подтвердили, что левое полушарие мозга связано с главными функциями восприятия и продуцирования речи, однако они же выявили, что и правое полушарие играет важную роль в обслуживании речевых функций.

Речь можно рассматривать как серию физических сигналов, которые развертываются во времени. Однако мозг по-разному перерабатывает слуховую информацию, необходимую для речевого общения. В частности, определение и переработка фонем (мельчайших речевых единиц) осуществляется левым полушарием, в то время как правое полушарие ответственно за медленно изменяющуюся слуховую информацию, которая имеет типичные признаки мелодий.

Расстройства речевого развития – одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Данной патологией страдают 7,5 – 10 % детей дошкольного возраста, у мальчиков она наблюдается чаще.

Основными причинами, которые побуждают родителей обратиться к неврологу, являются:

  • позднее развитие речи;
  • ребенок, понимая речь, сам не говорит (расстройство экспрессивной речи);
  • ребенок сам говорит, но не понимает содержание чужой речи (расстройство рецептивно – сенсорной речи);
  • ребенок не говорит, и не понимает слов, обращенных к нему  (расстройство экспрессивно – рецептивной речи);
  • множественные нарушения звукопроизношения.

Чем раньше родители замечают и осознают проблемы развития своего ребенка, своевременно обращаются к врачу и начинают их исправлять, тем больше у ребенка шансов на успешное их преодоление.

В оценке речевого развития ребенка, невролог пользуется следующими показателями:

  • в год объем активного словаря должен быть не менее 10 слов;
  • в два года ребенок строит фразу их двух слов, к концу второго года словарный запас – 200 слов;
  • в три года дети используют в речи фразы из 3-4 слов, словарный запас – около 1000 слов;
  • в четыре года предъявляются требования к качеству речи: ребенок использует основные предлоги (на, с/со, в, из, под, из-под, за, из-за), строит правильную звуковую структуру слова; определяет единственное и множественное число, согласует слова во фразе по роду и падежам, составляет рассказ по картинке;
  • в пять лет умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный);
  • в семь лет строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья).

Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении, но это не настоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии.

Что такое фонологическое развитие? Это появление у детей правильно организованной речи.

К 1,5 годам не менее 25% слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к 2 годам – 50 – 75 % слов; к 3 годам свыше 75% слов. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми.

Вот наиболее типичные ошибки детей, осваивающих «взрослую» систему звуков:

- произнесение глухих согласных в начале слова как звонких («тётя – дётя») до 3х лет;

- замена звонких согласных на глухие в конце слова («дед – дет») обычно исчезает к 3м годам;

- потеря конечной согласной («Коля – Коя») исчезает к 3 годам и 3 месяцам;

- неспособность произносить шипящие звуки («щепка – сепка») проявляется до 3,5 лет;

- «глотание» неударных, «слабых» слогов («телефон – теффон») до 4 лет;

- потеря звуков («бант – бат») до 4 лет и т.д.

Фонологическое развитие обычно продолжается до 5ти лет, хотя имеются индивидуальные отклонения.

Артикуляция – общий термин, используемый в фонетике, для обозначения физиологических движений, изменяющих поток воздуха в голосовом пути выше гортани.

Нарушения фонологического развития – это группа нарушений, которые лишают ребенка способности легко понимать речь взрослых (4 года). Они выражаются прежде всего как неспособность произносить некоторые или все звуки.

Фонологические нарушения принято подразделять на три категории (в зависимости от причин появления):

  • первая причина – структурные дефекты и аномалии в речевых органах (дефекты языка, твердого неба и т.д.);
  • вторая причина – неврологические проблемы управления мышцами рта, из-за которых ребенок не в состоянии осуществлять достаточно сложный и тонкий двигательный контроль за мышцами, которые участвуют в произнесении речевых звуков. Это дизартрия развития;
  • третья группа фонологических нарушений – диспраксия развития. Эти нарушения не имеют явных причин.

Симптомы фонологических нарушений значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Диагностика часто затруднена, поскольку ребенок с фонологическими нарушениями осваивает речевые звуки более медленно, чем сверстники, но в ой же самой последовательности. Таким образом, речь нормальная для 4-летнего ребенка, может быть признана фонологическим нарушением для 6-летнего.

По мере нормального освоения речевых звуков все дети делают несколько общих ошибок. Это пропуски звуков, искажение или замена звуков. У детей с фонологическими нарушениями речевые навыки приобретаются более медленно. Таким образом, возраст – важный фактор в этом вопросе.

Для постановки правильного диагноза – нужно исключить другие возможные причины нарушения речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Научите ребенка красиво говорить»

Статья о том,как научить ребёнка красиво говорить.Призывает заниматься с ребенком дома, читать ему книги, рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание сказки (рассказа)....

Статья "Когда ребенок говорит неправду"

Консультация для родителей...

Информационная статья для родителей "Если ребенок не говорит"

Если вашему ребенку от 2 лет 7 месяцев до 3 лет, и он еще не говорит, нужно бить тревогу....

Статья "А мой папа говорит"

laquo;А МОЙ ПАПА ГОВОРИТ….»...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты произноше...