Проект "Информационно-коммуникационные технологии в работе с родителями"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Салащенко Елена Николаевна

Проект создан с целью совершенствования форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий и решения актуальных проблем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. В проекте описаны этапы работы и описаны планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Информационно-коммуникационные технологии в работе с родителями»

Выполнил:

Салащенко Е. Н.

учитель-логопед МАДОУ Большеалексеевского д\с комбинированного вида «Калинка»

                                                     О Г Л А В Л Е Н И Е

Обоснование итоговой работы………………………………………………3

Краткое описание этапов работы……………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………….10

Приложение………………………………………………………………….11

     

ОБОСНОВАНИЕ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ

Цель проекта: Совершенствование форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий с целью решения актуальных проблем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Задачи: формировать у  родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия; повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с учителем-логопедом.

Актуальность

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как фактора, определяющего не только развитие ребёнка, но и развитие всего общества. Но семье нужно оказывать помощь в развитии и воспитании детей, особенно, если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.

       Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательной работы: специалиста – логопеда, ребёнка и родителей. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребёнка.

       Изучение семей показало, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребёнка, имеет ряд особенностей:

- родители не замечают особенностей личности ребёнка, не догадываются, что у ребёнка есть речевые недостатки;

- родители озабочены нахождением ребёнка в коррекционной группе, но считают, что нарушение несерьёзное;

- родители с высоким уровнем тревожности по поводу отклонений в развитии ребёнка заинтересованы в занятиях, но дети таких родителей имеют заниженную самооценку.

      Эффективность коррекционной работы будет выше, если нас будут понимать, помогая своим детям, социально значимые, близкие люди – родители.

       Но согласованное взаимодействие возникает не сразу. Поэтому работа специалиста с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушениями речи, имеет следующие цели.

  1. Заручиться поддержкой родителей, приобщить их к проблемам своих детей.
  2. Оказать родителям квалифицированную помощь, повышать их компетентность в вопросах речевого развития ребёнка.
  3. Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду.
  4. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.
  5. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

       Наиболее часто используемыми специалистами и педагогами ДОУ формами организации коррекционно-педагогического процесса с детьми и родителями являются родительские встречи, консультации и беседы, семинары-практикумы. Данная работа даёт результаты, если хорошо спланирована и долгосрочна.

        Но нельзя идти только традиционными путями. Поэтому деятельность специалистов посвящена поиску инновационных путей организации сотрудничества и помощи семьям, воспитывающим проблемных детей, новых форм взаимодействия с семьёй и их апробации на практике.

     Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ

  1. Анкетирование с целью выявления имеющихся условий у родителей для применения информационно-коммуникационных технологий.
  2. Создание электронной почты.
  3. Консультации по запросу родителей.
  4. Обучение родителей (в случае необходимости) работе на ПК.
  5. Создание сайта для родителей.
  6. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу с родителями.

На подготовительном этапе нашей работы мы провели анкетирование родителей  с целью выявления имеющихся у них условий для применения информационно-коммуникационных технологий. Выяснилось, что у 85 % есть ПК, 70 имеют электронный адрес. Родители, которые не имели адреса электронной почты, создали его. Далее была проведена консультация для родителей о том, как мы будем обмениваться информацией по электронной почте.

Следующим этапом в нашей работе было ознакомление родителей с особенностями работы учителя-логопеда и разъяснение того, как нужно заниматься с детьми дома. В этом нам помогла мультимедийная презентация.

Цель использования мультимедийной презентации – в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми логопедическими терминами, дать понятие об основных направлениях коррекционной работы.

Для проведения консультаций мы используем не менее эффективную фору работы –  информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям  легче удержать в памяти весь её объем, и  они могут вернуться к материалам неоднократно.  И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные,  с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание  даже не у самых активных родителей.

Большую помощь может оказать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе. Как правило, на сайтах ДОУ и группах размещается не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения различных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.

Поэтому мы решили создать такой сайт «Бегемотик». Он находится на стадии разработки. На сайте мы предполагаем размещать материал в нескольких рубриках.

Рубрика «Игротека» познакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными на:

- закрепление правильного произношения поставленного звука;

- на расширение словарного запаса дошкольника;

- закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно;

- воспитание навыков словообразования;

- закрепление правильного употребления грамматических категорий.

      Рубрика «Советы логопеда» предполагает содержание конкретных рекомендаций:

  • как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребёнка;
  • как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребёнка, создавать положительную мотивацию к занятиям и т.д.);
  • как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;
  • как развивать мелкую моторику рук;
  • Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предложит рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и  описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д.
  • Рубрика «Вопросы и ответы» поможет родителям задать вопрос и получить на него ответ.
  • Рубрика «Ваши предложения» предполагает помощь родителей в организации и проведении мероприятий образовательного процесса.
  • Рубрика «Фотогалерея» предполагает размещение выставок фотографий из жизни детей в детском саду.

           На заключительном этапе внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу с родителями мы надеемся получить положительный результат совместной работы учителя-логопеда и родителей, а также удовлетворение потребностей родителей .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Внедряя в практику новые информационно-коммуникационные технологии,  имеющие огромный потенциал, надеемся заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, активизировать родителей в вопросах коррекции речи  и воспитания  ребёнка.