Конспект Интегрированной непосредственной образовательной деятельности по областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация» в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка - зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Оксана Александровна

  Конспект Интегрированной непосредственной образовательной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл timofeeva_3.ppt.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 400

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

                                             Конспект

Интегрированной непосредственной образовательной деятельности

по областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: «Зимушка - зима»

                                                         Подготовила и провела: учитель-логопед

                                                первой квалификационной категории

                                           Тимофеева Оксана Александровна.

                                                   

                                                                                 

Москва 2013 – 2014 учебный год

Цель: Упражнять детей в образовании родственных слов.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные: 

- Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, зимних явлениях природы;

- обогащать словарь прилагательными, однокоренными словами;

2. Коррекционно – развивающие:

 - развивать грамматический строй речи: упражнять детей в образовании родственных слов по вопросам;

- учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения;

- учить находить «лишние» слова, не подходящие по значению ко всем остальным.

3. Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать инициативность, самостоятельность, любовь к зиме и зимним явлениям;

- воспитывать доброжелательность, любознательность, чувство коллективизма и сопереживания.

Оборудование: бумажные снежинки; карточки с буквами; буква З.

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро». Приветствие.

Логопед:                       Придумано кем-то просто и мудро

                                        При встречи здороваться: - Доброе утро.

 Дети:                              - Доброе утро! Солнцу и птицам.

- Доброе утро! Улыбчивым лицам.

                                         И каждый становится добрым, доверчивым…

                                         Пусть добро утро длится до вечера.  

           2. Упражнение «Снежинки»

          - Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. На какое слово похоже слово снежинки? (снег)

         - Какие вы знаете слова, похожие на слово «снег»? (снежинка, снежный, снежок, снеговик, Снегурочка, снегирь).

         - Снежинки волшебные, на них нарисованы картинки.

Логопед переворачивает снежинки, на них нарисованы картинки: зебра, индеец, морковь, арбуз.

Логопед: Все слова скажите вслух,

           Выделяя первый звук.

           Звуки те соедините

           И скорей произнесите.

Вопросы к детям:  - Какое слово получилось? (Зима)

                                       - Что такое зима?
                                      - Когда наступает она?
                                      - Что вам нравится зимой?

Логопед: - Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, и выполнять разные задания.

        3. Дидактическая игра «Подбери родственное слово»

Логопед:   - Каким, словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка)

 - Как можно назвать день зимой? (Зимний)

  - Природа что делает? (Спит)  А  как сказать от слова зима? (Зимует, зимовать)

  - Как называются птицы,  которые остаются у нас на зиму? (Зимующие)

 - Какая есть птица от слова зима? (Зимородок)  Логопед показывает картинку.

- Если хлеб посеяли под зиму, то он какой? (Озимый)

- Звери в лесу пережили зиму. Что они сделали? (Перезимовали)

- Какие мы подобрали слова? (Зима, зимушка, зимний, зимует, зимовье, зимородок)

- Молодцы!  Какое слово есть во всех этих словах? (Зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.

Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".

 Логопед:  - Про что можно сказать «зимний»? (День,  лес, сад…) «Зимняя»? (Пора, погода, дорога, стужа…)  «Зимнее»? (Небо, солнце, утро…) «Зимние»? (Дни, сапоги)

             4. Упражнение «Вспомни – назови».

  Логопед: - Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.

Зимушка – зима сменила

Дождь осенний на мороз,

Озимые снежком прикрыла

И щиплет ребятню за нос.

Медведь в берлогу на зимовку

Залёг до будущей весны.

Клесты, зимующие птицы,

Гнездятся на ветвях сосны.

По-зимнему природа нарядилась,

И зимние забавы допоздна

Ребятам на прогулках подарила,

Покуда не пришла весна.

  1. Физкультминутка. Речь с движением «Снежок».

Давай, дружок,                                (Дети идут по кругу друг за

            смелей, дружок,                  другом, изображая, что

Кати по снегу свой снежок.           катят перед собой снежок.)

Он превратится                               (Останавливаются, «рисуют»

                     в толстый ком.            двумя руками ком.)

И станет ком снеговиком.              («Рисуют» снеговика из трёх

                                                            кругов разного размера.)

Его улыбка так светла!                   (Показывают на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.         (Показывают глаза, прикры-

                                                          вают голову ладошкой, пока-

                                                          зывают нос, встают прямо,

                                                          держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечёт слегка -         (Медленно приседают.)

Увы! – и нет снеговика.                 (Пожимают плечами,

                                                          разводят руками.

  1. Упражнение «Живые буквы»

Логопед: - Какой первый звук в слове ЗИМА? (Звук [Зь].) Дайте характеристику звуку [Зь]. В какой букве живёт звук [Зь]? В какую сторону смотрит буква З?

        Далее дети делятся на две команды. Каждая команда получает карточки с буквами и выстраивает слова. Первая команда - ЗИМА. Вторая команда выкладывает слово -  САНКИ.  

                                   

  1. Упражнение «Назови лишние слово»

Логопед:  - Я назову слова, а вы внимательно слушаете и назовите слово, не подходящие ко всем остальным.

             - Зимовать, зимушка, земляника, зимующие.

             - Земля, зимушка, зима, озимые.

             - Зимовка, зимовать, замораживать, зимняя.

             - Зимующие, морозить, зимовать, озимые.

     Упражнение заканчивается составлением предложений с этими словами.

  1. Пальчиковая гимнастика “Снежинки”:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладошке)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке)

Но где же, снежинки? В ладошке вода.

(На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

(Ритмичные потряхивания ладошками)

Как видно, ладошки мои горячи.

(Ритмичные потряхивания ладошками)

  1. Итог НОД.

        Логопед спрашивает у детей о том, какие задания понравились, что было трудным, что лёгким. Просит оценить работу сверстников на занятии. 

Логопед: - Посмотрите, прилетели  ещё снежинки, а на них, что-то написано.

Каждый ребёнок получает снежинку и читает слово на ней:  - Молодец!